![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы не против реформ и «затягивания поясов». Вопрос в другом: кому эти «пояса» затягивать? Наше Правительство предлагает их затянуть тем, у кого, что называется, и живота не осталось. Если голодному затянуть пояс, он перестанет дышать. А нам ведь это предлагают…
Утешительные прогнозы у нас, похоже, делает только Правительство. Во всяком случае, у нас нет никаких оснований полагать, что большинство украинских экспертов, словно сговорившись, дают прогнозы слишком далекие от оптимистичных заявлений, звучащих из уст чиновником Кабинета Министров.
«Экспертного сговора», как понимает читатель, быть не может по определению. Ну, хотя бы потому, что эксперты оперируют цифрами и фактами, а чиновники из Кабмина, как правило, лозунгами и эмоциями.
Вот и мы не станем прибегать к эмоциям, а просто процитирует и тех, и этих.
Со спекулянтами никто разбираться не будет
Итак, прогноз Правительства: «Подорожание потребительских товаров в 2011 году не превысит 8,9 процентов. Данный прогноз исходит из позитивной динамики ВВП и того факта, что в прошлом году, при более низких показателях ВВП инфляция составила 9,1 процента».
Прогноз экспертов: «Рост мировых цен на нефть, которые уже достигли отметки 100 долларов за баррель, не сулит Украине ничего хорошего, — заявил «Новому Региону» украинский экономист Олег Соскин. — Это неизбежно ведет к росту цены на нефтепродукты. Кроме того, тут же подорожает газ, поскольку цена на него у нас привязана к цене на нефть».
Рост цен на нефтепродукты обусловлен введением новых пошлин на ГСМ. По мнению эксперта, «в Правительстве Украины есть группировка, лоббирующая введение пошлин на ввоз нефтепродуктов».
По мнению другого аналитика — директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, «Правительство рассматривает возможность введения пошлины на импорт нефтепродуктов в размере 130 EUR/т на бензин и 80 EUR/т для ДТ. Если это произойдет, то литр бензина дополнительно подорожает на 1,1—1,2 грн., а ДТ — примерно на 80 коп.
Это происходит на фоне роста цен на нефть. Таким образом, в лучшем случае моторное топливо в среднем подорожает на 20 процентов, в худшем — цены могут вырасти более чем на треть».
Украинцы хорошо знают, как рост цен на топливо способен спровоцировать неудержимый рост цен на все товары и продукты питания. По мнению тех же экспертов, рост цен на топливо в пределах до 20 процентов неизбежно повысит цены на продукты на 7 процентов и больше, а общий уровень инфляции только из-за одного этого фактора прибавит еще 5 процентов к прогнозируемому Правительством. И это, если можно так выразиться, «оптимистический» исход.
О пессимистическом и говорить не хочется. Давайте оглянемся на минувший год, официальный уровень инфляции в 9,1 процента и вспомним, насколько больше мы стали платить за ту же гречку или продукты молочной группы. В два, а то и три раза больше. И это при том, что цены на горючее почти не росли.
Кстати, тут самое время вспомнить совсем иную историю, несколько подзабытую. А все дело в том, что действовавшие последние три года цены на топливо были установлены в тот период, когда цены на нефть достигли рекордной отметки в 145 долларов за бочку («баррель» — это и есть бочка, прим. ред.).
Напомню (если кто подзабыл), что после достигнутого рекорда цена на нефть опускалась до 30 долларов, то есть вчетверо, но цена за «горючку» почему-то не снижалась, даже на полкопейки, не то, что вчетверо! И происходило это только у нас — на Западе цена снижалась мгновенно.
Слабые глосса журналистов, требовавших разобраться в этом вопросе и три года назад, и после, так никто и не услышал. Может быть, стоит вернуться к этому вопросу? Ведь 100 долларов за бочку — это еще даже не 145, года цена на бензин поднялась у нас до 6 гривень за литр?
Ясное дело, что с этим разбираться никто не будет. А вот с украинцами «разбираться» будут. Причем, по-крупному!
Что я имею в виду?
Тарифы — форма легального грабежа
Согласно решению НКРЭ, на 35 процентов выросли тарифы на тепло уже в январе. С 1 апреля ожидается 50‑процентный рост цены на газ для населения и теплоэнерго. Так нам продиктовал МВФ. Не исключено, что 1 апреля нам будет не до смеха, если Правительство решится именно с этой даты повысить цену на электроэнергию вдвое, то есть, на 100 процентов. Мало того, в его планах поднять цену за каждый киловатт еще раз в августе. Тогда цены могут вырасти еще на 40 процентов.
Если это произойдет, тариф на электроэнергию в целом за год, то есть к 1 августа, вырастет более чем втрое по сравнению с ценой на 1 января. Для среднестатистической украинской семьи с доходом в 3 тысячи гривень это просто катастрофа, особенно в зимний период, когда из-за низкой температуры теплоносителя, поступающего в жилища, люди массово вынуждены пользоваться обогревателями. Представьте, что им придется платить более 700 гривень в месяц только за дополнительный обогрев электрокаминами!
Как пишет «POTOK. UA», в Национальном Форуме Профсоюзов Украины подсчитали, что в 2011 году средние расходы каждой украинской семьи на коммунальные услуги достигнут суммы в… 1700 гривень! «Традиционно, повышая цены на тепло, свет и воду, власть никогда не обнародовала ни окончательный перечень коммунальных услуг, ни их настоящей стоимости, — говорит председатель НФПУ Мирослав Якибчук. — Сегодня мы видим, что четкости и прозрачности в этом вопросе нет. Например, у нас состоялось повышение тарифов на газ. Мы подали в суд. Суд медлит уже полгода. Даже первое заседание не состоялось. А новые тарифы на газ уже действуют, и люди по ним рассчитываются. В целом, по нашим расчетам, повышение платы за коммунальные услуги по всей Украине будет составлять для средней семьи в 2011 году около 1700 гривень. Расчеты были сделаны на основе официальной информации о планах правительства по повышению тарифов на тепло, газ и электроэнергию. При этом повышение социальных выплат в бюджете текущего года фактически заморожено, а перспектив роста зарплат и количества рабочих мест в Украине нет».
Даже если ничего не произошло, и для роста цен оснований нет, эти «основания» будут найдены!
«Еда подорожает и без нефтепродуктов, — цитируют «Контракты» директора экономических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василия Юрчишина. — Цены на продовольствие растут во всем мире в связи с неурожаями и подорожанием энергоресурсов. По прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году стоимость импортируемого продовольствия вырастет, как минимум, на 11 процентов. В большинстве развивающихся стран подорожание продуктов питания составит около 20 процентов (прогноз для Украины — рост цен на 10—20 процентов). В ФАО считают, что мир близок к ценовому шоку и предрекают новый экономический кризис из-за агфляции.
Давая прогноз для Украины, эксперты ФАО не учитывают внутренние факторы ценообразования: подорожание энергоносителей и рост издержек производителей — из-за усиления налогового давления, изменения правил дотирования аграриев и неопределенности с льготным кредитованием сельхозпроизводителей. Только перечисленные причины могут увеличить себестоимость сельскохозяйственной продукции на 15—20 процентов. В итоге продовольствие в Украине в лучшем случае подорожает на 20 процентов, реализация худшего сценария может означать рост цен более чем на 30 процентов».
Прогноз В. Юрчишина автор тоже отнес бы к разряду оптимистических. Все дело в том, что рост цен на продукты питания у нас зависит как раз не от сельского хозяйства, а от его грабителей — спекулянтов, сбывающих выращенные на наших полях культуры. С этим слоем «жирных котов» украинское правительство никогда не боролось, не делает оно этого и сейчас.
Если бы было иначе, то и картина у нас была бы совершенно иной. Благодаря урожайности наших полей и трудолюбию нашего еще до конца не разоренного крестьянства, Украина является на мировом рынке серьезным экспортным игроком.
Иными словами все эти прогнозные показатели ФАО нам только на руку — это возможность продать свою продукцию дороже, чем вчера и получить в бюджет дополнительный приток валюты. Фактор — благотворный. И никакого роста цен на продукцию сельского хозяйства быть просто не должно. Для этого у нас нет оснований, поскольку сельскохозяйственных культур за редким исключением, мы всегда производим больше, чем потребляем.
Стало быть, мировые колебания цен на основные продукты питания нас не должны касаться. Подчеркиваю — на основные. Речь ведь не идет, скажем, о цитрусовых, бананах, кофе или какао. Но они «погоды» в нашей потребительской корзине не делают.
А для того, чтобы защитить собственный продовольственный рынок от роста цен необходимо сделать несколько обязательных вещей: ограничить продовольственный импорт, обеспечить крестьянству сбыт выращенной продукции по справедливым ценам, наконец-то предоставить селу льготное, либо вообще беспроцентное кредитование и поставить на свое место посредника — то бишь, спекулянта и перекупщика (солидно звучащий термин «зернотрейдеры» тут явно не подходит, — авт.).
Ничего из этого за последние два десятилетия сделано не было. За все эти почти двадцать лет независимости все делалось строго наоборот, а поворот лицом к проблемам рядового украинца так и не сделан.
Начало 2011 года это только подтверждает. Зарплаты рядового украинца в этом году уже не будет хватать на самые необходимые продукты питания, потому что семейный бюджет окончательно «съест» коммуналка. Диктат работодателя, который обещает ожидаемый Трудовой Кодекс, окончательно добьет еще и права этого украинца.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |