![]() |
|
![]() |
![]() |
Образование новой коалиции с ядром Партии регионов и БЮТ, похоже, дело считанных часов. Тем не менее, даже если ПР и БЮТ внесут совместный проект изменений в Конституцию и объявят о своем союзе, проблема масштабного политического кризиса не решается. Недаром так много говорится о необходимости максимально широкого объединения всех со всеми ради борьбы с кризисом.
«Главред» беседовал на эти темы с членом фракции «Блока Литвина», первым заместителем председателя Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Сергеем Гриневецким за полчаса до появления в СМИ проекта изменений в Конституцию от ПР и БЮТ.
— Сергей Рафаилович, говорят, что «Блок Литвина» рассматривает возможность присоединения к коалиции Партии регионов и БЮТ. Или же ПР присоединится к существующей коалиции, а НУНС в полном составе, или частично ее покинет. Но во всех в этих новообразованиях будет «Блок Литвина». Каковы настроения у депутатов вашего блока в связи с тем, что происходит, что они думают в преддверии этих политических перестановок?
— Знаете, если вы в браке, для того, чтобы жениться и получить штамп в паспорте, нужно предварительно развестись, чтобы оформить законный брак. Правда, есть гражданские браки. Вот и мы сейчас живем в режиме политических гражданских браков.
Существует действующая коалиция: НУНС — БЮТ — «Блок Литвина». Для того, чтобы создать новую коалицию нужно, чтобы действующая прекратила свое существование. Для этого в цивилизованном обществе собирается хотя бы совет коалиции и принимает решение о том, что люди расходятся, и уже потом начинается формирование новой коалиции в соответствии с Конституцией и регламентом. Логично? Логично! Я вижу, что это нужно делать так. Все остальное — лишь разговоры и пожелания… Да, видимо переговоры ведутся, и ведутся уже не за спиной. Но получается ситуация, которая в простонародье называется нехорошим словом…
Далее: много всего говорится, а документов никто не читал! Так что же мы обсуждаем? Ходят слухи о том, что мы избираем президента в парламенте. Я же стою на позиции Виктора Федоровича Януковича, который на прошлой неделе, на своей исторической электоральной родине в Донецке, заявил, что выборы президента будут только всенародными. И я его поддерживаю в этом — как бывший его коллега, работавший с ним, как с эффективным премьер-министром.
— Во вторник Президент Виктор Ющенко также призвал Виктора Федоровича идти конституционным путем, и подчеркнул, что не допустит выборов президента в парламенте. После этого Янукович публично заколебался: дескать, «я бы и на всенародные выборы пошел, почему нет?».
— Подчеркиваю: неделю назад я лично слышал заявление Виктора Федоровича о всенародных выборах. Мне кажется, унизительно для такой политической силы как Партия регионов заниматься трудоустройством Виктора Федоровича посредством таких интриг, как выборы в парламенте. Это должно быть неприемлемо для него как для лидера — я знаю его потенциал и возможности.
Далее: мы не знаем, что они предлагают в качестве изменений в Конституцию, и кто эти «они» — какая-то рабочая группа или просто энтузиасты-юристы? Если они предлагают жесткий императивный мандат, то это не вписывается в резолюцию ПАСЕ, которая 19 апреля 2007 года нам порекомендовала, что следует сделать, и как выходить из кризиса. Императивный мандат тогда отрицался категорически! Если они пишут о двух турах выборов в Верховную Раду и местные советы — я этого тоже не принимаю. Я не принимаю положения, когда две партии, занявшие в первом туре первое и второе места, соревнуются между собой, и кто наберет большее количество голосов и получит «контрольный пакет акций» в советах всех уровней.
Если они хотят продолжить полномочия Верховной Рады и местных советов до 2014 года — это узурпация власти. Но обо всем этом только говорят! Я не читал документов, да и мало кто их читал! Ходят слухи, и только.
— Действительно, никто ничего не читал, переговоры ведутся… Тем не менее, идея выборов президента в парламенте — вброшена.
— По поводу выборов президента в парламенте: если соблюдать Конституцию и придерживаться решений Конституционного Суда, в принципе, — это не нарушение Основного закона и не нарушение прав человека — такой вариант можно рассматривать. Только, опять же, никто не знает, под какие полномочия меняется все остальное! Поэтому сложно что-то говорить, а насчет «догадок» — так это общие разговоры.
— Но эти общие разговоры могут стать фактами уже завтра.
— Да! Но видите, в чем слабость тех же закрытых партийных списков в парламентских республиках? Давайте, посмотрим на Молдову: там президента в парламенте выбрать не могут уже второй раз. Где гарантия у нас, что будет 300 голосов в ВР для внесения изменений в Конституцию? И потом — следует открыть регламент ВР и почитать, как вносятся изменения в Конституцию: нужно две сессии, а потом триста голосов! Причем, не при помощи нажатия кнопок, а индивидуально — бюллетенями с подписями!
— Кстати, о 300 голосах. В Партии регионов и БЮТ есть достаточно недовольных от перспективы образования такой коалиции. Поэтому 300 голосов у них может не оказаться. Утверждают, что дополнительные голоса может дать «Блок Литвина».
— Нас всего лишь двадцать, не преувеличивайте…
— Вот и прекрасно! У коалиции будет 280 мандатов, а с вами — 300! Плюс к этому Владимир Михайлович остается спикером, который, по сути, легитимизирует это образование…
— В случае распада действующей коалиции и формирования новой надо будет полностью придерживаться того, о чем говорит «регионал» Александр Ефремов — покажите подписи депутатов. И придется показывать! И жизнь расставит все на свои места: сразу станет понятно, кто войдет в эту коалицию, будут ли там 300 голосов.
— Александр Сергеевич, возможно, несколько горячится с такими заявлениями, и он ведь не первое лицо во фракции…
— Он председатель регламентного комитета Верховной Рады. Речь ведь идет не о его политическом статусе.
— Давайте посмотрим на эти заявления в свете скандала с луганчанином и долголетним соратником Ефремова Виктором Тихоновым, которого собираются исключать из Партии регионов.
— То, что за последнее полгода скандалы в Партии регионов потрясли всех — факт. Честно скажу, это не рядовые скандалы, это VIP-скандалы, которые имеют очень серьезные последствия электорального плана.
— О последствиях электорального плана: для БЮТ они будут весьма и весьма ощутимы после вступления в коалицию с ПР. Ведь на Западной Украине им это трудно будет объяснять.
— Да, там появляются Арсений Яценюк, Олег Тягнибок…
— «Народная Самооборона» уже определяется по поводу присоединения к коалиции Партии регионов и БЮТ и, по слухам, фракция разделилась пополам: из 19 человек 9 таки не пойдут туда. У вас во фракции идет дискуссия о вхождении в эту коалицию, чтобы получилась широкая — «коалиция соборности и возрождения»?
— Понимаете, у нас большие отличия от всех остальных. Во-первых, — мы самая немногочисленная и управляемая фракция. Если посмотреть на кредитную политическую историю, то у нас почти каждый избирался раньше в мажоритарных избирательных округах. Поэтому мы можем вести переговоры и выстраивать алгоритм действий только после того, как узнаем, о чем идет речь. А если пытаются через Владимира Михайловича освятить все то, что не воспримется ни Европой, ни обществом, ни здравым смыслом, зачем нам идти на такие жертвы!?
— Каким-либо способом «Блок Литвина» может заблокировать этот процесс?
— Спикер может утонченно аппаратно-парламентским подходом что-то сделать. Мы же все убедились: Владимир Михайлович является лучшим мастером парламентских компромиссов.
— А что можно сделать? Возможна ли ситуация, когда о коалиции объявят и подадут в Раду проект Конституции от Партии регионов и БЮТ, а Литвин притормозит процесс — он растянется, и ничего не получится? Но, тем не менее, осадок у сторонников БЮТ и ПР останется.
— Я могу сказать, что мы сделаем. У нас есть зарегистрированный проект конституционных изменений, внесенный Президентом. Если будет проект Конституции, о котором вы говорите, и который могут внести 150 народных депутатов, мы предложим проголосовать оба проекта, и направить их в Конституционный Суд. Таким образом — соблюсти лицо высшего и единственного законодательного органа, уважив субъекты законодательной конституционной инициативы.
Что предлагает Президент? Он предлагает, по сути, президентско-сенатскую республику. А, судя по тому, о чем говорят в кулуарах, в редакции Конституции от Партии регионов и БЮТ будет объединение немецкой и британской систем. Например, якобы премьер-министр и министры смогут оставаться депутатами.
— Очевидно, это не будет парламентская республика в классическом понимании — президент не станет чисто номинальной и представительской фигурой, и получит достаточно большие полномочия.
— Думаю, да. К тому же, мы не знаем, как правительство поделят, кому достанется Антимонопольный комитет, Фонд Госимущества, Счетная Палата, силовые структуры и т.д. Поэтому «в сухом остатке» надо дождаться убедительных опровержений.
— Для Владимира Михайловича, в его качестве спикера, есть угрозы от создания коалиции?
— У Владимира Михайловича две записи в трудовой книжке. Он — дважды глава Верховной Рады. Как показал опыт и история, Литвин в критические моменты ведет себя достойно. Ну, что можно прогнозировать? Понимаете, прогнозы бывают верными, неверными и научными. Могу дать верный прогноз — народ будет жить плохо, но недолго…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |