![]() |
|
![]() |
![]() |
Вы оказались в затруднительном положении: цены и тарифы поднялись, зарплата заморожена, семейный бюджет «трещит по швам». Что вы станете делать в этом случае, если, конечно, не пойдете на Майдан? Естественно, начнете искать дополнительный заработок, дети перестанут клянчить покупки, семья вынуждена будет на какое-то время в чем-то себе отказать. Это — единственный выход, чтобы не влезть в долги. А если глава семейства поступит наоборот и пойдет по соседям, одалживая под залог всего, что у вас есть, как вы отреагируете? Наверное, сочтете, что он выжил из ума…
Что удивительно! То, что неоспоримо для семьи, оказывается, совсем не так в государстве! А ведь одно от другого мало чем отличается. Правила ведения домашнего хозяйства (а именно так переводится с древнегреческого понятие «экономика») едины как для семьи, так и для государства. Разница только в масштабах.
Что мы получим в качестве «новогодних подарков»? Объем займов, предусмотренный проектом бюджета-2011, определен на уровне 91,6 млрд. грн. Об этом сказано в дополнениях к соответствующему законопроекту. Согласно им, из общей суммы долгов на внешние займы приходится чуть больше 43 млрд. Согласно прогнозу, через год общий объем госдолга достигнет суммы почти в 376 млрд. грн., или 30% от ВВП. Интересная деталь: погашение долга в 2011 году планируется на уровне 85,3 млрд. грн., при этом расходы только на обслуживание займов составят 38 млрд., или 10% всей суммы долгов.
«Шоковой терапией» у нас занимаются все 20 лет независимости. И каждый год ничего, кроме очередного шока, мы не испытываем. Столь длительные эксперименты над собственным народом мировая история никогда не знала.
Украинская «модель» «выхода из кризиса» поражает абсурдностью подхода к «реформам». Последние кризис только углубляют, открывая реальные перспективы… только для катастроф и социального взрыва.
Что же мы теряем? Вместе с расходами на обслуживание долга мы потеряем треть бюджета страны, которую при адекватном уровне хозяйствования можно было направить и на модернизацию экономики, и на социальные нужды. Вот что и сколько мы теряем только из-за безответственности власти, не способной жить своим умом, и не побираться по соседям. И ситуация только ухудшается!
Судите сами: в 2011 году мы погашаем долг на 85,3 млрд. грн., зато снова берем в долг 91,6 млрд. То есть, в очередной раз мы «позычаем» больше, чем отдаем! При этом о масштабах возникающей долговой ямы власть не думает. А тем временем ее глубина растет с невероятной скоростью. Так, объем внешних займов на 1 октября этого года уже превысил $51 млрд. (408 млрд. грн.). А до конца года (по прогнозам аналитиков МВФ) он должен составить $54 млрд. (432 млрд. грн.), достигнув черты, превышающей 40 процентов ВВП! Счетная Палата еще в октябре, забила тревогу, обозначив ситуацию как угрозу национальной безопасности.
Основная причина сложившегося в стране положения — власть. Вернее, качественный ее состав. Вместо профессиональных управленцев у «руля» у нас оказались нувориши. Большая часть из них имеет весьма смутное представление о том, что такое экономика. Сделав быстрые легкие деньги на спекуляциях в перестройку и дерибане (пардон, «приватизации») в 90 х, эти люди искренне верят, что в экономике «все просто», а рынок все «сам наладит». В итоге, эти люди уже столько лет заставляют нас жить в навязываемой ими «экономической» (иначе как в кавычках и не назовешь) модели, которая по своей сути сравнима разве что с финансовой пирамидой. Получаемые из-за границы кредиты идут не на решение этой жизненно важной проблемы, а на проедание. И это в лучшем случае, поскольку ни для кого не секрет, сколько из этих денег либо неэффективно используется даже в таких примитивных целях, либо вообще «теряется». А ведь отдавать придется не только взятые деньги, но и проценты по ним! Вот и получается, что власть радостно рапортует о новых законах (мол, раньше ругали за то, что нет консенсуса, и законы не принимаются вообще — теперь все есть), красиво оперирует цифрами о «росте» ВВП и благосостояния граждан, тогда как на самом деле цифры говорят только об одном — о том, что наш карман стремительно пустеет! И этот карман — наш с вами, поскольку наши «патриотически настроенные» власть имущие, которые и сегодня не особо обеспокоены судьбой прозябающего отечества, едва ли предпочтут благополучие последнего собственному завтра.
Наша «модель» не имеет аналогов в мире
Украинская «модель» «выхода из кризиса» путем заимствований не имеет аналогов в мире, ввиду ее исключительной дикости и антинародного характера. В этой связи хочется привести примеры, как выходила из руин послевоенная Европа, и как она же преодолевала кризис в 70 х годах прошлого века, будучи уже развитым и успешным обществом. Первое, что, например, предпринимал Эрхард в Германии 50 х годов, или Тетчэр в Великобритании 70 х был либо полный отказ от внешних заимствований, либо резкое снижение их объемов. Послевоенная Япония пошла еще дальше. Она не только запретила брать в долг, но и сделала единственным платежным средством на внешнем рынке свою йену. Хочешь покупать японский товар — покупай сначала йену, а потом за нее приобретай этот товар у Токио. Фактически весь мир Токио заставил торговать за йену, сделав ее второй мировой валютой. А ведь кроме риса, Япония после Второй мировой войны не обладала ничем, и была куда в более плачевном состоянии, чем Украина в 2010 году (не говоря уже о блестящем экономическом состоянии нашей станы 20 лет назад, после развала СССР)!
Особо хочу подчеркнуть и еще один факт: в Японии никогда не была допустимой (недопустима и поныне) высокая ставка по кредитам в их банковском секторе. Средняя ставка в их банках составляет 0,15 от одного процента! Только в крайне редких случаях она может приближаться к 1 проценту! Что представляет собой сегодня японская экономика, наверное, никому рассказывать не нужно.
Что же предлагает нам политика нашего Правительства по выходу из кризиса? Прежде всего, она предполагает очередную «шоковую терапию» в области социальной политики. Общество уже было шокировано принятием Налогового Кодекса, на очереди — пенсионная реформа, Жилищный и Трудовой кодексы. Везде — тотальное ущемление прав граждан, «экономия» за счет людей.
А что об этом говорит мировой опыт? Давайте снова обратимся к опыту послевоенной Германии и, например, США в эпоху Великой депрессии. Оказывается, «социалка» и за океаном, и в Европе оказалась на первом, а не на последнем месте!
Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии (на этом делают акцент все учебники по экономике в этой стране) стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили фантастическую изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т. е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Кроме того государство принудило коммерческие банки не менее 50% общего объема кредитов выдавать на финансирование строительства жилья, по ставке, не превышающей 4,5% годовых. Для менее обеспеченных немцев государство погашало до 30 процентов стоимости квартир. Кроме того, для повышения уровня благосостояния малообеспеченных немцев стимулировалось их переселение в дома с приусадебными участками. И здесь государство платило за человека 30 процентов, а на остальное выдавался долгосрочный кредит, по которому применять процентную ставку категорически запрещалось! То есть — ни копейки банку за счет малообеспеченного гражданина! Итог: за пять лет страна вышла из руин, восстановила промышленность, стала зарабатывать на внешних рынках продажей качественных товаров немецкого производства. Но ведь для наших сегодняшних властей исторический опыт Запада — это не модно, их способностей хватает только на то, чтобы по-обезьяньи копировать сегодняшние реформы западных стран. Они и слышать не хотят о том, что именно эти «реформы» привели вчерашние развитые страны в упадок; о том, что Китай, находившийся в гораздо более плачевных условиях еще в 90 х, озаботившись отечественным производством, смог стать второй экономикой мира за сроки, несравнимо меньше тех, что Украина существует как независимое государство.
Надо сказать, что первым обратил внимание на «социалку» как фактор экономического роста именно Рузвельт в США периода Великой депрессии. И ровно за шесть лет он не только преодолел последствия крушения экономики, но вывел США на тот путь, с которого страна не сворачивала все последующие годы. И начал Рузвельт именно с банковского сектора и ограничения притока в страну иностранного капитала. Процентная ставка по кредитам в США тогда была снижена до 1 процента. Жесточайшей ревизии подверглась вся банковская система, и те банки, которые хотели работать только на себя, банально были закрыты. Буквально через несколько месяцев после прихода к власти, Рузвельт 16 июня 1933 года заставил Конгресс принять Закон о реконструкции национальной промышленности, который устанавливал государственную помощь индустрии и государственный контроль за честностью взаимоотношений в бизнесе. Профсоюзы получили самые широкие права и полномочия. Главной целью социальных мер власти стало повышение покупательной способности населения и все это способствовало выходу из кризиса. Цены были поставлены под контроль, условия найма на работу были упрощены, дискриминация при приеме на работу, а также ограничения по зарплатам запрещены, защита прав потребителей усилена и т. д.
Кроме того, 20 миллионов американцев (то есть, практически все неимущие) сразу получили возможность занятости на общественных работах, где они сразу же получали кров, питание и бытовое обслуживание, а сверх этого — возможность получать небольшую зарплату, которую можно было просто откладывать «на черный день».
В итоге США стали тем, кем они стали еще до Второй мировой войны. Какой страной, с какой экономикой они стали в комментариях не нуждается.
А что же делаем мы? Мы делаем все с точностью до наоборот. Во всяком случае, все наши «кодексы» — и уже принятые, и те, которые предстоит принять, предполагают действия, резко ухудшающие жизнь людей и перечеркивающие даже теоретическую возможность экономического роста.
Капитализм исключает благотворительность
Новая, усложненная коррупционная налоговая политика и старая грабительская политика кредитно-финансовой системы не оставляют ни одного шанса реальному сектору экономики для его роста, модернизации, повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. А без этого ни о каком росте ВВП не может идти и речи. При наших высоких ставках по кредитам (от 20 ти процентов в гривне, а по валютным — от 15 ти) реальный сектор развиваться не сможет. Да он и не развивается.
Мы давно не хозяйничаем на своем собственном рынке, мы давно превратились в сырьевой придаток развитых стран. Треть нашего самого квалифицированного трудового потенциала выброшена за пределы страны в качестве гастарбайтеров, готовых на любые условия работы и низкую (по европейским меркам) зарплату только ради того, чтобы выжить и поддержать родных. Единственное, где мы по-прежнему являемся «лидерами» среди стран-экспортеров — это в области работорговли и проституции. Может быть, и эту «статью доходов» включить в предполагаемый рост ВВП?
А если серьезно, положение у нас безнадежное. Безнадежное — в силу неспособности власти понимать суть проблем, стоящих перед страной, и нежелания решать эти проблемы в пользу людей, а не крупного капитала. При этом власть у нас постоянно рассказывает сказки, что «придет инвестор», и «все образуется».
Ничего не «образуется», если таковым не считать нашу окончательную погибель. Во-первых, капиталистическая система исключает благотворительную миссию в принципе. Нас грабят, и будут грабить еще больше, как это и предусматривают новые соглашения с тем же МВФ и другими финансовыми институтами. Во-вторых, где наша благословенная приватизационная составляющая, которая была призвана возродить отечественную экономику, а на самом деле ее погубила? Почему за 20 минувших лет у нас так и не появились собственные инвесторы? Почему не возникло ни одной фирмы, которая показала бы эффективный рост в традиционных отраслях легкой, пищевой и тяжелой промышленности, за исключением пивного, водочного сегментов, секс-индустрии и прочей доходной мерзости?
Все, чем у нас принято гордиться, было создано еще при советской власти (а некоторые заводы и до нее). При этом все эти предприятия прекрасно и успешно работали до того, как страна объявила независимость, взяв курс на капитализм. Более того, вполне определенно можно сказать, что многие из этих предприятий в советском прошлом работали гораздо успешнее, чем при новых «хозяевах». В чем же тогда был смысл приватизации? Почему в стране за годы независимости не возникло ни одного нового процветающего завода? И почему новоявленные буржуа вообще сами не создали ни одного нового производства?
По сути, все, что у нас есть сегодня — расцвет спекуляции и спекулянтов. Им нет никакого дела до экономики, производства и чьих-то там проблем. Они и вносят «свою лепту» в рост ВВП и прочие статистические данные. Но это не ВВП вовсе, и уж совсем не экономика и реальный сектор. Другим, по большому счету, мы уже не располагаем, а то, что осталось от великого наследия (в виде предприятий стратегического значения) власть уже намерилась окончательно распродать. Соответствующие документы давно подписаны и согласованы с Президентом.
Самое время вернуться к тому, с чего мы начали, и к вопросу, вынесенному в заголовок. Очевидно, сходим с ума мы, народ, если за двадцать лет так и не поняли, с кем мы начали строить новую страну, и куда эти «строители» нас завели. Ну, что ж, если мы сами так относимся к собственной семье и собственному ведению хозяйства, мы получили именно то, что заслужили. И кивать на кого-то, искать виноватых, бессмысленно. Убедительнее всего собственную вину мы неоднократно признали на выборах. Так что все происходит строго по украинской поговорке: «Бачили очі, що купували? Їжте, щоб повилазили!»...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |