ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУВАЖЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ: КТО СЯДЕТ ПЕРВЫМ?
11.02.2011 / Газета: Время Ч / № 5(466) / Тираж: 15200

Совсем недавно Арсений Яценюк поражал нас прожектами межгалактического масштаба: фотографировался для рекламных плакатов в железной шапке, пугал лозунгами: «Арсеній: врятувати країну», «Iндустріалізація»… Вот только слово «украинизация» он на своих агитках не писал и в предвыборной кампании не использовал (во всяком случае, здесь, в Одессе), ибо догадывался — мы этого не любим. Но как все-таки меняются политики после выборов, как мельчают… Недавно Арсений Петрович зарегистрировал в парламенте законопроект, в котором говорится об «уголовной ответственности за надругательство над украинским языком и языками нацменьшинств». Нардеп подчеркнул, что «на сегодняшний день в Украине не предусмотрена ответственность за издевательство, насмешки, глумление или неуважение к государственному языку».

О русском, заметьте, он не упомянул. И хоть русский не государственный, но и не язык меньшинства (есть даже большие подозрения, что большинства). А значит, в законопроекте следовало написать так: …за надругательство над украинским, русским» и т. д. Однако нардеп этого не сделал и, если следовать его же логике, стал первым, кто должен нести самим же придуманную уголовную ответственность. Или полное игнорирование русского не есть надругательство? Или это не «насмешка, глумление, неуважение»?

Сначала я подумала, что в подписанный Яценюком документ закралась досадная ошибка. У политиков это вообще очень часто случается, ибо трудно балансировать между двумя языками: в документации переходить на украинский, с трибуны кричать или газ у соседей клянчить — по-русски… Но нет. Поясняя мотивы, которые двигали им при сочинении законопроекта, Арсений Петрович сказал четко: «Украинский язык является одним из решающих факторов национальной самобытности украинского народа, а высокая языковая культура является основой духовного взаимопонимания и культурного взаимообогащения». Таким образом он вновь не упомянул русский… Зато живо проиллюстрировал факт, с которым его детище (законопроект) намерено бороться: «Имеют место отдельные публичные проявления пренебрежения к государственному языку. Ярким примером стал инцидент с инспектором Одесского горуправления ГАИ, который не только отказался общаться с водителем на украинском языке, но и назвал его «телячьим». Примеров получше (хотя бы не провокативных и снятых не скрытой камерой по принципу «Взятку не взяли, но за «мову» ответите») у Яценюка не нашлось. Конечно, в первую очередь ему следовало бы выплеснуть свой гнев на Вовкуна с «собачьим языком» и Фарион с «русскоязычными дегенератами», но зачем, ведь, как мы помним, упоминания о нашем родном языке в законопроекте отсутствуют.

Теперь, поскольку президентские выборы еще не скоро, парламентские — неизвестно когда (то есть ничего дельного для охмурения электората делать не надо, а только борьбу изображать), я предлагаю Арсению Петровичу развить свое начинание. Вот бабка возле одесского вокзала, которая кричит «Америка заметает следы» и «Бомбы уже упали» — ну чем не надругательство над дружественным Арсению Петровичу государством? А анекдоты, в которых какие только национальности не упоминаются, равно как и присущие им черты характера, — разве не повод пересажать всех рассказчиков?.. Так вот борьба национально озабоченных политиков с гаишником находится точно на таком уровне.

Цитируя пресс-службу «Фронта перемен», «для воспитания у граждан, независимо от их национальной принадлежности, понимания социального назначения украинского языка как государственного и уважения к языкам национальных меньшинств, законопроектом предусматривается ввести уголовную ответственность за:

1. Публичное надругательство над государственным языком Украины (штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арест до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 3 лет).

2. Публичное надругательство над языками национальных меньшинств Украины (штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арест до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 2 лет).

Также законопроектом устанавливается, что досудебное следствие по делам о вышеупомянутых преступлениях производится следователями прокуратуры».

Кстати, я поинтересовалась у самого Александр Швеца — бывшего работника ГАИ, как он относится к тому, что из него слепили образ этакого «вселенского украинофоба», а Яценюк и ему подобные заговорили об уголовном наказании? На что он ответил: «Я украинский язык и понимаю, и им владею и, как нетрудно догадаться, именно на нем составлял материалы, когда работал в ГАИ, и вообще считаю его красивым. А провокатору я ответил так, как ему подобает. Ведь он начал говорить со мной на русском, и только потом перешел на украинский, не зная уже, к чему прицепиться. Он довел меня, и я ответил в порыве гнева, в состоянии аффекта». А некоторые политики несут свой бред не в состоянии аффекта, а в своем обычном состоянии. Понимаете, в чем наша беда?

Автор: Татьяна ГЕРАЩЕНКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту