ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
МАНИЛОВ БЕССМЕРТЕН! ДОКАЗАНО В УКРАИНЕ…
11.12.2010 / Газета: Час пик / № 49(502) / Тираж: 5000

Со стороны все приготовления, которые ведутся к Чемпионату Европы в маленьких польских городках, создают впечатление, что они уже сейчас закладывают будущее процветание самим себе на всю оставшуюся жизнь.

В реальности к проведению Чемпионата Европы у нас практически ничего не готово. Чиновники всех уровней наперебой кричат о каких-то «плановых» темпах и полном контроле над ситуацией, но никаких темпов, и никакого контроля нет. Это — не вывод автора. Это — осязаемый итог того, о чем мы говорили в Жешуве.

До одного из главных спортивных событий во всей истории независимой Украины — Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» остаются в буквальном смысле считанные месяцы. При этом событие беспрецедентного масштаба для стран, которые станут его хозяйками — Польши и Украины — имеет огромное значение не только с точки зрения престижа, но и с точки зрения привлечения колоссальных инвестиций в экономику, и возможности совершить серьезное продвижение в своем развитии. Но если одни реализуют эти возможности, другие показывают нечто прямо противоположное.

Главным ресурсом почему-то никто не пользуется

Получив почетную возможность принять у себя финал Чемпионата Европы, украинские политики и чиновники от спорта, к счастью, быстро сообразили, что нынешнее состояние спортивной инфраструктуры в городах не может быть полноценно использовано даже для проведения соревнований между средними школами, не говоря уже о континентальном первенстве. Однако дальше осознания проблемы дело как-то не пошло, и принимать волевые решения, а тем более строить конкретные планы и выделять под них конкретные суммы денег долгое время никто не спешил. Традиционно длительное раскачивание неповоротливой бюрократической машины едва не стоило Украине такого уникального шанса. После ряда возмущенных протестов со стороны европейцев из УЕФА, вызванных медлительностью при подготовке к Чемпионату, в четырех городах — Киеве, Донецке, Харькове и Львове — все-таки перестали заниматься перетягиванием финансового каната и принялись за дело. Участвовавшая в борьбе за право проведения у себя нескольких игр Одесса с непонятным «свистом» пролетела мимо такой возможности. Кто виноват в том, что Львов и Харьков получили возможность с легкостью обойти город у моря, сейчас спорить уже бессмысленно. Однако нерасторопность местных чиновников, которые вяло, как будто бы нехотя, принялись строить планы по реконструкции одесского аэропорта и стадиона «Черноморец», а также развития туристической инфраструктуры, привела к тому, что сегодня наш город, в лучшем случае, может стать лишь транзитным пунктом для болельщиков из других стран. Все самое интересное при этом будет проходить в других городах нашей страны.

Тем не менее, событие такого масштаба, как «Евро» не может остаться незамеченным для всех уголков страны, даже достаточно отдаленных от центральных спортивных арен первенства. И если уж говорить о перспективах Одессы, то даже при нынешнем положении дел, они выглядят достаточно заманчиво. Удастся ли тем, от кого в Южной Пальмире что-то зависит, не «прозевать» хоть такую возможность привлечения в наш город вначале инвесторов, а затем — туристов, покажет время. Однако сегодня бесспорным остается одно: этим самым главным для нас ресурсом — временем — почему-то никто никак не пользуется.

В то же время в Польше ситуация прямо противоположная. Например, Краков (как и Одесса, он уступил другим право принимать у себя один из этапов первенства) и Жешув (никогда не имевший подобных амбиций, однако лежащий на середине трехсоткилометрового пути между Львовом и Варшавой) работают так, как будто это у них пройдет основной этап первенства.

Со стороны все приготовления, которые ведутся к европейскому футбольному празднику в этих второстепенных и относительно небольших городах, создают впечатление маленьких заводов, каким-то чудом получивших несметные заказы на выпуск продукции, что обеспечит и городу, и горожанам абсолютное процветание на всю оставшуюся жизнь.

Встречей десятков тысяч болельщиков (которые транзитным потоком захватят Перемышль, Краков и Жешув) в этих городах и их окрестностях озабочены сегодня буквально все службы и органы власти, не говоря уже о предпринимателях. Здесь строятся отели, тренировочные базы и современные дороги. Однако, обо всем по порядку.

Украинцы гордо проявляют абсолютную лень

Одним из основных проблемных вопросов, которые необходимо решить до 2012-го года (как для украинской, так и для польской сторон), является вопрос обеспечения безопасного, быстрого и комфортного пересечения границы. Следует отметить, что граница между нашими странами, протяженность которой составляет 535 километров, отделяет не только два соседствующих государства, но и с польской стороны является рубежом, так называемой Шенгенской зоны. Именно этот факт весьма обязывает поляков в отношении соблюдения европейских норм и стандартов.

На сегодня только в Подкарпатском воеводстве (административная единица, аналогичная области у нас, — авт.) пересечение границы обеспечивается на 3 пунктах пропуска, проходят через которые в обоих направлениях 20 тысяч человек в сутки. По словам Подкарпатского воеводы Мирослава Карапита, до 2012-го года число пунктов пропуска будет увеличено, минимум, вдвое. Контроль всего этого движения с обеих сторон границы осуществляют таможенные и пограничные службы обеих стран.

Интересно, что, в отличие от украинской таможни, выделенной в отдельное ведомство, в Польше этот орган относится к министерству финансов, является его структурным подразделением, и обеспечивает четкость координации действий служб, работающих на пунктах пропуска, лучше, чем у нас огромное и специализированное ведомство.

По новым стандартам, которые поляки рассчитывают окончательно ввести по всей протяженности своей границы с нашей страной до 2012-го года, проверка автомобиля, пересекающего границу, должна занимать от 10 до 15 минут. На сегодняшний день эта норма превышается в два раза и более. Сократить волокиту планируется двумя способами. Во-первых, активно ведутся работы по реконструкции и переоборудованию пунктов пропуска с увеличением количества коридоров, а, во-вторых, постепенно вводится новый стандарт в работе, получивший название «One-stop». Суть его заключается в том, что со своей стороны поляки оснастят пункты пропуска специальным оборудованием на всем участке пересечения границы для автотранспорта. И, кстати, украинские пограничники получат полный доступ (!) к этой инфраструктуре.

Уже сегодня на переходе границы в районе населенных пунктов Шегини-Медика, авто, которое подъезжает к контрольному пункту, останавливается лишь единожды у специального павильона, где параллельно работают и таможенная, и пограничная службы. Проверка документов, содержимого машины, ее технического состояния осуществляется обеими службами одновременно, что позволяет более чем в два раза сократить время на необходимые процедуры. Кроме того, появятся на границе Украины и Польши так называемые «Зеленые коридоры», в рамках которых будет существенно упрощена процедура пересечения границы для студентов, представителей науки и бизнеса.

Поляки уже сегодня выделяют порядка 144 миллионов злотых ($6 млн.) для организации работы самого современного в Европе пешего перехода через границу, строительство которого предполагает соблюдение всех европейских норм и стандартов.

В общей сложности на реконструкцию и техническое переоснащение пунктов приграничного пропуска уже выделена сумма в размере 300 миллионов злотых ($13 млн.)

Следует отметить, что большая часть всех этих блестящих планов и проектов, предусматривающих обязательное сотрудничество обеих сторон, чаще всего является… односторонней инициативой поляков. Украинцы с каким-то непонятным чувством собственной гордости проявляют… абсолютную лень.

С 1991 года между Украиной и Польшей существует договор, согласно которому пункты пропуска через границу строятся «зеркально» с обеих сторон. Однако, по словам М. Карапита, для Польши это правило давно потеряло актуальность — Украина не реагирует.

Между тем, по ту сторону нашей границы работа просто кипит в Варшаве, Познани, Гданьске и Вроцлаве. Не менее активно, хотя и не так масштабно, к Чемпионату готовятся и в других городах, которые рассчитывают на дивиденды от ЧЕ за счет своего транзитного потенциала. М. Карапита, считает, что связано это, прежде всего с тем, что разброс городов-хозяев матчей предполагает активную миграцию болельщиков, которая обеспечит циркуляцию денег не только в местах проведения соревнований.

Например, Перемышль, который называют «форточкой» в Европу. На сегодняшний день в этом маленьком приграничном городке с населением в 67 тысяч человек строят амбициозные планы, ставшие реальностью благодаря предстоящему спортивному событию. Поскольку Перемышль является крупной промежуточной станцией на железнодорожной магистрали Львов — Краков, и расположен в центре автомобильного пути между этими двумя городами, то, по словам мэра города Роберта Хомы, в ближайшие два года туристический потенциал района будет стремительно развиваться.

Уже сегодня планируется полностью модернизировать железную дорогу непосредственно до границы с Украиной. Ожидается, что инвестиции в сам Перемышль и его окрестности составят десятки, а, возможно, и сотни миллионов злотых. Интересно, что все эти перспективы сегодня уже покидают разряд неопределенных мечтаний и решительно переносятся в список реализуемых проектов.

Заметим тут же, что сегодня уровень безработицы в Подкарпатье составляет порядка 18 процентов, и Роберт Хома не сомневается, что эта цифра будет прогрессивно уменьшаться, по мере приближения даты главного спортивного события.

Контрасты, или для чего, и для кого строят «у них» и у нас…

Один из ключевых моментов — реконструкция аэропортов. Так, в международном аэропорту Жешува, который будет не самым основным транспортным коридором Чемпионата, планируется реализовать 4 крупных проекта. 70 миллионов злотых и 14 месяцев будет потрачено на строительство нового пассажирского терминала. Он примет первых пассажиров уже в июне 2011-го года. Главная цель проекта заключается в увеличении пропускной способности воздушных ворот Жешува. Следующий крупный проект в аэропорту касается строительства стоянки для самолетов, на что будет потрачено 30 миллионов злотых. Модернизация и техническое переоснащение ждет также и пожарную службу аэропорта. Сегодня автопарк службы обеспечен сверхновой техникой, пожарными автомобилями, два из которых еще даже не стали на рельсы серийного производства и являются экспериментальными моделями.

Следует отметить, что Жешувский международный аэропорт, несмотря на относительную удаленность города от основных арен Чемпионата, может стать одним из основных в стране, поскольку обладает второй по протяженности (после Варшавы) взлетно-посадочной полосой длиной 3200 метров. Именно это условие обеспечивает аэропорт необходимыми параметрами для приема и отправки трансатлантических лайнеров. В свою очередь, генеральный консул США в Кракове Ален Гринберг подчеркнул, что за океаном уже сегодня наблюдается большой интерес к таким регионам. Крупные лайнеры, выполняющие трансатлантические рейсы, смогут эффективно использовать аэропорты Варшавы и Жешува, а, следовательно, оставлять здесь немалые средства в виде оплаты за транзит, заправку, техобслуживание, комфорт и услуги. Таким образом, «Евро» сделало для этого региона то, о чем раньше просто не могли и мечтать.

Сравним эту ситуацию с положением Одесского международного аэропорта. Помимо регулярно появляющихся на градостроительном совете новых эфемерных проектов реконструкции этого, извините, сарая, ничего, заслуживающего внимания, здесь не происходит уже много лет.

Но вернемся к Польше. Не все безоблачно и у них. Правда, единственное, что здесь вызывает тревогу, это то, что от темпов развития приведенных выше объектов сильно отстает строительство дорог.

Один из самых крупных дорожных проектов в Польше — четырехполосная автострада А-4. Работы по ее строительству начались в мае 2010 года. Закатать в асфальт последний проектный километр 168‑километрового шоссе инженеры планируют в июне 2012‑го года. Общая стоимость — 10 миллиардов злотых.

Интересно, что строительство одного километра шоссе в Украине стоит в два раза дешевле, чем в Польше. Отчасти это связано с совершенно иным порядком оплаты труда рабочих и разницей в стоимости расходных материалов. Однако, даже эти факты не могут до конца объяснить, почему поляки закатывают в каждый километр дороги вдвое больше денег, чем украинцы. Очевидно, что самым главным фактором, который существенно увеличивает стоимость работ, является качество дорожного покрытия. Представители фирмы, которая занимается строительством в Жешуве, подчеркнули мне, что «закатывать в асфальт» нужно много, если вы строите дорогу не «к дате», а для комфорта людей, причем на долгие годы (очевидно, так они деликатно дали мне понять для чего, и для кого строят дороги в Украине, — авт.).

Кидалов и Зубик пытались представить Украину. Представили...

Существенные изменения, в связи с подготовкой к футбольному первенству, предстоит пережить и правоохранительной системе Польши. Так, по словам экс-министра юстиции генерала Збигнева Цвиенкалски, уже до конца текущего года будут разработаны изменения в законодательстве, которые позволят усилить меры предупреждения террористических актов. Из новшеств, которые уже введены в систему, или будут введены до 2012 года, появится, например, правило, запрещающее болельщикам на стадионах закрывать лицо одеждой. Это правонарушение, а также хулиганство, участие в массовых беспорядках могут привести к штрафу от 1500 злотых до 1,2 миллиона, или до шести лет лишения свободы (для сравнения: у нас болельщиков-нарушителей наказывают штрафом в 5000 гривень, а в случае рецидивов хулиганства суммы взыскания удваиваются, и все).

Полностью запретят на польских стадионах распитие спиртных напитков. Штраф за нарушение составит от 1,5 до 3 тысяч злотых. Однако, тут в конфликт вступают бизнес-интересы производителей пива, многие из которых являются спонсорами Чемпионата. Правительство Польши, рассмотрев все предложения, связанные с этим, приняло решение разрешить реализацию напитков с крепостью не более полпроцента.

А вот что касается возможных террористических угроз, то, по словам председателя совета Евроатлантической Ассоциации Януша Онишкевича, внимание террористов может быть привлечено, прежде всего, футбольными командами и болельщиками из Израиля, Англии и США. А поскольку на сегодняшний день пока еще неизвестно, какие команды будут играть в финале Чемпионата, то внимание правоохранителей сконцентрировано на детальной проработке всех возможных сценариев. Кстати, в связи с тем, что Польша в свое время была представлена своим военным контингентом в Ираке, есть опасения возникновения угрозы и с этого направления.

Одна из мер безопасности, которая будет введена на всех польских стадионах — создание системы именных билетов, на каждом из которых будет указываться точная информация об их владельцах. Благодаря этому, в случае возникновения каких-либо конфликтов в том или ином секторе на трибунах, операторы службы безопасности практически сразу смогут получить информацию о том, кто именно принимает в них участие.

Интересно, что ни о чем подобном украинские правоохранители пока еще даже не помышляли. Иногда создается впечатление, что не только правоохранители, но и все те, от кого зависит подготовка к «Евро» у нас, и вовсе не думают об этом главном спортивном событии 2012‑го года, имеющем мировое значение.

Так, в ходе международного семинара по вопросам обеспечения проведения Чемпионата Европы, который прошел в Жешуве 18‑го ноября, Украину пытались представлять советник председателя Комитета «Евро 2012» во Львове Сергей Кидалов и представитель УМВД во Львовской области Александр Зубик, которые, однако, ничего внятного о подготовке Украины к первенству сказать так и не смогли. Если опустить даже тот факт, что такое «жидкое» представительство нашей страны в лице двух чиновников регионального уровня говорит о безответственности нашей стороны даже при подготовке к состоявшемуся семинару, то неспособность этих же господ ответить хотя бы на один вопрос участников конференции, у нас, украинских журналистов, вызвала жгучий стыд за свою страну.

…К сожалению, шансов догнать западных соседей в возможности реализовать сколь-нибудь масштабные проекты, у Украины не так уж и много. Правда, и Польша — отнюдь не самая богатая страна в Европе. И нынешние миллиардные инвестиции в подготовку к футбольному первенству ее экономика вряд ли «потянула» бы, если бы не одно «но».

Поскольку Польша является членом Евросоюза, то ей помогает весь союз. Так, 75 процентов всех вышеназванных сумм поступают исключительно в виде дотаций ЕС. И только четверть стоимости масштабных проектов ложится непосредственно на госбюджет самой Польши. Такая вот простая формула позволяет нашим ближайшим соседям не мечтать о достижении евростандартов, а активно действовать в этом направлении.

Может быть, по той причине, что украинцам неоткуда ждать существенной помощи, а в подготовке к «Евро» мы вынуждены больше рассчитывать на свои собственные силы, все у нас и происходит так, как происходит. Но, в то же время, очевидно и другое. У нас срабатывает классический стереотип, четко выраженный в известной поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!». Так и здесь. Мы до сих пор демонстрируем неспособность хотя бы просчитать, что и сколько могут принести в нашу страну сотни тысяч иностранных болельщиков аж через 1,5 года. А поскольку такой картины наши чиновники себе не представляют, то далее вялых работ на стадионах и пламенных речей с экранов ТВ дело и не движется.

Хамство и дикость — как «наш товарный знак»

Между тем, Украина для европейцев продолжает оставаться экзотической страной шароваров, вышиванок, непроходимой твердолобости и хамства. Для иностранцев, впервые направляющихся в нашу страну, приключения начинаются уже на границе. Взгляд на окружающий мир широко раскрытыми от удивления глазами появляется сразу у входа в здание пункта пропуска на пешем переходе границы в Шегини-Медике.

Зданием эту постройку, где красуется гордая, давно выцветшая надпись «Ласкаво просимо в Україну», назвать сложно. Скромный каменный сарай, неловко обшитый белой «вагонкой» — вот то самое первое впечатление, которое (судя по мнению психологов) будет определять в дальнейшем мнение человека о нашей стране в целом.

Узкий коридор, где едва может уместиться один человек со своим багажом и почему-то всегда хмурый работник пограничной службы — вот и все «внутреннее содержимое» этой «конструкции».

Когда в конце ноября автор самостоятельно проделывал этот путь, ему пришлось стать свидетелем еще двух эпизодов, красноречиво подчеркивающих приветственное «Ласкаво просимо». В тесном и грязном коридоре, чтобы хоть как-то согреться, собрались трое сотрудников пограничной службы. Несмотря на проходящую рядом официальную процедуру паспортного контроля, не задумываясь, что их поведение может формировать у иностранных граждан мнение о нашей стране, они курили и с громким смехом обсуждали грубый анекдот коллеги. Тут следует сразу отметить, что в Польше, как и у нас, курение в общественных местах запрещено. Говорить о появлении человека в погонах на рабочем месте с сигаретой и под «аккомпанемент» матерщины как-то даже неловко. Но это есть, и картинка натуралистическая. Запоминается она сразу, и надолго.

Но этого оказалось мало. Стражи наших границ умудрились еще более красноречиво продемонстрировать «украинское гостеприимство». Так, когда у человека на выходе из КПП за порог колесиками зацепился чемодан, один из пограничников помог ему освободить свой багаж, толкнув его… носком сапога!

Между тем, этот наш «аттракцион» от польского пункта пропуска отделяют всего несколько десятков метров. Для тех, кому еще не доводилось их сравнивать, поясню, как украинцам сразу удается на себе ощутить, что Европа осталась позади.

Первое, что бросается в глаза, при остановке в очереди перед польским КПП — три туалета: мужской, женский и специально оборудованный для инвалидов. Деталь, казалось бы, малозначительная, однако тут же вспоминаются пресловутые европейские стандарты, которые учитывают любые мелочи.

Само помещение, где польские пограничники и таможенники проверяют пересекающих границу, напоминает собой терминал аэропорта, где не только просторно, тепло и чисто, но также есть все необходимое для полноценной работы. Следует отметить, что тут, в отличие от нашего КП, работают сразу два пропускных коридора, что минимум вдвое сокращает время прохождения контроля.

А теперь вернемся в Украину. После окончания всех официальных процедур на границе путешественники, наконец-то предоставленные самим себе, начинают двигаться в сторону остановок общественного транспорта. Интересно, что в темное время суток сей незамысловатый путь приходится преодолевать практически в кромешной темноте. Следующее интересное наблюдение: «маршрутки» от границы до Львова ходят с поразительной регулярностью: один раз в час! Если опоздали на одну минуту, будете ждать на морозе 59 минут! Или вы тепла захотели на конечной остановке? Наивные! Где вы видели в Украине остановку, оборудованную для людей, а не для столба с «расписанием движения»?!

Поистине, наши условия очень располагают к тому, чтобы тысячи туристов стремились вновь и вновь посетить «сей уголок»...

Мечтать не вредно… Поработать бы не мешало!

Несмотря на то, что в реальности к проведению европейского футбольного первенства в Украине еще практически ничего не готово, чиновники всех уровней наперебой кричат о каких-то «плановых» темпах и полном контроле над ситуацией. При этом ни министрам, ни руководителям профильных комитетов, ни мэрам городов-хозяев Чемпионата в оптимизме уж точно не откажешь. В фантазии, так сильно напоминающие гоголевского Манилова, и щедро льющиеся с экранов телевизоров, наши чиновники верят так же свято, как верил в это и сам Манилов.

Так, по словам заместителя начальника Гостаможслужбы Украины Виктора Бондаря, который 22-го ноября побывал с инспекцией в Одессе, подготовка его ведомства к «Евро» идет плановыми темпами. В ходе общения с журналистами чиновник не переставал сыпать «фактами», которые никак не соответствуют информации польских таможенников и пограничников, чему свидетелем был и автор этих строк.

Мне было особенно неприятно все это слышать еще и потому, что г-н Бондарь продемонстрировал явное незнание количества пунктов пропуска, которые начнут работать на границах между нашими странами через полтора года. По его словам, таких пунктов будет около 20-ти (напомню, поляки уверенно заявляют о 6-8 пунктах).

В соответствии с европейскими нормами и стандартами наши соседи планируют оборудовать в лучшем случае один КПП. В свою очередь, Виктор Бондарь убежден, что современными станут буквально все, без исключения, места пересечения границы.

Поляки до 2012-го года рассчитывают доказать (в первую очередь, самим себе), что технология «One-Stop» позволит уменьшить время прохождения таможенного и пограничного контроля личного автотранспорта до 10-15 минут. Виктор Бондарь утверждает, что в Украине уже сегодня эта процедура занимает всего 4 минуты.

Интересно, что в своих выводах таможенный чиновник уверенно опирается на результаты, полученные им в ходе «личной инспекции приграничных пунктов». При этом странно, что ему не пришло в голову перепроверить такие «чемпионские» результаты работы своих подчиненных, которые, судя по всему, являлись ничем иным, как показухой.

Впрочем, несмотря на то, что темпы, с которыми Украина пытается использовать свой шанс, никуда не годятся, европейцы продолжают вести с нашими маниловыми вменяемый диалог. Так, 22-го ноября в Брюсселе на саммите «Украина — ЕС», который проходил с участием Президента Януковича, нашей стране предложили План действий в отношении визовой либерализации. После того как Украина выполнит ряд технических требований, содержащихся в этом Плане, краткосрочные поездки украинцев в Европу, в том числе туристические, станут возможны без виз.

Но в этом-то и «гвоздь». Европейцы хорошо знают: мы неспособны выполнить все их условия, и никогда их не выполним. Наглядное тому доказательство — «картинки с натуры» нашей границы. Что же касается ответа на вопрос, станет, или не станет «Евро» шагом Украины в будущее, беру на себя смелость сказать: нет, не станет. А образцом безответственности и неорганизованности, безусловно, станет. Третьего здесь не дано. К сожалению, мы в этом убедились в Польше, а не дома…

Автор: Максим Малынов, Жешув-Одесса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.056
Перейти на повну версію сайту