ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Дело младенцев» в суде
20.01.2011 / Газета: Юг / № 3(15846) / Тираж: 122306

Усыновительницу оформляли как… роженицу

Прошлым летом наша газета рассказала о незаконном усыновлении детей — чиновники и медики Одессы и Коминтерновского района, по сути, продавали младенцев: за определенную сумму отдавали бездетным супругам.

Сообщалось, что основными фигурантами дела являются пятидесятитрехлетняя специалист службы по делам детей Коминтерновской райгосадминистрации и сорокадвухлетняя заведующая детским отделением Коминтерновской районной больницы. В 2010 году, когда раскрутка резонансного дела только начиналась, речь шла лишь о том, что новорожденные изначально были брошены своими малоимущими биологическими матерями. То есть у деток была лишь одна альтернатива — приют. Однако сейчас, когда досудебное следствие завершено, в этой нашумевшей истории вскрылись шокирующие факты.

Например, установлена женщина, которая в июне прошлого года по поддельной справке на свою фамилию зарегистрировала мальчика и за его рождение получила от государства социальную помощь свыше десяти тысяч гривень. Этот малыш — один из установленных «счастливцев», переданный усыновителям предприимчивыми тетями за пятьсот условных единиц. В ходе досудебного следствия выявлено девять эпизодов передачи новорожденных посторонним лицам, за что злоумышленницы получали взятки в размере от полутора до четырех тысяч долларов. Всего организованной преступной группой получено взяток более чем на сто пятьдесят тысяч гривень.

Прокуратура города Одессы уже направила на рассмотрение в Приморский районный суд уголовное дело, возбужденное в отношении трех членов организованной преступной группы, в которую входили три должностных лица: две «основные фигурантки» и заведующая одного из отделений Одесской областной детской клинической больницы. Они привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 368, ч. 2 ст. 364, ч. 1 ст. 366, ч. 2 ст. 169, ст. 148 УК Украины: получение взятки, злоупотребление властью или служебным положением, служебный подлог, незаконные действия по усыновлению (удочерению), подмена ребенка.

— Обвиняемые использовали различные схемы совершения преступлений, — рассказывает прокурор Одессы Анатолий Коваленко. — Суть одной из них заключалась в следующем. Настоящая мать отказывалась от своего ребенка еще в роддоме. То ли в силу неблагополучия семьи, отсутствия средств, жилья или из-за юного возраста роженицы. Дело в том, что злоумышленницы, имея солидный опыт работы и будучи неплохими психологами, сразу определяли потенциальных «отказников». Будущую «маму» тут же фиктивно оформляли в родильное отделение как… роженицу. В это время на младенца обрушивались всякие «напасти», требующие его перевода в другое больничное отделение или вовсе в иное медицинское учреждение.

Переводя малыша из района в Одессу и обратно, обвиняемые изрядно запутывали следы, что позволяло безболезненно, например, в Коминтерновской больнице, оформить усыновительнице медицинское свидетельство о рождении. Впоследствии такая «бумажка» становилась основополагающим документом для регистрации сына или дочери в рагсе. По такой схеме было «оприходовано» несколько младенцев. Но подобные манипуляции предполагают оперативное решение организационных вопросов — за неделю-две необходимо уложить усыновительницу в больницу, оформить все бумаги и так далее. Однако случались сбои — роженица от ребенка не отказывалась и на «легкие намеки» не реагировала…

Не брезговали угрозами и шантажом

— Тогда обвиняемые использовали другую, более жесткую схему, — продолжает Анатолий Коваленко. — Маму понуждали бросить младенца. В ходе уговоров не брезговали ни шантажом, ни угрозами. Поиск потенциальных усыновителей входил в круг «обязанностей» другой злоумышленницы. Но время шло, а, скажем, через месяц оформить другую женщину в родильное отделение уже невозможно. Пока упрямицу обрабатывали, ребеночек превращался в «хронически больного» — манипуляции применялись аналогичные, то есть требовалась его транспортировка, например, в Одессу — в детский медицинский центр имени профессора Резника, затем — опять в Коминтерновскую больницу... Заполнялась новая история болезни, старую «бросали» в архив. В другом медучреждении заводилась уже другая история болезни, предыдущую не поднимали. Естественно, медсестры, нянечки могли догадываться о нарушениях, но они — в подчинении конкретных должностных лиц.

Один из основных аргументов шантажисток сводился к тому, что ребенок тяжело болен и поставить его на ноги — большая проблема. Мать давно была выписана из роддома, а ее малыш продолжал курсировать по разным больницам. В результате запуганная женщина писала пресловутый отказ, но предприимчивым тетям требовалось решить уже другой вопрос — усыновление. Детей регистрировали как брошенных, ставили на учет в службе по делам детей. Далее шел законный процесс. Почти! Исключение из правил составляла самая «малость» — длительная законная процедура максимально упрощалась. «Родителям» предлагался ребеночек на выбор: пожалуйста, можете даже выбрать из двух-трех! Подходит? Гонорар — «на бочку», и забирайте. Безо всяких формальностей…

Затем злоумышленницы через райгосадминистрацию готовили соответствующие документы, дававшие право временно поместить малыша в ту или иную семью. Затем готовились документы на усыновление. Таким образом, некоторые детки официально получили других мам и пап, статус иных пока не определен.

Большинство девочек и мальчиков решено оставить в новых семьях — вполне благополучные родители в состоянии обеспечить их будущее. По словам А.Коваленко, в ходе расследования дела выяснилось: матери отказались от новорожденных изначально либо сейчас уже не хотят возвращать своих детей. За время деяний группы — с января 2009-го по май 2010 года — в некоторых семьях малыши находятся больше года, к ним привыкли и любят как родных. На этот счет свои выводы сделали и специалисты органов опеки и попечительства, медики. Но участь трех малышей относится к разряду шокирующих.

Так, семья ромов «приобрела» мальчика. Не прошло и двух недель, как «товар» вернули: «сынок» не подошел по «масти» — оказался слишком светлым. Ничего не оставалось, как поместить «отбракованный экземпляр» в Измаильский дом малютки. Заказчикам предоставили другого — чернявого младенца, который нынче уже определен в такое же заведение.

Еще больше шокирует история Людмилы Молнар, родившей девочку 30 марта прошлого года. Мать от ребенка не отказывалась, но…

— Она пошла домой помыться, а обратно в роддом ее нагло не пустили, хотя паспорт роженицы находился там, — поясняет прокурор Одессы Анатолий Коваленко. — Просто ее «наметили» заранее — показалось, что она относится к категории неблагополучных, и у нее легко можно отобрать девочку. И этого новорожденного ребенка переводили с места на место, запутывали следы. Матери говорили, что малютка тяжело больна и нуждается в постоянном медицин-ском уходе. Поэтому, дескать, возят из больницы в больницу. Женщина больше полугода разыскивала дочь, тщетно пытаясь ее забрать или хотя бы увидеть.

То есть Людмила оказалась вполне нормальной матерью, к тому же воспитывающей сына. Как утверждает прокурор, потерпевшая неоднократно обращалась в органы местного самоуправления и в медицинские учреждения. Там не уставали пояснять, мол, в Коминтерновском такого ребенка нет, он переведен в областную детскую больницу, а там ссылались на передачу ребенка в детский медицинский центр имени Резника… И так — по кругу. (Хотя история эта, согласитесь, довольно странная).

— Этой женщине некому помочь — мужа нет, посоветоваться не с кем, — говорит А.Коваленко.

— К тому же она сельская жительница, плохо знающая законы…

«Назову свою девочку Софией»

— О том, что мою доченьку нашли в одной из областей Западной Украины, узнала от сотрудников правоохранительных органов, — рассказывает Людмила. — Все это время мне виделся один и тот же сон. Будто держу дочь на руках, а личико у нее уже взрослое. Словно в зеркало смотрю, слышу: «Мамочка, забери меня отсюда, потому что здесь очень плохо». Я спрашиваю: «Где ты находишься?». Но сон обрывается...

Сейчас девочка находится в областной детской клинической больнице — сюда ее поместили (уже официально) для обследования. Рядом с ней — новоиспеченные родители. Родную мать к ребенку не пускают — мол, не положено. Мытарства Людмилы продолжаются. Но женщина верит, что все закончится благополучно. Даже имя дочке давно выбрала — София.

Прокурор Одессы заверяет: все будет в порядке, для установления родства уже проведена генетическая экспертиза, и малышка в ближайшее время соединится со своей родной семьей.

— В ходе расследования уголовного дела установлено, что в Одесской области ежегодно в «отказники» попадают свыше тысячи новорожденных, по Украине этот показатель — более двадцати тысяч, — говорит Анатолий Коваленко. — Но это официальные данные, которые сейчас вызывают некоторые сомнения, если вспомнить первую схему, примененную обвиняемыми: подмена матерей еще в роддоме. То есть брошенных детей может быть гораздо больше.

Сейчас мы продолжаем проверку и в других медицинских учреждениях Одессы выявили ряд аналогичных случаев. Возбуждено уголовное дело в отношении уже других должностных лиц…

…Приморский районный суд Одессы на прошлой неделе начал слушание так называемого «дела младенцев». Заседания проходят в за-крытом режиме. Биологические родители вы-ступят в суде в качестве свидетелей. Вина трех должностных лиц полностью доказана материалами, собранными в ходе досудебного следствия. Согласно действующему законодательству, им грозит наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Последнее слово — за Фемидой.

Автор: Лариса КОЗОВАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту