![]() |
|
![]() |
![]() |
Ликвидация несуществующей взрывчатки правоохранителям обходится в 20 тыс. грн.
Штраф не перекрывает затраты, особенно с учетом того, что часто «шутника» поймать не удается.
Телефонные «террористы» не дают покоя Южной Пальмире. В этом году уже не раз минировали школы, магазины, а особенно – вокзалы: кто по глупости, а кто из интереса.
«Минируют» заводы и аэропорты
Телефонные «минеры» не дают покоя правоохранителям. В последнее время участились случаи ложных сообщений о взрывных устройствах. В этом году случаев фиктивного минирования в Одессе пока не было. В прошлом году их было три, а в позапрошлом – пять.
В основном так шалят дети, которые хотят прогулять школу. Так, ученик одесской школы № 24, чтобы прогулять занятия, позвонил в дежурную часть Суворовского райотдела милиции и сообщил, что в туалете школы заложена бомба. Более того, чтобы не прогуливать в одиночестве, телефонный «террорист» через час снова позвонил в милицию и сообщил об аналогичной ситуации в 15-ой средней школе, что находится недалеко от 24-ой.
Совсем недавно шумиха поднялась на вокзале в Херсоне. Там в милицию поступило анонимное телефонное сообщение о заминировании. По информации в облУМВД Херсонской области, на место происшествия выехали все экстренные службы города. Из здания вокзала срочно эвакуировали всех пассажиров и работников, приостановили движение поездов. Однако взрывчатка так и не была найдена. Милиция установила, что анонимное сообщение сделал 22-летний житель Днепропетровской области. Парня разыскивать особо не пришлось: он сообщил о заминировании, позвонив в милицию со своего мобильного, да еще и представился дежурному, назвав имя и фамилию.
После этого в милицию поступило еще несколько звонков о минировании школ, магазинов, к счастью, они также оказались ложными. Недавно правоохранители Голосеевского района задержали злоумышленника, который сообщил о бомбе в автобусе направлением Киев-Одесса. По словам начальника Голосеевского райуправления милиции Александра Терещука, 16-летний «шутник» приехал в Киев из Луганской области, чтобы погулять по городу.
– При этом родителям о своем отъезде ничего не сказал, еще и деньги у них забрал. Гулял так юноша пять суток. Почти не спал. Ночевать ему было негде, – говорит Терещук. –Именно тогда ему и пришла в голову идея позвонить в милицию и рассказать о якобы заминированном автобусе.
Когда правоохранители приехали на место происшествия и начали проверять территорию, парень стоял неподалеку и наблюдал, как это все происходит. По словам задержанного, он просто хотел посмотреть, как быстро работают милиционеры!
А вот в прошлом году телефонные «шутники» заставили изрядно поволноваться все спецслужбы. Вечером 13 июля «Привоз» срочно закрыли. Предпринимателям, прибывшим с товаром, пришлось выйти на улицу.
– На пульт милиции поступило заявление о том, что одесский рынок заминирован, – сообщили в облУМЧС, – однако взрывоопасных предметов на территории рынка спасатели не обнаружили.
Тогда поговаривали, мол, некоторые торговцы не поделили места, вот и «навели шороху» в отместку.
Прошлой весной на железнодорожном вокзале эвакуировали людей, чтобы обезвредить мину, о которой заявил «шутник». Им оказался селянин, решивший понаблюдать за происходящим. Учитывая, что на вокзале находились тысячи людей, правоохранители действовали осторожно, чтобы не вызвать паники. А бомбы не оказалось.
Телефоны сменили на Интернет
В ноябре прошлого года вся милиция Киева и Одессы «стояла на ушах». Неизвестный прислал электронное письмо в УБОП с сообщением, что с 3 по 10 ноября гостиница, расположенная в центре Киева, будет заминирована.
– В гостиницу были направлены все бригады, проверили каждый сантиметр в помещении и территорию рядом. Постояльцев решили не эвакуировать. Такое решение руководитель операции всегда принимает на месте, все зависит от реальности опасности. В этот раз ничего не нашли, вызов оказался ложным, – рассказал Владимир Полищук, начальник ЦОС ГУ МВД в Киеве.
Через пару дней подобная ситуация повторилась в Одессе. «Шутника» начали искать лучшие специалисты. Оказалось, письма посылали из Луганска. Правоохранители отработали всех хулиганов, состоящих на учете, проверили и местных хакеров. Под круглосуточным наблюдением милиции находилось также несколько десятков интернет-кафе. В одном из них, расположенном в центре Луганска, появился посетитель. Не теряя времени, мужчина написал письмо о минировании и попытался отправить его. За что и был задержан. «Террористом» оказался 33-летний луганчанин, ранее неоднократно судимый за похожие преступления. По итогам следствия, мужчину ждет очередной срок в местах, не столь отдаленных.
– Чаще всего люди сообщают о том, что объект заминирован, из каких-то личных побуждений, – пояснил Владимир Полищук. – То ли это чувство мести, а может, просто любопытство. Все это понимают, но не отреагировать на такой сигнал мы не можем. Вот, к примеру, школьники своим выходкам дают банальное объяснение, мол, хотели, чтобы уроки пораньше закончились, не сделали домашнее задание или не готовы к тестированию.
Хулиганство или злой умысел?
В милиции есть отдельная база данных по «телефонным взрывателям». Если человека хоть раз поймали на этом, всю жизнь он будет под подозрением: таких «фигурантов» проверяют в первую очередь.
– Все случаи либо сезонные, либо вызваны чувством мести. Так, во время экзаменов массово «минируют» школы. Обиженные посетители «закладывают» бомбы в кафе и торговых центрах, во время выборов горячо становится на избирательных участках, – пояснил Владимир Полищук.
Для наказания выдумщиков есть специальная статья Уголовного кодекса – 259 (ложные сообщения), согласно которой предусмотрен штраф от 500 до 1000 необлагаемых налогом минимумов или арест до 6 месяцев. В особых случаях – лишение свободы от 2 до 7 лет.
Если «минирование» совершает несовершеннолетний, ответственность за его действия несут родители (штраф до 1,5 тыс. грн). Взрослым же придется выложить от 8 до 17 тыс. грн.
Вопрос в том, хватит ли этого штрафа, чтобы компенсировать затраты. Работа всех экстренных служб города финансируется из бюджета, а это значит, что во время ложных вызовов наши деньги уходят в никуда. Точно подсчитать затраченные средства очень сложно. По нашим данным, только выезд спецслужб обходится более чем в 10 тыс. грн. Еще приблизительно по 2,5 тыс. грн. стоит приезд нескольких пожарных машин и «скорой». Итого – 20 тыс. грн. Штраф не перекрывает затраты, особенно с учетом того, что часто «шутника» поймать не удается.
Официально
Заместитель начальника облУМВД Дмитрий Фучеджи говорит, что анонимные звонки о «заминировании» приносят экономический ущерб и способствуют потере гражданами бдительности.
– Многие люди после таких звонков потом не реагируют на настоящие угрозы, – говорит правоохранитель.
Кроме этого, по словам Дмитрия Фучеджи, в случаях «заминирования» школ, учитывается еще и косвенный ущерб. Кроме административного штрафа, правоохранители обращаются в суд о возмещении ущерба с родителей разгильдяев.
Компетентно
Наталья Луценко, психолог:
– Такие действия можно объяснить двояко. С одной стороны, это анонимность, большая вероятность того, что виновного не поймают, и он останется безнаказанным. С другой – инфантильность, непонимание того, сколько такая шалость принесет проблем, человеческих усилий и эмоциональных стрессов. «Террорист» воспринимает все как в цирке: стоит себе в сторонке и наблюдает за происходящим. У таких людей зачастую отсутствует чувство сопереживания. Так могут баловаться дети, но если это делает взрослый человек, значит, есть момент самовозвеличивания: мол, это я сделал столько шума. Так они компенсируют свою несостоятельность.
Был случай
Парламент не минировали пять лет
Народным избранникам никакая взрывчатка не страшна. Так, в мае 2005 года, в промежутке между утренним и вечерним заседаниями и горячими спорами депутатов, здание ВР успели «заминировать». После анонимного звонка охрана здания эвакуировала всех посетителей и журналистов. Входить разрешали только парламентариям: видимо, иммунитет их и от взрывчатки бережет. Через пару часов сообщение объявили ложным, и все успокоились. Кстати, служивые припомнили, что лет семь назад в городе жила пенсионерка Петровна, которая регулярно «минировала» и ЦУМ, и Верховную Раду, операторы на «102» даже узнавали бабушку по голосу. И на ее угрозы не обращали внимания, поскольку ей часто просто хотелось выговориться, так сказать, излить душу. А вот киевскую мэрию пока никто не минировал, по крайней мере, так нам заявили в милиции.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |