![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одесском порту презентовали книгу «На причалах, пахнущих порохом» (Очерки. Под редакцией Н. Павлюка. – К.: Такі справи, 2010. – 176 с.). Издание завершает трилогию о воинском и трудовом подвиге одесских портовиков в годы Великой Отечественной войны. По тематике ему предшествовали книги «Одесский порт. Год 1941-й» и «Одесский порт 1941-1944. Оккупация».
Новые грани былой войны
Период Второй мировой войны – одна из наиболее ярких и в то же время трагических страниц летописи Одесского порта.
В первые дни войны более 1200 работников ОМТП ушли на фронт добровольцами и по призыву военкоматов. Большинству из них больше не суждено было увидеть родную проходную.
Через 65 лет после Великой Победы одесситы узнали, что тема войны должным образом не исследована, почти забыта. Новый пласт информации, затронутый книгой «На причалах, пахнущих порохом», можно сказать, возвращает утраченное...
В бой пошли одни старики?
Начальник порта Николай Павлюк (на фото слева) в 2007 году поручил ветерану предприятия Валентине Голубь возглавить работу над книгой о людях, которые подняли причалы из руин в послевоенные десятилетия и вывели Одесский порт на первое место по важности в СССР в 1970-80-е гг.
Валентина Владимировна сумела сплотить вокруг себя группу единомышленников из числа ветеранов войны и труда, работающих портовиков, редакцию «Одесского портовика» и даже из представителей диаспоры порта в США, Австралии и Германии.
В результате получилась уникальная в своем роде книга «Одесский порт: история в людях» (под редакцией Н. Павлюка), вышедшая в свет в 2008 г. и переизданная в дополненном виде в 2009-м.
Удача первого творческого проекта редакционной группы во главе с В.Голубь естественным образом родила идею продолжения исследовательской работы на ниве истории порта. Направление поиска подсказала Людмила Макаренко, дочь прославленного начальника ОМТП в 1941 г. Пахома Макаренко.
Людмила Пахомовна сохранила до наших дней несколько машинописных сборников, составленных по инициативе ее отца. В свое время П. Макаренко предложил всем портовикам-ветеранам ВОВ написать воспоминания. Откликнулись десятки, а может, и сотни человек. Кто-то описал свои фронтовые дороги, кто-то «73 героических дня». Довольно большая группа соратников П. Макаренко сдала тетрадки с «отчетами о командировках» в другие порты в 1941-1944 гг.
Новое, важное, неисследованное
Уже в начальный период войны фашисты блокировали две из трех главнейших судоходных артерий, по которым осуществлялось торговое сообщение СССР с внешним миром. Балтика и Черное море были «закрыты» – Ленинградский порт блокирован, а Одесский оказался в зоне оккупации. В этих условиях Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил задачу: в кратчайший срок переоборудовать и приспособить для приема грузов ленд-лиза малые и средние порты Каспия, Севера и Дальнего Востока.
Lend-lease, от lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду» (англ.)
Из более чем десяти маршрутов доставки грузов ленд-лиза в СССР самым безопасным был Южный – через Иран на порты Красноводск и Баку, но главным образом через Красноводск.
К началу 1941г. этот порт имел всего два электрических крана и два катера. В ходе войны в модернизацию предприятия было вложено свыше 20 млн рублей. Красноводский порт во второй половине 1942г. подвергся такой технической реконструкции и организационной перестройке, которым до того не подвергался ни один порт СССР.
В критические для советско-германского фронта месяцы осени-зимы 1942г. порт Красноводск стал, по сути, главным портом СССР. От его работы во многом зависела судьба двух фронтов – Сталинградского и Закавказского.
Поэтому в сентябре-октябре 1942 г. Наркомморфлота П. Ширшов безвылазно находился на восточном берегу Каспия и занимался реорганизацией всего механизма работы Красноводского порта.
В самый напряженный момент нарком принимает решение передать управление Красноводским портом одесским портовикам, у которых за плечами был успешный опыт организации грузоперевалки в крупнейшем порту страны в условиях войны, под бомбежками и артобстрелами. Предприятие возглавил бывший начальник Одесского порта Пахом Макаренко, и все ключевые посты были отданы кадровым работникам-одесситам.
Ознакомиться с подробностями фронтовых командировок одесских портовиков в порты Красноводск, Мурманск, Архангельск, Николаевск-на-Амуре и Владивосток можно на странице в Интернет, где выложена фотокопия книги в PDF-формате: ftp://193.138.187.42/incoming/Nikolaev/Odessa/book_odessa.pdf.
Как создавалась книга
Как уже говорилось, первоисточником послужила машинописная рукопись, составленная под руководством П. Макаренко на основании воспоминаний участником событий. Вполне очевидно, что редактировал эти воспоминания Пахом Михайлович под «чутким» надзором компетентных органов. Поэтому многие важные для понимания детали (данные объемов и номенклатуры грузов, названия воинских частей и войсковых операций, описания трудностей, аварий и т.д.) ему приходилось опускать, а отрывки о руководящей роли Коммунистической партии и ее вождя т. Сталина, наоборот – добавлять. Таким образом, сама рукопись была для редакционной коллегии больше путеводным указателем. А реконструировать многие события в системе координат Великой Отечественной приходилось посредством перелопачивания массы других источников.
С фотографическим материалом поначалу было вообще никак. Обратились за помощью в порты, где во время войны работали одесские портовики. Откликнулись практически сразу начальник отдела маркетинга ОАО «Архангельский МТП» В. Сидоренко и пресс-секретарь ОАО «Владивостокский МТП» А. Довбыш. От них мы получили несколько снимков военной поры. Вышли на связь еще два российских порта. Но с предложением: «платите деньги, вышлем фото». Сотрудничать на таких условиях мы не стали...
Списаться по электронке с портами Баку и Туркменбаши (бывш. Красноводск) вообще не получилось. Оказалось, в Азербайджане и Туркмении ограничены самостоятельные контакты госпредприятий с внешним миром.
Зато очень кстати оказалась помощь нашего, одесского Музея морского флота Украины (директор – Л. Бондаренко). В фондах музея нашлась большая подборка фотографий о перевалке грузов северных конвоев в порту Мурманска. Помогли и родственники тех, кто в суровые годы войны работал в портах Каспия, Дальнего Востока, Севера. Мы благодарны дочерям В. Турецкого, И. Гербиченко, сыну Я. Брандиса, внучке Х. Покраса, самой М. Звонкой и др., которые принесли фото из своих семейных альбомов.
Качество снимков не самое лучшее. Фотограф порта Евгений Калищук приложил немало усилий, чтобы вытянуть до нужного качества и эти снимки, и многие другие.Книга, по мнению многих, выполнила возложенную на нее миссию: сохранила для истории память о том, как в годы войны несколько тысяч портовиков из Одессы сыграли определяющую роль в организации приема и перевалки прибывавших в порты СССР грузов ленд-лиза (около 18 млн тонн!) и тем самым внесли значимую лепту в исход сражений на фронтах и приближении Великой Победы.
Ветераны восприняли издание, как подарок
Презентацию книги за неделю до Нового года совместили с собранием Совета ветеранов порта. Для них книга стала настоящим новогодним подарком.
Начальник порта Николай Павлюк назвал новую книгу «еще одним символом подвига старшего поколения» и сделал акцент на том, что характер, проявленный одесскими портовиками в военное время, был бы очень кстати сегодня, когда коллективу приходится бороться за выживание предприятия в условиях жесточайшей экономической конкуренции и других неблагоприятных факторов.
Председатель профкома порта Владимир Зайков в своем выступлении разделил историографию Одесского порта на академическую, которую пишут историки, писатели, краеведы, и народную историю – книги, написанные самими портовиками.
От редакционной группы издания «На причалах, пахнущих порохом» выступили Валентина Голубь (координатор проекта) и корреспондент редакции «О. п.» Татьяна Овруцкая.
Наша книга – ответ В. Путину
Из выступления Валентины Голубь (на фото):
«..Когда мы связывались с портом Архангельск и другими, куда были направлены эвакуированные работники нашего предприятия, то выяснилось, что одесских портовиков там помнят до сегодняшнего дня. Нынешний Северодвинск, где Россия строит свои подводные лодки, в годы войны назывался порт Молотовск. Но все называли его Малая Одесса, потому что там, практически на голом месте, одесские портовики организовали прием и переброску оборудования.
...Но особо отличились наши портовики в порту Красноводск на Каспийском море. И мне лично было очень приятно, что в Москве, во время трансляции праздничного парада, посвященного 65-й годовщине Великой Победы, диктор произнес здравицу за красноводских портовиков, внесших свой вклад в победу под Сталинградом. Не перебросили бы портовики вовремя две танковые армии под Сталинград – победы над врагом пришлось бы ждать намного дольше.
Во всех портах, где работали наши эвакуированные работники, начальниками тоже были одесские портовики. Красноводский порт возглавлял бывший начальник Одесского порта П. Макаренко, Архангельский (Молотовск) – М. Причерт...
Одесские портовики работали по 16-18 часов, перевыполняли сменные нормы, не думая о том, что совершают подвиг. Память о них осталась до сегодняшнего дня в этих портах.
Я хотела бы, чтобы эту книгу прочитала наша молодежь. Чтобы молодые помнили: кто и как работал.
И еще я хочу сказать: наша книга – ответ В. Путину на его высказывание, что победу в Великой Отечественной войне одержали только народы Российской Федерации. А я думаю, что мы вместе боролись за эту победу...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |