![]() |
|
![]() |
![]() |
Пьесы Яблонской читают по всей Европе, а в России ее считают «погибшей надеждой русской драматургии»
Одесса провела в последний путь писательницу и драматурга Анну Яблонскую (по мужу — Машутину). 29-летняя девушка оказалась единственной погибшей украинкой в «домодедовском кошмаре», как уже окрестила молва последний теракт в Москве.
Несмотря на холод, усиленный пронизывающим морским ветром, люди у входа в Спасо-Преображенский собор начали собираться до начала церемонии, назначенной на 12 часов.
«Я считаю, этой мой долг как одесситки — проститься с этой чудесной девушкой, о потрясающем таланте которой, увы, больше знали в России, чем у нас», — сказала нам одна из подошедших женщин.
Проводить девушку в последний путь пришли больше сотни человек: помимо родных, друзей, одноклассников и соратников Анны здесь были Генконсул России в Одессе Юрий Антонов и мэр города Алексей Костусев. В соборе то и дело раздавались щелчки фотокамер, работали около десятка телеоператоров. И это несмотря на пожелания семьи о том, чтобы церемония была скромной. Впрочем, прощание с Яблонской получилось, хотя и торжественным, но далеко не таким помпезным, как панихида в этом же храме по убитому одесскому бизнесмену и политику Александру Коробчинскому в начале января. Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела не было, политики особо не «светились». Алексей Костусев тихо выразил соболезнования семье и вышел, а вице-губернатор Одесской области Дмитрий Волошенков, положив цветы, молча стоял у гроба и крестился.
Большинство родных и близких Яблонской не могли выжать из себя и слова от подступающих к горлу слез. «Мне позвонила сестра рано утром, — с трудом сдерживая рыдания, рассказал дядя Анны Иван Рядидял, брат матери. — Я сразу понял: что-то случилось, но даже мысли не было, что такое. Сказала, что Ани нет, эти... эти ее убили! Боже, какое горе! Знаете, я долгое время даже не догадывался, каким она была талантом, пока не прочитал первую пьесу. Мне кажется, что наш город должен ею гордиться».
Много было одноклассников и школьных друзей Яблонской — она окончила 29-ю школу Одессы (сейчас это 9-я гимназия). «В следующую субботу у нас будет встреча выпускников, помянем Аню обязательно, — рассказала подруга девушки Анна Панивана. — А еще учителя, выпускники и нынешние школьники гимназии хотят собрать все фотографии, все книги Ани, у кого какие есть, и организовать стенд ее памяти в школе».
«Я проучила ее 7 лет, — говорит учительница русского языка и литературы Алина Протасевич. — Для своих лет она была очень мудрым и талантливым человеком. Ужас, конечно. Мы думали, она еще много чего успеет».
Педагог вспоминает: когда Анна еще училась, ее стихи часто читали в актовом зале. Слушать приходила вся школа.
«Аня была чудесным, солнечным человеком. Есть люди, знаете, с камнем на душе, у Ани камня не было. Она была частью души нашего коллектива», — вытирая слезы, проговорила Диана Донских, балетмейстер театра-студии «Тур де форс». Яблонская отдала этому театру 15 лет своей недлинной жизни — играла во многих спектаклях, причем начала выступать еще будучи школьницей. Именно «Тур де форс» единственный в Одессе поставил ее пьесу «Дверь». В театре же драматург познакомилась со своим мужем Артуром.
Руководитель студии Наталья Князева уверена, что «человечество еще догонит драматургический гений Яблонской, ее пьесы начнут ставить многие»: «Аня сказала нам всем своей смертью: люди, перестаньте быть скотами и убивать друг друга. Жить надо ради любви!».
Анну Яблонскую похоронили на Таировском кладбище в Одессе. Правительство России выделило Машутиным, как и другим семьям, потерявшим близких, 3 млн рублей ($100 тыс.). У Ани осталась 3-летняя дочь Маша...
МОДА НА ЯБЛОНСКУЮ
Ужас ситуации – в том, что только после гибели Анна Яблонская стала по-настоящему известным и «раскрученным» драматургом. Театральную и вообще богемную Европу охватила буквально мода на безвременно ушедшую писательницу, чье имя до 25 января было знакомо только узкому кругу театралов, преимущественно российских. На этой неделе статьи о ней посчитали своим долгом опубликовать все крупные международные издания, в том числе «Московский комсомолец», назвавший одесситку «надеждой русской драматургии», и «Нью-Йорк Таймс». Целый ряд культурных учреждений — от небольших театральных студий в Москве и Питере до легендарного лондонского «Роял Корта» — провели памятные чтения пьес и стихотворений Яблонской. Многие театры заявили о намерении или повторить показ спектаклей по произведениям Анны или поставить новые. До смерти драматурга такие планы были только у челябинского «Манекена», московского «Театра.Doc» и одесского «Тур де форс», кстати, единственного в нашем городе, организовавшего постановку по тексту Яблонской (это была пьеса «Дверь»).
Таким образом в ближайшее время зрители России, Украины и нескольких европейских стран смогут увидеть уже шедшие «Монодиалоги», «Видеокамеру», «Где-то и около», а также еще не воплощенные на сцене «Чацкого», «4-й закон Ньютона» и «Укол». Кроме того, не исключено, что ускорится процесс экранизации последнего и самого удачного, по мнению критиков, произведения погибшей — пьесы «Язычники», посвященной проблеме выбора веры в современном бездуховном мире. За эту работу, напомним, Анну удостоили премии журнала «Искусство кино», за которой она и отправилась в Москву роковым рейсом из Одессы. Ранее шансы появления «Язычников» на киноэкране рассматривались, скорее, как гипотетические.
Что касается одесских театралов, то им остается только краснеть и стыдливо прятать глаза, ведь они упустили возможность сделать себе имя на творчестве талантливой землячки при ее жизни. Отметим, что на прощание с драматургом никто из одесских «динозавров подмостков» не пришел.
ЧУТЬ НЕ УДАЛИЛИ ИЗ ВИКИПЕДИИ
Тем временем, в Интернете из-за Яблонской уже развернулся скандал. Администраторы популярного энциклопедического ресурса «Википедия» едва не удалили статью об Ане из русскоязычного сегмента портала (информация о драматурге есть также в украинской и английской «Википедиях»). Причина — якобы низкая «значимость» ее как литературного деятеля. «Когда статья появляется в момент гибели человека, это заставляет задуматься. Это все поднялось на волне блогосферы», — написал на форуме авторитетный википедист Peter Gromov. Материал поместили в раздел «к удалению», но после вала протестов интернет-общественности снова восстановили в правах. «Может быть, ей одного дня не хватило до известности? Мы можем это исправить», — констатировал один из защитников статьи.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |