ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Экономия в медицине: бюджетный кошелек или жизнь!
22.01.2011 / Газета: Час пик / № 3(507) / Тираж: 5000

Фельдшерско-акушерские пункты могут функционировать только в населенных пунктах с количеством жителей более 500 человек. На Киргане же проживают до 70 человек. Значит, теперь обитатели хутора с любой бытовой травмой или сердечным приступом будут вынуждены ехать в ЦРБ. Доедут ли?.. Очевидно, это тоже входит в президентскую программу повышения качества и доступности медицинских услуг…

Когда мне начинают говорить об экономии бюджетных денег, я спрашиваю: скажите, а сколько стоит человеческая жизнь?..

Но вот начались очередные реформы. Как и следовало ожидать, чиновники расценили их как прекрасный повод для сокращения расходов на бюджетную сферу. Президент желает что-то там «оптимизировать»? Оптимизируем! Надо реорганизовать? Реорганизуем! При этом истинные цели и задачи «оптимизации» и «реорганизации», как обычно, тонут в бюрократическом болоте и нескончаемых жалобах по поводу нехватки бюджетных средств.

Лично я не верю в украинские реформы. Ни капельки. И дело не в том, кто из политиков в данный момент является нашим Президентом. Все они — Кравчук, Кучма, Ющенко — одинаково красиво обещали нам реформы, а мы по-прежнему остаемся у разбитого корыта. В свое время госпожа Тимошенко активно «пиарила» программу реформ «Украинский прорыв». Юлия Владимировна дважды занимала пост премьер-министра, но никакого прорыва так и не произошло. Забылись даже язвительные шутки по поводу «украинского нарыва»…

Теперь нами правит Виктор Янукович. Предположим, что он действительно твердо намерен провести те реформы, которые не удались его предшественникам. Предположим даже, что Виктор Федорович — истинный патриот и выдающийся государственный деятель. Ну, и что? Вновь и вновь срабатывает незыблемый украинский закон: спускаясь на нижестоящие уровни, президентские реформы до неузнаваемости извращаются чиновниками. Ведь они, чиновники, делают не так, как того желает глава державы, а так, как удобно им — местным хозяевам жизни. Будучи мастерами всевозможных отчетов, эти же чиновники потом докладывают наверх: «Все хорошо, прекрасная маркиза!». И им верят. Или делают вид, что верят. А Президент? Президент — он же один, он всех чиновников проконтролировать не может…

Жалует царь, да не жалует псарь

За примерами далеко ходить не надо. В частности, в Ренийском районе реформа здравоохранения началась с того, что местные власти решили закрыть психиатрическое отделение (25 коек) Центральной районной больницы. Эта идея возникла не вдруг — администрация ЦРБ уже несколько лет мечтает о том, чтобы избавиться от психиатрии и, таким образом, сократить расходы на содержание больницы. Тем не менее, за эти годы районные власти так и не решились закрыть отделение — его не раз удавалось защитить путем давления общественного мнения, а также благодаря принципиальной позиции заведующего отделением, психиатра с огромным стажем работы Николая Шелега, который непреклонно отстаивал права своих пациентов.

Но вот начались очередные реформы. Как и следовало ожидать, чиновники расценили их как прекрасный повод для сокращения расходов на бюджетную сферу. Президент желает что-то там «оптимизировать»? Оптимизируем! Надо реорганизовать? Реорганизуем! В общем, партия сказала «надо», комсомол ответил «есть»! При этом истинные цели и задачи «оптимизации» и «реорганизации», как обычно, тонут в бюрократическом болоте.

Примечательно, что в Программе экономических реформ Президента Украины В. Януковича на 2010—2014 годы «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» четко сказано, что реформа в системе здравоохранения преследует три цели: повышение качества медицинских услуг, повышение их доступности и улучшение эффективности государственного финансирования.

А что мы видим на практике? С внедрением, так называемой, семейной медицины и увеличением числа врачей общей практики качество медобслуживания падает, в то же время «эффективность финансирования» оборачивается банальным сокращением расходов на медицину. Так, по словам главного врача Ренийской ЦРБ Степана Иванова, в районном бюджете на 2011 год здравоохранению выделено почти на миллион гривень меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем, в течение года зарплаты медиков должны быть увеличены на 10 процентов.

Как выйти из ситуации? С. Иванов уверен, что выход один — сокращаться. В этом главврача поддерживает и председатель Ренийского райсовета Иван Ковальжи. Ну, а как же быть с двумя другими приоритетами президентских реформ в системе здравоохранения — повышением качества и доступности медицинских услуг? Видимо, никак…

Кстати, первой жертвой «оптимизации» в Ренийском районе стал фельдшерско-акушерский пункт на хуторе Кирган, который относится к Долинскому сельсовету, — по инициативе С. Иванова этот ФАП недавно был закрыт. Необходимость такого шага главврач ЦРБ объяснил требованием Минздрава, согласно которому ФАПы могут функционировать только в населенных пунктах с количеством жителей более 500 человек. На Киргане же проживают до 70 человек. Значит, по логике чиновников, этих людей надо лишить медицинского обслуживания по месту жительства. И теперь обитатели хутора с любой бытовой травмой или сердечным приступом будут вынуждены ехать в Ренийскую ЦРБ или Долинскую врачебную амбулаторию. Очевидно, это тоже входит в президентскую программу повышения качества и доступности медицинских услуг…

Однако вернемся к проблеме психиатрического отделения.

Интересы людей брошены под «бумажный бронепоезд»

Передо мной — письмо группы жителей Рени в адрес министра здравоохранения Украины, председателя Одесского облсовета, председателя Ренийского райсовета и главврача Ренийской ЦРБ. Обращение подписали Л. Утемишева, Н. Малинникова, Г. Гречко, Г. Карпенкова, Э. Мирный, В. Прибыльченко, С. Подгорная (всего 37 подписей).

«К вам обращаются люди, которых объединила одна большая беда: все мы — родственники пациентов психиатрического отделения Ренийской ЦРБ, — пишут авторы обращения. — Уже несколько лет ставится вопрос о закрытии этого отделения, но до сих пор его удавалось отстоять. Мы считаем, что закрывать отделение нельзя ни в коем случае. Ведь количество психически больных в нашем районе, как и во всей стране, не уменьшается, а постоянно растет. Специфика заболевания этих людей такова, что, даже находясь на стационарном лечении, они постоянно нуждаются в помощи родственников. Ренийский район — самый отдаленный от областного центра, так неужели надо лишить этих несчастных возможности лечиться рядом с домом, рядом с близкими людьми, которые своими ежедневными посещениями поддерживают их — и материально, и морально?

Болезнь этих несчастных людей — большое горе для каждой семьи. Больные, как правило, получают минимальную пенсию, этих денег не всегда хватает даже на лекарства. А где же родственникам брать деньги на поездки в другой город? Как же мы сможем навещать наших детей и родных? Как будем их поддерживать, облегчать их участь? И какая это душевная травма для нас и для них! Закрыть отделение — это означает обречь наших больных на верную смерть. Ведь, оставшись без надлежащей помощи, они могут совершать социально опасные действия, среди них могут участиться случаи суицида. Неужели можно экономить средства за счет человеческих жизней?..».

Ответ главврача ЦРБ С. Иванова достоин того, чтобы процитировать его полностью. Правда, Степан Дмитриевич ответил не родственникам пациентов, а председателю райсовета И. Ковальжи и председателю профгруппы психиатрического отделения И. Георгиу, но это не меняет сути дела.

«В настоящее время, кроме экстренной неотложной психиатрической помощи, отделение оказывает в основном социальную помощь больным. За 2010 год на лечение больных психиатрического отделения израсходовано 6500 грн., что на 1 койко/день составляет 1 грн. (и это — много?!; именно на этом нужно экономить?! — А. П.). Согласно Бюджетному кодексу, психиатрическая помощь оказывается на третьем (специализированном) уровне, то есть, в областных учреждениях, для чего из областного бюджета на эти цели выделяется финансирование. По состоянию на 2010 год только в Ренийской ЦРБ имеются койки психиатрического профиля.

Согласно Программе экономических реформ Президента Украины на 2010‑2014 годы «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава», Закону Украины от 22.01.2010 г. №1841/VI «Про затвердження Загальнодержавної програми розвитку первинної медико-санiтарної допомоги на засадах сімейної медицини на період до 2011 року», Постановлению Кабинета министров Украины от 17.02.2010 г. №208 «Деякі питання удосконалення системи охорони здоров’я», №658 «Про внесення змін до наказу МОЗ від 23.03.2010 р. №251», доручення голови обласної державної адміністрації №Д/01‑52 від 15 жовтня 2010 р., письму начальника управления здравоохранения облгосадминистрации от 22.11.2010 г. №05‑05‑2929/3500, нам необходимо запланировать и провести реорганизацию системы оказания медицинской помощи населению района, в том числе привести норматив обеспечения больничными койками на 10 тысяч населения до 60,7 (перспектива — 56). На 1 декабря 2010 года обеспеченность койками в Ренийском районе составляет 72 на 10 тысяч населения».

Я намеренно не стал сокращать все эти ссылки на приказы, поручения и нормативно-правовые акты: именно они красноречиво свидетельствуют о том, что для дальнейшего уничтожения (пардон, реформирования) нашей государственной и коммунальной медицины (и без того убогой) брошены силы всей бюрократической машины — от столицы до богом забытого села…

Помнится, профессор Преображенский, дабы избавиться от посягательств со стороны Швондера, требовал от московский властей некую охранную грамоту. Не ручаюсь за точность цитаты, но профессор желал, чтобы это была «настоящая бумажка, фактическая, броня!» Судя по ответу главврача ЦРБ, у него есть не просто «бумажка-броня», а целый «бумажный бронепоезд», позволяющий надежно спрятаться за «указаниями сверху» и, таким образом, оправдать любые сокращения в рамках «прогрессивных реформ». Даже если эти меры откровенно противоречат здравому смыслу, моральным принципам и реальным (а не придуманным в кабинетах чиновников) интересам людей.

Коммунисты открывали, демократы закрывают!

— До 1980 года в Рени не было психиатрического отделения, — вспоминает главный психиатр района Николай Шелег. — Душевнобольных помещали в терапию, в палату №12, о которой до сих пор помнят старожилы. Ее пациенты создавали немало проблем, а однажды психически больной в состоянии кризиса, вырвавшись из изолятора, стал бегать по палатам терапевтического отделения и скакать по койкам, на которых лежали пациенты, недавно перенесшие инфаркты. Это стало последней каплей — партийные органы приняли решение открыть психиатрическое отделение и выделить для него отдельное здание. Более того, наше отделение обслуживало три соседних района. Кстати, когда работала палата №12, многие медсестры из терапии отказывались обслуживать душевнобольных пациентов. Но тогда я был молод, сам заходил в палату, сам делал процедуры, а если возникала необходимость, то и усмирял больного. А кто будет этим заниматься после сокращения психиатрического отделения? Когда мне начинают говорить об экономии бюджетных денег, я спрашиваю: скажите, а сколько стоит человеческая жизнь?

По информации Министерства здравоохранения Украины, 2,5 процента жителей нашей страны нуждаются в помощи врача-психиатра, и распространенность психических расстройств является постепенно возрастающей. А вот данные Всемирной Организации Здравоохранения более пессимистичны: в большинстве стран приблизительно 10 процентов населения страдают хроническими формами психических заболеваний или расстройствами психической деятельности; еще 10 процентов населения страдают психическим недоразвитием, невротическими болезнями и другими расстройствами личности.

И при таких тенденциях количество психиатрических коек в лечебных учреждениях Украины уменьшается: за несколько лет оно сократилось на 30 процентов!

Автор: Иван Слободин


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту