![]() |
|
![]() |
![]() |
«Газета...» побывала на знаменитом судоходном канале «Дунай — Черное море»
На лоцманском катере идем по фарватеру Килийского гирла Дуная — именно здесь проходит граница между Украиной и Румынией. Из Килийского гирла попадаем в Старостамбульское, оттуда — в Быстрое. И вот оно — Черное море, нулевой километр и оголовок ограждающей дамбы с навигационным знаком, указывающим на вход в глубоководный судовой ход (ГСХ) «Дунай — Черное море». Невзирая на громкие экономические и экологические скандалы, масштабный транспортный проект продолжает развиваться. И успешно — в этом убедилась корреспондент «Газеты...».
Свой выход в море
Реализация амбициозного проекта ГСХ «Дунай — Черное море» началась в 2004 году. Еще в середине 90-х заилился единственный судовой ход, соединяющий украинскую часть Дуная с морем, — Прорва. В результате все грузопотоки в дельте Дуная проходили через соседнюю Румынию, и Украина теряла миллионы долларов прибыли.
С каналом тесно связано и экономическое развитие Придунавья, где мало промышленных предприятий, зато есть порты Измаил, Ре-ни и Усть-Дунайск, и Украинское дунайское пароходство. Ведь сейчас наши суда вынуждены платить канальный, лоцманский и др. сборы Румынии, где тарифы на 40-60 % выше отечественных.
- ГСХ служит, прежде всего, интересам национальной безопасности Украины — как политической, так и экономической, — говорит зам. председателя Госадминистрации морского и речного транспорта Виктор Сударев. — Так, развитие судового хода обеспечит работой жителей Придунавья, которое географически отдалено от основной территории страны.
По проекту, дноуглубительные работы на ГСХ «Дунай — Черное море» должны быть проведены в два этапа. Первый, который обеспечивает проходную осадку судов на уровне 5, 85 м, завершен. Ко второму (доведение осадки до показа теля 7,2 м) планируют приступить уже в следующем году, правда, пока речь идет только о подготовительном периоде.
Этой осенью закончилось строительство ограждающей дамбы в устье Дуная. Гидротехническое сооружение длиной в почти три километра защищает морской подходной канал ГСХ от наносов и обеспечивает безопасный вход судов с моря во время штормов. Благодаря дамбе значительно снизились затраты на дноуглубительные работы в дельте Дуная.
- Раньше на поддержание канала приходилось тратить около 60 млн. в год. Сейчас эта сумма уменьшилась примерно на треть, -отмечает Александр Голодницкий, директор госпредприятия «Дельта-лоцман», на балансе которого находится канал.
В ноябре 2010 года завершенный (вплоть до облицовки) объект демонстрируют журналистам. В шторм, когда канал закрыт для судоходства, гранитные камни по всей длине дамбы возвышаются над уровнем моря и гасят волну.
Масштабный и скандальный
С самого начала развитие канала сопровождают скандалы. Так, открытый в августе 2004 года ГСХ «Дунай — Черное море» с проходной осадкой 5 м не проработал и года. Из-за мощного паводка на Дунае и отсутствия ограждающей дамбы (был возведен только участок длиной 300 м) весной 2005-го глубины канала вернулись практически к первоначальному уровню, и он был закрыт на целых два года. Средства, потраченные на дноуглубительные работы в 2004 году, были выброшены на ветер. Работа продолжилась уже в 2006 году.
В 2008 году на «Дельта-лоцмане» сменилось руководство, и работы стали проводиться интенсивнее. На морском подходном канале впервые была обеспечена проходная осадка, предусмотренная первым этапом проекта, — 5,85 м. Украинский ГСХ стал привлекал больше судов и уже в 2009 обогнал своего румынского конкурента — Сулинский канал. Преимущества нашего канала очевидны: он работает круглосуточно в двустороннем направлении, а вот румыны принимают суда только днем и в одном направлении.
Представляет опасность для дельты?
Но кроме экономических, в связи с развитием канала, постоянно поднимаются и экологические вопросы. С самого начала против сооружения канал гирлу Быстрое выступила Национальная академия наук Украины и руководство Дунайского биосферного заповедника, расположенного на берегах гирла. Ученые и экологи предлагали альтернативный вариант — прорыть канал через Жебриянскую бухту.
Но правительство признало проект канала от Рени до Черного моря через гирло Быстрое «наиболее обоснованным с экономической, экологической, технической и других точек зрения».
- Украина ведет постоянный мониторинг влияния канала на окружающую среду, — рассказал «Газете...» Михаил Нестеренко, менеджер проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Дельта Дуная». — В ноябре на встрече в Министерстве экологии было сказано, что пока никаких значительных изменений, связанных с развитием ГСХ, не зафиксировано.
Впрочем, международные эксперты указывали на то, что канал может оказать сильное влияние на рисунок дельты Дуная в перспективе. По мнению Нестеренко, наблюдать эти изменения мы сможем через десять лет.
- Дельта — это динамическая система. Благодаря наносам здесь постоянно образуются новые острова, которые являются местом обитания редких животных и птиц, — отмечает специалист. — На примере Сулинского канала можно увидеть, что дельта перестает нарастать, а начинает, наоборот, постепенно отступать.
Именно экологические прогнозы взяла на вооружение Румыния, пытаясь через европейские институты пытается заморозить развитие украинского канала-конкурента. Весной 2011 свое мнение по вопросу ГСХ, а заодно и деятельности Румынии в дельте Дуная (по запросу Украины) выскажут представители Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Прибыль ожидают через пять лет
Пока дноуглубительные работы на канале не ведутся,. Продолжить их можно будет после согласия Румынии.
- Как только наши дипломаты уладят вопрос с румынской стороной, мы продолжим дноуглубительными работы. В общей сложности, с учетом подготовительного периода, на них уйдет полтора года, — заверяет директор ГП «Дельта-лоцман». — В результате по ГСХ смогут проходить суда с осадкой 7, 2 м.
В целом затраты на канал «Дунай — Черное море» уже составили 543 млн. грн, и эта сумма, по прогнозам Голодницкого, увеличится еще на 220 млн. Но цифры, судя по всему, никого не пугают.
- Повторюсь, что это проект служит интересам национальной безопасности Украины, — отмечает директор «Дельта-лоцмана». — К тому же, он доказал свою привлекательность. В ноябре был установлен абсолютный рекорд по количеству судопроходов: за сутки украинские лоцманы провели по гирлу Быстрое 19 судов. Так канал подтвердил свои проектные возможности — до 20 судов в сутки.
И хотя сейчас канал приносит убытки (в этом году по нему прошло около 1,5 тыс. судов против 4,5 тыс., заложенных в бизнес-плане), Александр Голодницкий уверен, что проект очень перспективный.
- Низкие показатели связаны с тем, что сейчас используется только 13 % от пропускной способности Дуная, — приводит статистику Голодницкий. — Однако европейские институции стремятся к увеличению грузопотоков по Дунаю. Уже через пять лет канал «Дунай -Черное море» будет приносить прибыль.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |