![]() |
|
![]() |
![]() |
«Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), Что люди царства своего не уважают больше».
Булат Окуджава
У нас существует некое подобие армии — воинские подразделения, укомплектованные преимущественно теми, кто не смог увильнуть от службы. Это офицеры, уставшие от безысходности, мизерной заработной платы и отсутствия жилья; это солдаты, ненавидящие армию, своих командиров и вымещающие злость на молодых призывниках, и генералы, заинтересованные в «откатах» при разворовывании бюджетных средств.
В 1993 году Постановлением Верховной Рады был учрежден День Вооруженных Сил Украины. Этот праздник стал отмечаться ежегодно, 6 декабря, в день принятия в 1991 году Закона о Вооруженных Силах.
После распада Советского Союза нам в наследство досталась мощная группировка войск численностью около 800 тысяч человек, включавшая дивизии и полки второго стратегического эшелона — наиболее боеспособные части, оснащенные самым современным вооружением. На армейских складах хранилось громадное количество боеприпасов, ГСМ, продовольствия, которого было достаточно, чтобы экипировать пять фронтов.
Всей суммы, полученной от реализации имущества Советской Армии, по мнению экспертов, с лихвой хватило бы не только на реформирование армии и строительство 100 тысяч квартир для бездомных офицеров, но и на поднятие экономики всего государства. Но, увы, денег государство не получило. Вместо этого у нас началась военная реформа. В ходе этого многолетнего дерибана завершилось уничтожение, в прошлом боеспособной, обученной и хорошо оснащенной армии. Это уже вторая (после вывода ядерного оружия) глупость, поставившая нашу страну в зависимость от сильных соседей, блоков, сиюминутной политической обстановки и прочая, прочая, прочая...
Сегодня наша армия — несколько батальонов, обученных полицейской тактике по разъединению плохо вооруженных племен и командиры, привыкшие не самостоятельно принимать решения, а согласовывать свои действия с американскими, немецкими, польскими начальниками. Солдаты, которые ничему не обучаются, не умеют стрелять, управлять техникой, а иной раз даже читать и писать, — такие солдаты и Родину защитить не способны.
С самого начала нам твердили, что Украине в наследство достался осколок «несокрушимой и легендарной», который нам якобы не нужен. Ведь и прокормить огромное войско страна не в состоянии. А как же мы благополучно кормили до этого весь Советский Союз, если верить тем же националистам, которые хоронили нашу боеспособность?
На этот и подобные ему вопросы они не отвечали. Что, впрочем, не помешало им быстренько превратить командование Киевского Военного Округа в Минобороны (с соответствующим образом «возвышенными» погонами) и Генеральный штаб (с «генеральными» зарплатами), отдав войска под командование Прикарпатского и Одесского округов.
Теперь в министерстве можно было отдохнуть от трудов праведных. И принялись они изобретать мундиры, должности, знаки отличия, и другие цацки. Капитаны сразу становились подполковниками, подполковники — генералами. Потом оказалось, что офицеров в звании от майора до генерала в армии больше, чем от лейтенанта до капитана. Поэтому пошел обратный процесс. Ну, а то, что войска оснащены устаревшим вооружением, что личный состав представляет голодающих солдат с такими же голодающими младшими офицерами без определенного места жительства — это давно перестало волновать генералов. Их «тактика и стратегия» свелась только к строительству дач и вил за счет этой же голодной армии, и ее же силами.
Что же мы получили в конечном итоге? У нас существует некое подобие армии — воинские подразделения, укомплектованные преимущественно теми, кто не смог увильнуть от службы. Это офицеры, уставшие от безысходности, мизерной заработной платы и отсутствия жилья, считающие дни до выхода на пенсию. Это солдаты, ненавидящие армию, своих командиров и вымещающие злость на молодых призывниках. Получается, что главный смысл существования украинской армии — не защита Отечества, а разворовывание бюджетных средств, выделяемых якобы на армейские нужды. Это — система откатов, из которых кормится генералы и бизнесмены-прилипалы.
С 3 сентября 1991 года по март 2010 года армией Украины командовало девять министров, из них Александр Кузьмук — дважды. В марте 2010 года десятым министром обороны был назначен Ежель Михаил Брониславович, 1952 года рождения.
Офицерскую службу он начал на кораблях Тихоокеанского Флота. В 1987 году закончил командный факультет Военно-морской академии имени Гречко. С 1993 года — в рядах Вооруженных Сил Украины. С 1996 года по 2001 год — заместитель Министра обороны — командующий ВМС ВСУ. С 2001 по 2003 год — Главком ВМС.
В 2003 году, отдыхавший в Крыму президент Леонид Кучма, посетил один из объектов украинского ВМФ, обнаружил неприглядную картину и отстранил Ежеля от командования. Против Главкома возбудили два уголовных дела, обвинив в халатности и превышении полномочий. Вменялись в вину продажа по заниженным ценам танкеров «Макеевка», «Керчь» и рефрижератора «Ялта», препятствование приватизации ряда объектов в Балаклавской бухте. Ежель был уволен в запас по состоянию здоровья в звании адмирала. Уголовное преследование прекратили за недоказанностью.
В июле этого года адмирал Ежель, отработавший на посту министра обороны всего четыре месяца, чуть было вновь не угодил в отставку, и снова из-за Крыма. Во время посещения полуострова Президент Виктор Янукович был неприятно удивлен тем, что из двадцати штурмовиков, базирующихся на аэродроме Бельбек, только один может по тревоге подняться в воздух.
В ходе учений «Взаимодействие 2010», проходивших в Крыму, Ежель раскритиковал политиков, которые заявляли, что ВСУ якобы неспособны выполнять свои функции. «Те политики, которые говорят, что Вооруженные Силы находятся на стадии развала, что их не существует — предатели», — заявил министр, хотя его слова не относились к Виктору Януковичу, который утверждал примерно то же самое.
В боеспособности украинской армии Ежель отчаянно пытался убедить журналистов, но это ему не удалось. Против этого, как говорится, даже техника восстала.
Ничего сверхъестественного. Напомню, что 17 сентября, во время очередного этапа комплекса тактических учений «Взаимодействие 2010», на борту среднего десантного корабля «Кировоград» в результате замыкания сработала пусковая установка WM-18. Произошел несанкционированный пуск двух неуправляемых реактивных снарядов типа М-14-ОФ. Они просто попали в палубу (по некоторым данным, сорвав крышки трюма, при этом одна крышка вошла в трюм). Этот пуск стал причиной взрыва и возгорания во внутреннем помещении корабля. Тяжелые ранения получили четверо военнослужащих из состава экипажа.
В конце ноября мы узнали, что очень скоро в ВМСУ появится новое грозное наступательное оружие. Об этом сообщил на брифинге в Севастополе все тот же Ежель после осмотра хода ремонтных работ на подводной лодке «Запорожье», которая в 2011 году должна войти в боевой состав флота. «У нас сегодня ярко выраженного противника нет, — сказал министр. — Но Украина должна быть готова к отражению нападения и нанесению адекватного удара противнику, откуда бы этот удар ни исходил».
«Запорожье» — украинская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Входила в состав ВМФ СССР. После раздела ЧФ в 1997 году является единственной украинской субмариной. По состоянию на 2010 год находится в ремонте. Построена в Ленинграде в 1970 году. За 20 лет службы в составе ВМФ СССР, совершила 14 дальних походов.
22 февраля 2003 года в Балаклаве (Севастополе) состоялся торжественный спуск лодки на воду после окончания докового ремонта (вспомним, кто тогда руководил ВМСУ). Так вот, по окончании торжества выяснилось, что необходима замена аккумуляторных батарей. Новые батареи были закуплены у греческой компании «Germanos S.A.». Сумма сделки составила около 3,5 миллионов долларов. По некоторым данным, Россия предлагала аккумуляторные батареи в два раза дешевле, но у нее покупать отказались. Зато греческие купили. Только вот незадача: эти аккумуляторы не подошли по размеру, пришлось переоборудовать трюм под эти батареи, что потребовало дополнительных затрат.
Похоже, «возвращение в строй» злополучной подводной лодки рано или поздно становится для любого шефа украинского Минобороны «идеей фикс». Об этом неоднократно заявляли предшественники нынешнего министра обороны. Предлагалось даже отремонтировать лодку, чтобы затем продать. Но, до «продажного» состояния подлодку довести не сумели. Еще раньше многострадальный «объект», который уже 13 лет стоит «на приколе», планировали переоборудовать под музей, ресторан и даже казино.
Итог: к сегодняшнему дню в реконструкцию «подводного флота» Украины вбухано свыше 40 миллионов гривень, а воз и ныне там. Но ремонт лодки продолжается. На сколько подрастет итоговая сумма, и сможет ли при этом лодка самостоятельно сделать хотя бы маневр, никто даже предполагать не может. Слишком очевидна выгода для командования никогда ремонт не прекращать. Он всегда будет важнейшим аргументом по перекачке бюджетных денег в карманы генералов и адмиралов.
Тысячу раз прав был экс-министр обороны Анатолий Гриценко, когда предлагал продать этот экспонат, и забыть о нем! Его можно было бы подарить кому угодно. Даже это нам оказалось бы куда выгоднее, чем продолжение бесконечной эпопеи со старым корытом.
Впрочем, я не исключаю, что в будущем году «Запорожье» действительно войдет в строй и даже начнет курсировать с непонятной целью по Черному морю. Почему с непонятной? Потому что этот бассейн для нынешней Украины не имеет никакого стратегического значения по причине неспособности нашего политического руководства отстаивать в этом регионе интересы собственной страны.
Правда, лодку можно показывать и в качестве музейного экспоната. Вместе с генералами и адмиралами, причастными к эпохе ее ремонта, естественно, во главе с действующим министром обороны…
А почему нет? Разве наша армия не напоминает музейную реликвию? Боеспособной армии, которая может защитить нашу страну — у нас нет. Те несколько батальонов, обученных полицейской тактике и проходившие службу в горячих точках, сухопутными силами не являются. Самолеты, которые не взлетают из-за отсутствия горючего и управляются летчиками, обучившимися только совершать взлет и посадку — это не ВВС. Войска ПВО, которые не в состоянии защитить ни один стратегический объект — это не войска. Кучка небольших сторожевых кораблей — это не флот.
Только люди, которые продолжают нести службу с такими генералами и в таких условиях заслуживают всяческого уважения. Но они — заложники того, чего нет. А нет у нас, как мы смогли убедиться, самих Вооруженных Сил.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |