![]() |
|
![]() |
![]() |
Итак, административная реформа, о которой так долго говорили все, стартовала. Безуспешные попытки реформировать систему власти предпринимались и ранее. Виктор Янукович решил проблему многотысячной армии чиновников одним росчерком пера. Примечательно, что реформа готовилась в условиях секретности. О ее сути знал только небольшой круг лиц. Именно поэтому Указ Президента стал для многих сюрпризом и вызвал бурные политические дебаты.
Отмена результатов политической реформы 2004 года значительно облегчила задачу команде Президента. Не будь решения Конституционного Суда, пришлось бы проводить админреформу через парламент, где у нее были все шансы в лучшем случае, быть оскопленной и лишенной смысла, в худшем — быть похороненной.
Как указывается в Указе Президента, реформа начата «с целью оптимизации системы центральных органов власти, ликвидации дублирования их полномочий, обеспечения сокращения управленческого аппарата и затрат на его содержание, повышения эффективности государственного управления».
Пока что из заявленных целей наиболее очевидной представляется как раз сокращение госаппарата. Слов нет, за время независимости аппарат чиновников постоянно рос. В сравнении с данными 1995 года, количество госчиновников в таких ведомствах, как Секретариат Президента, Секретариат Кабинета Министров, аппарат Верховной Рады, СНБОУ, Госуправление делами выросло в 3,9 раза (с 2033 человек до 7862).
Число работников таких госструктур, как ФГИ, НБУ, Центр занятости, ЦИК, ГНАУ, Антимонопольный комитет, Управление госохраны, госкомитеты, инспекции, службы, агентства и их территориальные органы увеличилось в более чем 3 раза (с 54893 человек до 164927). В 2,7 раза возросла численность работников органов судебной власти и прокуратуры (с 9803 человек до 25226). Количество сотрудников районных госадминистраций выросло в 1,25 раз (с 43941 человек до 55199).
Разбуханию государственного аппарата дали толчок и «оранжевые». Куда еще можно было трудоустраивать партийных активистов и верных соратников, как не в министерства, ведомства, администрации?!
После выборов 2006 года стали разбухать и штаты местных советов, в частности, областных. Не помогали и установленные сверху типовые штаты. Причем, число чиновников росло вне зависимости от экономического состояния страны. Исходя из обнародованных данных Госкомстата, корпус чиновников в Украине на 1 января 2010 года составил 637,5 тысяч человек, увеличившись с 1 октября 2008 года на 14,3 тысяч. Тогда, в октябре, СНБОУ принял антикризисный план по минимизации влияния мирового кризиса на экономику Украины, предусматривавший уменьшение госаппарата на 20 процентов. Но, несмотря на это, количество чиновников не только не снизилось, а, напротив, продолжало расти, и выросло на 2,3 процента.
Вся эта огромная братия не только требовала существенной бюджетной подкормки. В целом зарплата чиновников, в особенности, низшего звена, до сих пор начисляется, условно говоря, по «ленинскому» принципу — не выше средней по промышленности. Поэтому самое привлекательное в госслужбе — доступ к бюджетным ресурсам и всякого рода разрешительные функции. Хочешь нужную бумажку — плати, не хочешь платить — действуй по закону, трать время, силы, энергию.
Так что резать надо, и резать отчаянно. Но вот в чем вопрос: что, где, и почему? Ведь пока что мы видели один Указ и слышали только об «арифметических» сокращениях в аппарате.
Так, реформа предусматривает существенные изменения в структуре исполнительной власти. Всего из 112 органов центральной исполнительной власти созданы 63. Из них 16 министерств, 28 служб, 12 агентств и 7 инспекций. Предполагается, что в процессе реорганизации будет на треть сокращено количество госслужащих центральных органов исполнительной власти, наполовину — штатная численность работников Секретариата Кабинета Министров, на 30 процентов — численность местных госадминистраций.
Но резать — не значит зарезать. Не окажется ли так, что «под топор» попадут лучшие и более компетентные, а останутся худшие и невежды? И потом, знает ли Президент, что делать дальше? Существует ли, собственно говоря, Концепция или Стратегия административной реформы? Или, все же, она проводится вслепую? И к чему это реально приведет? Ответы на эти вопросы до сих пор не получены.
Вернемся к истории темы. Еще в 1998 году Госкомиссией по админреформе была разработана Концепция административной реформы и издан соответствующий Указ Президента Кучмы «О мерах по внедрению Концепции административной реформы». Указ, к слову сказать, никто не отменял, а в нем, черным по белому написано: «Взять за основу осуществления реформирования системы государственного управления основные положения Концепции…».
Сама Концепция — документ внушительный, хотя и не бесспорный. Оставив в стороне пафосное определение цели реформы, вроде «формирования системы государственного управления, которая станет близкой к потребностям и запросам людей», остановимся на задачах. Позволю себе процитировать документ: «Для достижения цели административной реформы в ходе ее проведения следует решить ряд задач: формирование эффективной организации исполнительной власти как на центральном, так и на местном уровнях управления; формирование современной системы местного самоуправления; внедрение новой идеологии функционирования исполнительной власти и местного самоуправления как деятельности по обеспечению прав и свобод граждан, предоставления государственных и общественных услуг; организация на новых основаниях государственной службы и службы в органах местного самоуправления; создание современной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; внедрение рационального административно-территориального устройства».
Кроме того, есть в документе еще один интересный пункт, плавно перетекающий в наше настоящее. В частности, Л. Д. Кучма дал поручение Кабинету Министров: «Создать рабочую группу по проведению реформы центральных органов исполнительной власти, подчинив ее Вице-премьер-министру С. Тигипко».
Вот так — сколько лет прошло, а люди все те же! Правда, судя по тому, что реформу тогда удалось провести только частично, а теперь ее приходится начинать заново, Сергею Леонидовичу не удалось достичь на этом поприще сколь-нибудь значимых успехов.
Из всего перечня задач, поставленных Концепцией админреформы, более-менее выполненным можно считать разве что пункт о создании системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Ставят ли перед собой авторы нынешней реформы задачи, аналогичные изложенным в Концепции? Есть ли в ряду намерений Президента формирование современной системы местного самоуправления или внедрение нового административно-территориального устройства? И на эти вопросы ответы не получены...
Кстати, административно-территориальная реформа — процесс не менее болезненный, чем сокращение госаппарата. Можно напомнить о неудачной попытке Виктора Ющенко провести некую реформу. Помнится, в 2005 году была даже введена специальная должность вице-премьера по административно-территориальной реформе, которая досталась Роману Безсмертному. Правда, выдвинутый им проект административно-территориальной реформы, которую упорно называли «административной», вызвал бурю возмущения не только у чиновников, но и у рядовых граждан. Проект потом тихо, «без шума и пыли», похоронили. А все остальные попытки Виктора Ющенко хоть как-то реформировать систему власти провалились, не в последнюю очередь из-за отсутствия политической воли и единства в «оранжевой» команде.
У Януковича политическая воля есть. Есть необходимые полномочия. Кроме того, он чувствует горячее дыхание Международного Валютного Фонда, который требует урезания государственных расходов. Ну и, конечно же, есть и группы влияния внутри Партии регионов, каждая из которых требует себе свой кусок государственного пирога. Дать все одним — значит настроить против себя других. А это Януковичу сегодня не нужно. Оппозиции в Украине практически нет. Это показали и местные выборы. Но кто знает, не появится ли она при соответствующей финансовой подпитке?
Первые итоги первого этапа уже можно подвести. Во-первых, МВФ может быть доволен. По крайней мере, формально. Госаппарат сокращается. Янукович предполагает, что освободившиеся средства можно будет направить на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Вспомним в этой связи, что проект Госбюджета на 2011 год на деятельность Президента, Верховной Рады и Правительства предполагает выделить 2,44 млрд. грн. (больше денег на свою работу органы власти получали только в докризисном 2007 году — 2,52 млрд. грн.).
Наибольшим потребителем бюджетных средств, возможно, станет Госуправление делами, обслуживающее деятельность главы государства — 1,34 млрд. грн. Заметим, что максимальный бюджет, который до этого выделялся на обеспечение деятельности президента, составил в 2008 году 1,24 млрд. грн. Так что, вполне возможно, что последствия экономии на чиновниках мы увидим только в 2012 году.
Во-вторых, в результате админреформы были максимально удовлетворены интересы групп влияния в Партии регионов. Весь экономический блок достался первому вице-премьеру Андрею Клюеву, который возглавил Минэкономразвития и торговли. Свою долю получила и группа Рината Ахметова. Вице-премьер Борис Колесников, прежде курировавший «Евро-2012», сейчас возглавил созданное на базе Минтранспорта и связи Министерство инфраструктуры. «Евро», естественно, тоже осталось, но прибавился и «Укравтодор» с его очень неслабым бюджетом. И, естественно, не обошли вниманием группу Бойко-Левочкина. В руках Бойко сосредоточились рычаги управления, ни много ни мало, а всем топливно-энергетическим комплексом. Каждая из групп получила свой очень вкусный кусок. Бывший министр экономики Василий Цушко, к которому лично расположен Янукович, получил должность главы Антимонопольного комитета, освободившуюся после избрания Алексея Костусева мэром Одессы.
А вот кто реально проиграл, так это Сергей Тигипко, на которого «повесили» социальную политику — вещь в нынешних условиях проигрышную для имиджа. Реформировать «социалку» в посткризисных условиях, а уж тем более под давлением МВФ — политическая смерть. Удачный старт Тигипко на президентских выборах оказался призрачным. Попытка конвертировать этот успех в нечто более существенное не удалась. Местные выборы это только доказали.
В-третьих, многочисленная чиновничья братия минимум на полгода оказалась в подвешенном состоянии. Кто останется, а кто будет вынужден искать работу в процессе ликвидации и реорганизации, неизвестно. В таком состоянии люди будут либо всячески угождать начальству (в надежде, что последние заметит их старательность), либо будут работать спустя рукава. Прием и сдача дел, и перераспределение функций создадут неизбежные хаос и неразбериху. И, конечно же, важным критерием станет политическая лояльность. Госаппарат резко «поголубеет». Членство в Партии регионов будет дополнительным пропуском на госслужбу. Недаром Юлия Тимошенко уже заявила, что одной из целей административной реформы является проведение политических чисток органов власти. Правда, Юлия Владимировна могла бы и помолчать. Вряд ли нынешние чистки будут масштабнее тех, которые проводили «оранжевые» после своей победы в 2005 году. Кстати, тогда аппарат даже не сокращали.
Да и без административно-территориальной реформы само по себе сокращение даст минимальный эффект. Что с того, что работу десяти чиновников в райгосадминистрации будут выполнять пять? Все равно за каждой бумажкой житель села будет вынужден ехать за «надцать» километров и стоять в очередях. Единственное, что может реально измениться — это то, что очереди станут длиннее, а ездить придется чаще. В таком случае, «эффект» рискует оказаться исключительно с отрицательным знаком.
В общем, о результатах пока говорить не приходится. В особенности, учитывая тот факт, что нам неизвестны стратегические цели этой реформы, которых может просто и не быть...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |