ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПОГРУЖЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АЙЗЕНБЕРГА
28.01.2011 / Газета: Порто-франко / № 3(1050) / Тираж: 32000

«Узурпаторы» — это уже не первая книга одессита Александра Айзенберга, изданная в Санкт-Петербурге (издательство Алетейя, 2009).

«Узурпаторы» — это сборник, в который вошли пьесы, эссе и другие произведения писателя, жанр которых я не берусь определить. Пьеса — есть пьеса. Понять это можно, даже не читая. Достаточно взглянуть на расписанные диалоги. А что можно сказать о произведении, на страницах которого идут отделенные друг от друга чертой короткие отрывочные фразы, правда, позволяющие проникнуть в смятенные мысли персонажей. Или последовательно сменяющие друг друга пронумерованные описания эпизодов, как в киносценариях. Или... Нет, я не буду продолжать. Конструкции, по которым строит свои произведения Александр Айзенберг, слишком причудливы и, честно говоря, сложны. Они требует полного погружения в текст. Собственно, вот я и нашла подходящее название для той манеры, того жанра, в котором работает А. Айзенберг — ПОГРУЖЕНИЯ. К ним я отношу и пьесы автора: «Жди смертный завершающего дня», «Комедия дьявола» и «Узурпаторы», и его эссе — «Тайны ордена Тамплиеров», и исследования: «Против Иосифа Флавия» и «Иудейская война». И тем более такие конструктивно сложные произведения, как «Миф» и «Диадохи».

Уже из названий видно, что фантазия, а точнее интересы автора переносят его из Древней Греции («Миф», герои которого Геракл, Адмет, Алкеста и кое-кто из жителей Олимпа), в Римскую империю времен Нерона и Петрония («Жди смертный завершающего дня»), или в те времена, когда царь Эпира Пирр пытался собрать воедино империю Александра Македонского, растащенную его соратниками-наследниками («Диадохи»).

Автор скачет из одного государства и времени в другое, перепрыгивая столетия и эпохи, как это делает «Асмодей, по прозванию Хромой Бес, испанский кабальеро, потом врач «Скорой помощи», потом Тот, кто Все видел...» («Комедия дьявола»). Слово «скачет» в данном случае не вульгаризм, поскольку сам автор свою пьесу «Комедия дьявола» делит не на «явление первое», «явление второе» и т. д., а отделяет эпизоды один от другого «прыжками», «скачками», «подскоками» и прочей, говоря медицинским языком, моторикой, позволяющей переноситься во времени и пространстве.

Продолжая прослеживать сферу интересов Александра Айзенберга, мы попадаем во времена Ричарда III («Узурпаторы»). Нас окружают Андроник, Глостер, Леди Анна и... Ведущий телевидения, пытающийся осмыслить и прокомментировать ту часть английской истории, которую мы привыкли воспринимать в изложении Уильяма Шекспира по его «Хроникам».

Понятно, что в «Узурпаторах» Ведущий — это сам автор, и это позволяет ему (автору) в несколько ерническом тоне комментировать события. Зато в своем эссе о рыцарях тамплиерах и в исследовании Иудейской войны по Иосифу Флавию, в анализе самой фигуры Иосифа бен Маттафии — Иосифа Флавия Айзенберг придерживается буквально рефератской скромности в изложении. Qобственно в таком же плане Айзенберг исследует побудительные причины, экономические и политические предпосылки, связи личностные и межнациональные в своем последнем «погружении» (мы ведь договорились о таком определении жанра) «Иудейская война». Но потом не выдерживает чинности изложения и переходит на свой обычный метод рванного на отдельные фразы текста, что, по- большому счету, оказывается наиболее емким способом донести до читателя всю картину, все образы, все перипетии и взаимоотношения действующих лиц.

В своих исследованиях Александр Айзенберг не только прокручивает варианты развития событий, но проводит и интересные аналогии, вспоминая войну 1812 года с Наполеоном или Испанию времен того же Бонапарта.

Вообще профессиональный юрист и увлеченный историк Александр Айзенберг очень хорошо чувствует время. И, обращаясь к, казалось бы, весьма отдаленным историческим пластам, умудряется вызвать у читателя четкие аллюзии с современной историей.

Не надо уточнять, какие ассоциации вызывает погружение в историю огромной империи Александра Македонского, разорванной на куски его соратниками-диадохами...

Или «Тайны ордена Тамплиеров», который существует по сей день, и, который, как объявил телеканал ИНТЕР, спровоцировал «оранжевую революцию». От этого обвинения с возмущением открещивается Великий Приор Ордена Александр Яблонский. Но как бы там ни было, интерес читателя к рыцарям тамплиерам, угасший вместе с интересом к героям Вальтера Скотта, к рыцарю Айвенго и его врагу храмовнику, снова ожил. И глава, посвященная тайнам ордена тамплиеров, не может не вызвать интереса. Тем более, что Айзенберг в ней описывает не ристалища, а историю возникновения и экономическую деятельность ордена, например, изобретение такого современного инструмента экономических отношений, как вексель.

А что касается самого названия сборника — «Узурпаторы» (оно относится не только к конкретному «погружению», но и ко всему сборнику), то тут даже не надо объяснять, какие аллюзии, какие ассоциации оно вызывает.

Автор: Елена КОЛТУНОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту