![]() |
|
![]() |
![]() |
Мамы приходят в ясли два раза в день, а в нянечки берут тех, кто отбывает срок за махинации
«Сегодня» побывала в Доме ребенка на территории единственной одесской женской исправительной колонии №74 и познакомилась с персоналом необычного детского заведения, его маленькими постояльцами и их мамами-заключенными.
В детской спальне — чисто. Мягкие игрушки и книжки аккуратно разложены по полкам, в углу есть даже свой стилизованный украинский мини-тын. Зал полностью украшен к Новому году — посредине елка в гирляндах и «дождике», под ней, как и полагается, Дед Мороз с внучкой, Снеговик и большой пушистый Кролик. С потолка, покачиваясь, свисают разноцветные воздушные шарики. Сами детишки встретили нас настороженно. «Просто не привыкли видеть у себя дома чужие лица», — поясняют воспитательницы.
Девятого декабря в исправительной колонии пополнение — скоро из роддома сюда привезут маленького Владислава. Новорожденный Славик станет 65-м по счету ребенком, которому предстоит следующие 3 года провести на территории женской зоны. К приезду малыша уже все готово — кроватка, пеленки и несколько побрякушек, подвешенных над колыбелью.
Еще три будущих мамы должны родить малышей с дня на день. Директор яслей — Ирина Павленко, врач-педиатр с 31-летним стажем. Она возглавила Дом ребенка всего месяц назад — до этого работала детским врачом в обычной поликлинике в далеком российском городе Нижневартовске. «Поначалу было непривычно идти по утрам на работу через сложную систему охраны. Но позже негативное ощущение стерлось — наше заведение совсем не похоже на детсад за решеткой. Да и детки везде одинаковые», — говорит Ирина Ивановна.
В детсаду ухаживают за воспитанниками, которым от нескольких недель от роду до трех лет. Затем, по словам замначальника колонии Александра Слободянюка, ребятишек передают под опеку родственникам мам-заключенных. «А когда родни нет, передаем малышей в детдома. После окончания срока заключения мамы их оттуда забирают», — пояснил сотрудник колонии.
Правда, признается Александр, часть деток так и остается без материнской опеки — часто горе-родительницы, отсидев, с первыми глотками воли... забывают в детдомах своих детей, ударяясь «во все тяжкие». И вновь попадают за решетку… Треть из женщин-заключенных, по словам Слободянюка, осуждена за наркотики. Остальные сидят по обычным «уголовным» статьям. 10% отбывают сроки за экономические преступления.
«Из таких мы и набираем в ясли нянечек, — рассказал Александр. — А еще есть вольнонаемные воспитательницы, медсестры и врачи — около 25 человек». Как поведала нам Ирина Павленко, работа няни среди заключенных считается самой престижной. На эти места даже существует негласный конкурс — заключенной нужно быть абсолютно здоровой и состоять на хорошем счету у администрации колонии. А вот женщинам, осужденным за убийство или употребление наркотиков, эта работа не светит.
Мамы-зэки посещают своих деток два раза в день — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов вечера. «У меня здесь сын, Даня. Ему уже 2,3 годика. Дане здесь хорошо. Надеюсь, что в 2011-м освобожусь по УДО (условно-досрочное освобождение. — Авт.).
Тогда и заберу сына домой — к его братьям и сестрам!» — поделилась Светлана, 28-летняя мать пятерых детей из Кировоградской области, которая отбывает срок по ст. 121 (умышленное тяжкое телесное повреждение). Ее четверо детишек находятся под присмотром свекрови — Светлана вдова. По словам заключенной, она попала за решетку «по глупости», однако рассказать подробности наотрез отказалась.
А у 24-летней Лилии из Винницкой области в яслях — годовалый сын Давид. Она родила малыша уже здесь. «Я тоже надеюсь на УДО в 2011 г. Я здесь на хорошем счету», — уверяет девушка. К слову, она отбывает срок за разбой с применением оружия.
«ХОДЯТ В ДЕЛЬФИНАРИЙ, ГУЛЯЮТ В ПАРКАХ И СОБИРАЮТСЯ НА ЭКСКУРСИИ В ЦЕРКОВЬ»
Сами детки из яслей за решеткой действительно ничем не отличаются от обычных детсадовских воспитанников. Более того, здешний Дом ребенка, благодаря стараниям нескольких одесских бизнесменов-меценатов, может дать фору по «материальному оснащению» стандартным детсадам.
«Добрые люди о нас заботятся. Витаминами и медикаментами снабжают, специальным детским питанием. Привозят продукты и задаривают игрушками, — хвастается Ирина Павленко. — Наши ребятки питаются так, что многим деткам в обычных садах и не снилось! В среднем на 1900 гривен в месяц на каждого!».
Малыши действительно хорошо одеты, обуты и довольно упитанны. Однако свои «особенности» у них все же есть. Среди 65 воспитанников — 5 ВИЧ-инфицированных — их мамы заразились тяжким недугом еще на свободе и решились на рождение ребенка, уже зная свой диагноз.
«Удивительно, но в 99% случаев этот диагноз у деток при повторных анализах через год-другой снимается! Господь милостив к детям! — говорит Ирина Ивановна. — Гораздо тяжелее другие болезни. Например, у многих наших питомцев есть неврологические проблемы и задержки в психо-моторном развитии.
Поэтому каждый ребенок — на особом контроле». К слову, в отличие от мам-заключенных, их дети имеют возможность подышать «вольным» воздухом. «Они и в дельфинарии уже были, и в парках с нами гуляют. А сегодня мы в церковь едем на экскурсию!»— рассказала нам одна из воспитательниц.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |