ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Природа – во благо людей
08.02.2011 / Газета: Одесские известия / № 14(4141) / Тираж: 18386

Село Маяки расположено всего в 30 километрах от Одессы и является самой близкой к городу точкой, где одессит, потратив несколько десятков минут на дорогу, может увидеть большую реку, причем в самой прекрасной ее части – дельте. Днестр, вторая по величине водная артерия Украины после Днепра, разбиваясь на множество рукавов и протоков, образует десятки тысяч гектаров необыкновенно живописных плавней.

Многие одесситы знают и лю­бят эти места с отлично со­хра­нившейся природой. Они с удовольствием проводят здесь выходные, полностью погружаясь в прекрасную атмосферу уни­кального речного ландшафта. Местные жители, многие из ко­торых занимаются разведением рыбы, выращиванием сель­скохозяйственной продукции, торговлей, рыбалкой или тури­з­мом, довольны гостями, ведь те приносят работу, заработок. Да и некоторые одесситы со временем перестают быть просто случайными посетителями и об­заводятся здесь дачей, вторым домом или просто держат лодку на одном из многочисленных речных причалов. Потребность одесситов в покупке или арен­де недвижимости возле Днестра положительно влияет на развитие инфраструктуры и благоустройство этого региона, приход инвестиций и появление новых рабочих мест. Средняя стоимость недвижимости в Мая­ках, а значит и благосостояние каждого из тех, кто ею владеет, за последние 10 лет увеличилась в 12 раз. Она продолжала пользо­ваться стабильным спросом даже в период кризиса, ведь арендуя или покупая место для отдыха здесь, человек инвестирует в свое здоровье. Иногда кажется, что на реке время замирает и, в соответствии со спокойным течением воды, начинает дви­гаться медленно, отдаляя ста­рость.

Но тем не менее время не стоит на месте, и эти места ме­няются. Многие отдыхающие ценят не только красоту природы, но и уютные условия, блага ци­вилизации, высокие стандарты комфорта. В Европе возле воды или даже на воде стоят целые города – такие, как Венеция и Амстердам, а современные загородные поселки для отдыха строятся вблизи водоемов, не­далеко от больших городов. Иногда, строго придерживаясь требований природоохранного законодательства, вдоль рек создают сеть искусственных ка­налов, на которых распо­лагаются сооружения для отдыха. Такая же идея применена и для строительства речного клуба «Лодочная станция» на правом берегу Днестра напротив Маяк. Естественно современные тех­нологии позволяют строить не только комфортные, но и эко­логически безопасные для окру­жающей природы здания данных поселков. Наличие газоснабжения, электричества, герметичной канализации и очистных соору­жений позволяет не портить окружающую среду разведением костров или устрой­ством вы­гребных ям в водо­охранной зоне реки, что часто наблюдается при старой застройке прибрежных сел. Благо­устроенная территория и укрепленные гидротехнически­ми сооружениями берега полно­стью исключают попадание каких бы то ни было отходов в реку, как это имело место раньше. До 2003 года, когда была начата реализация проекта, данная территория, расположенная недалеко от трассы Одесса – Рени, была выжжена и изъезженна машинами, обильно покрыта отходами горюче-смазочных материалов, разнообразным бытовым мусором, листами железа, пищевыми отходами, пластиковыми пакетами и бу­тыл­ками, а также прочими по­следствиями неорганизованных пикников. После завершения строительства территория и выход на береговую часть рядом с ней остались доступными для всех желающих, только теперь за всем этим ухаживают и ведут наблюдение сотрудники Речного клуба. А еще через несколько лет дополнительный контроль начал осуществляться сотрудниками Нижнеднестровского националь­ного природного парка, создан­ного по соседству, на территории Днестровских плавней 14 ноября 2008 года.

Возможно ли сосущество­ва­­ние такого поселка рядом с природ­­ным парком? На национальные парки возложены следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эта­лон­ных природных участков и объектов; сохранение исто­ри­ко-культурных объектов; эко­логическое просвещение на­селения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны при­роды и экологического про­свещения; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. Зем­ли природо-заповедного фон­да, к которым относятся при­родные парки, – это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, которые имеют осо­бенную природоохранную, экологическую, эстетическую, научную, рекреационную и иную ценность. Поэтому земли каж­дого природного парка де­лятся на соответствующие зоны: заповедная зона – пред­назначена непосредственно для охраны и восстановления наиболее ценных природных ресурсов; зона регулируемой рекреации – для краткосрочного отдыха и оздоровления лю­дей; зона стационарной рекре­ации – предназначена для размещения отелей, мотелей, кемпингов, иных объектов об­служивания посетителей пар­ка; хозяйственная зона – здесь ведется хозяйственная дея­тельность, могут находиться населенные пункты, объекты коммунального назначения, земли других землевладельцев и землепользователей.

Как видим, речной клуб «Ло­дочная станция» у села Маяки, даже не будучи включенным в территорию, отводимую для природного парка, по своей сути не противоречит задачам, целям и режиму его использования. Более того, даже способствует. Ведь у только что созданного парка совсем еще нет никакой инфраструктуры. А здесь, под самым его боком, – прекрасно оснащенный рекреационный комплекс, готовый принимать постояльцев круглогодично и дать им все необходимые удобства. С соблюдением всех требований природоохранного и санитарного законодательства.

Надо отметить, что, однако, не все согласны с данным мнением. Многие радикально настроенные экологи-общественники, види­мо, считают, что территория парка должна быть полностью закрыта и для местных жителей, и для отдыхающих, без учета их законных интересов, и, же­лательно, обнесена высоким забором с колючей проволокой, исключающим любой доступ и взаимодействие парка с окру­жающим миром, – такая себе резервация для животных. К счастью, или, может быть, к со­жа­лению, такое невозможно. Любая попытка перегиба, попытка создания чего-то пусть даже хорошего, но без учета чьих-то интересов, игнорирование ка­ких-то возникающих проблем – все это приводит к последстви­ям, при которых иногда реше­ние проблемы хуже, чем сама про­б­лема.

Например, одна группа экологов постоянно пишет справедливые статьи о том, что автотрасса Одес­са – Рени на участке Маяки – Паланка, проходящая возле Днестра, наносит непоправимый вред природе, затрудняя естест­венное обводнение плавней, поскольку после реконструкции 1980-82 годов были уничтожены водопропускные мостики. По­нимают они или нет, но за­крыть эту трассу совсем – не­возможно, ведь это остановит все транспортное сообщение с югом Одесской области и прилегающей к ней территорией Румынии. Казалось бы, самое разумное – это выходить с предло­жениями и экологическими обо­снованиями необходимости восстановления водопропускной системы, последовательно добиваться выделения денег из бюджета на реконструкцию, но, очевидно, на это не хватает терпения – или желания кон­структивно действовать. Но в то же время данная группа до безумия гордится тем фактом, что в 2001 году им удалось по поручению молдавских эко­логов сорвать строительство восьмикилометрового участка трассы через плавни, в обход села Паланка. Эта дорога позволила бы жителям юга Одесской области избежать двойного прохождения через границу и потери нескольких часов на данном участке трассы Одесса – Рени, который, после распада СССР, оказался на молдавской территории. А Укра­ине бы данное строительство позволило сохранить и не пере­давать окончательно рес­публике Молдова часть дунайского берега в районе села Джурджулешты, где впоследствии были по­стро­ены нефтяной терминал и порт, представляющие реаль­ную экологическую угрозу Укра­инскому Придунавью и, кроме того, создающие серьезную экономическую конкуренцию украинским портам – Рени и Измаил.

Впрочем, все это мало волно­вало руководителя этой группы, активного борца со строителями и известного предпринимателя-эколога из Маяк Ивана Русева, трехэтажный особняк которого, соединенный с рекой незакон­но прорытым им каналом, с вы­веденными в него трубами канализационной системы дома, расположен на противоположном от речного клуба «Лодочная стан­ция» берегу Днестра. Когда господин Русев, сам в свое время подававший документы на отведение 100 гектаров дан­ной территории, узнал, какой проект будет там реализован на прилегающих 6 гектарах, он с особым рвением занялся очень методичной и бескомпромиссной борьбой с объектом строи­тель­ства, заключающейся не в конструктивной критике и альтернативных предложениях, а в написании обращений во всевозможные инстанции. Ис­ка­жая информацию и мани­пулируя фактами, господин Русев добился предубежденного отношения практически всех контролирующих органов к данному вопросу и проведения чуть ли не ежедневных проверок на объекте строительства. Каждое разрешительное заключение по проекту было продублировано на уровне профильного министерства разрешающего органа. Допол­нительно были проведены ряд независимых экспертиз и от­крытые общественные слушания относительно строительства, на которых, несмотря на попытки присутствующего господина Русева вызвать у публики чувст­во зависти заявлениями типа «смотрите, мол, богатые люди из Одессы будут строить здесь красивые дома, а вы будете только на это смотреть…», подавляющим большинством голосов местные жители поддержали реализацию проекта. Речной клуб был построен и сдан в эксплуатацию. Тем не менее человек, называющий себя ученым, не останавливается. Сложно, конечно, понять логику эколога, не брезгующего пи­сать научные обоснования, разрешающие выкос (по мне­нию Русева это оказывает поло­жительное регенерирующее воздействие на камышовые заросли) и последующее выжи­гание камыша на территории тысяч гектаров плавней, уничто­жающее десятки тысяч живых организмов, и в то же время ут­верждающего, что небольшая по площади (6 гектаров) лодочная станция, не занимающая и сотой доли процента территории Днест­ровских плавней, «изменила пу­ти миграции перелетных птиц, которые теперь предпочитают останавливаться в Румынии». Если бы птицы умели читать, скорее всего, они бы долго смеялись.

Нижнеднестровский нацио­наль­ный природный парк мог бы на много лет раньше появиться на территории нашей страны, но поскольку за его создание отвечал упомянутый эколог, его организация заняла больше 20 лет и в результате площадь сократилась более чем в 3 раза. Причиной послужило неумение понимать ситуацию и учитывать интересы местных жителей, имеющих право пользования территориями, входящими в парк и прилегающими к нему, или жителей области, имеющих право на отдых. Целые села отказывались согласовывать создание парка, будучи шокированы заявлениями господина Русева о том, что им будет запрещено даже заходить в места, находящиеся с ними по соседству.

Только после 2006 года новое руководство экологического управления области сдвинуло дело с мертвой точки и буквально за 2 года, в ноябре 2008-го, добилось указа Президента о создании парка, положив конец 20-летнему топтанию на месте.

Автор: А. АЛЕКСЕЕВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту