ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
РАЗГОВОР ПОСЛЕ СОВЕЩАНИЯ
21.02.2011 / Газета: Таврия В / № 7(302) / Тираж: 7500

Поводом для сегодняшнего интервью с депутатов Одесского областного совета, учредителем компании «Таврия В» Борисом Музалевым послужило недавнее совещание, прошедшее в обладминистрации. На совещание были приглашены руководители крупных торговых сетей области и города: «Сильно», «Фуршет», «Таврия В», «Наталка», «Копейка», «Виртус», «Робин Бобин» и др.

Борис Викторович, о чем шла речь на совещании?

Совещание было посвящено пополнению областного бюджета средствами из торговой сферы. В частности, там говорилось, что декларируемая заработная плата работников торговли в регионе ниже, чем средняя по Украине. В результате областной бюджет недополучает средства на социальные программы. Можно понять руководство области в стремлении наполнить бюджет. Но руководители торговых сетей на совещании попытались донести свою точку зрения, рассказали о положении, которое сейчас сложилось в этой сфере.

Торговые предприятия живут и работают по законам рыночной экономики. Заработная плата продавца — это часть наценки на реализуемые товары. Поэтому деятельность торговой организации должна быть прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, в том числе по электроэнергии и другим коммунальным платежам, аренде земли, уплате налогов, процентов по кредиту и телу кредита, и наконец то, что осталось, идет на заработную плату. Мало того, мы — все хотим приобретать товары в комфортных условиях и быть спокойными за качество этих товаров — значит, сюда должны входить затраты торговой организации на открытие новых магазинов, приобретение современного оборудования.

Сегодня у многих сетей 16-процентная наценка обеспечивает только себестоимость торговли. То есть заплатить зарплату, налоги, коммунальные платежи, аренду земли, заплатить все мыслимое и немыслимое — все входит в эти шестнадцать процентов. Ни для кого не секрет, об этом писали и в «Бизнесе», и в других изданиях, что сегодня все торговые сети испытывают большие экономические трудности — как по оплате кредитных средств, так и по уплате налогов и по удержанию товарооборотов и ассортиментов.

В свое время государство ограничило торговую наценку на ряд товаров до 15 %, а областные власти снизили ее до 12 %. В таких условиях нам совсем непросто выполнять свои функции, не говоря уже о том, чтобы нормально развиваться.

Это ограничение действует только на социально значимые товары?

- Сейчас в нашем социальном ассортименте зарегистрировано пять групп товаров: это крупы, вареные колбасы, молочные продукты, хлебобу лочные и макаронные изделия, но в ассортименте это составляет около 1500 видов товаров. Эти товары составляют 80 % нашего товарооборота и зарегламентированы ценами, причем с 12-процентной наценкой. Но чтобы где-то ограничить, нужно откуда-то эти средства компенсировать. Откуда? Вот с этих оставшихся двадцати процентов. Но эти товары уже и так стоят недешево и если еще поднимать цены — люди перестанут их покупать. На самом деле ограничение цен может быть только кратковременным либо на очень узкий ассортимент товаров.

Но ведь есть категории людей, которые нуждаются в товарах по социальным ценам...

- Социальная защита населения — необходимая вещь. Ее нужно проводить грамотно, целенаправленно, точечно. Давайте выберем для социальной защиты отдельные подгруппы товаров, но так, чтобы в них не попадало полторы тысячи наименований, их должно быть тридцать-сорок видов, и они должны быть в обязательном ассортименте. Почему социально значимый сахар должен быть для всех? Нужно сделать уголки пенсионеров или уголки матерей, или уголки многодетных, в которых люди смогут получать товар по сниженным ценам. Зачем вводить ограничение наценок на импортные макаронные изделия из Италии, Франции или из России? Можно ограничить наценки на макароны и сахар местного производства в мягкой упаковке, а макароны и рафинированный сахар в картонной упаковке — это уже премиум-сегмент.

К ограничению цен нужно подходить всегда очень осторожно. Те, кто работал в торговле при Советском Союзе, прекрасно знают, что ограничение цен на товары убило как советскую торговлю, так и производителя, а в результате — и Советский Союз. Ограничение цен на товары в любом случае мешает работать. Мне председатели местных колхозов рассказывали, как в прежние времена их заставляли выращивать виноград и продавать его в воинских частях Белой Церкви по 35 копеек. Но вырастить, собрать виноград, доставить его — уже стоит 80 копеек. И они делали все, чтобы был неурожай. Так что, сейчас нужно добиваться такого же положения? Любое вмешательство в рыночные механизмы может привести к дефициту товаров. Производство товаров, на которые введено ограничение наценки, будет просто невыгодно.

Ограничение цен в долгосрочной перспективе ведет к повышению цен и дефициту товара. Мы, работники торговли, уже давным-давно знаем, что когда вводятся ограничения на что-либо, то в последующие два года цены на эти товары вырастают вдвое. Что происходит сейчас с гречневой крупой или с молочными продуктами? Цена на гречку выросла на 176 %. Мы прекрасно помним, как премьер Юлия Тимошенко заставляла удерживать цену. Все удерживали-удерживали, в результате колхознику надоело это, фермеру надоело. Можно, конечно, его насильно заставлять сеять, он будет делать вид, что сеет, потом скажет, что у него неурожай — и в результате мы забудем гречку как культуру. Я уверен, что как бы сейчас ни заставляли насильно сеять гречку, производители будут открещиваться от нее, как черт от ладана. Ограничение цен на товары является пагубным, это своего рода экономическая безграмотность.

Но гречка — это только один пример в нашей экономике.

- Нам нужно избавляться от зависимости от импорта. Но как вытеснить зарубежные продукты, если кредиты даются под 30 процентов годовых, а цикл мясного и молочного производства длится семь-восемь лет и более того, фермер еще и не знает, что за сюрприз ему преподнесут власти с бразильским или польским мясом. Тем, кто готов производить мясомолочные продукты, государство должно давать кредиты с низкими процентами и еще частично их компенсировать. Тогда мы будем развивать свою мясную, молочную промышленность.

Считается, что гривня должна быть привязана к доллару. Да, она должна быть привязана — для населения. Но производителю доллар не нужен, особенно аграрию. Аграрию нужна гривня, для того чтобы сеять, покупать зерно, обеспечивать товарооборот и так далее. Ему нужны местные ресурсы. Все, что еще недавно делала и рекомендовала Юлия Тимошенко и ее правительство, по инерции продолжается и сейчас. Это отголоски той экономики, того «высушивания» одесского и украинского агрария. Не найден пока механизм кредитования, снабжения средствами местного производителя. Боятся выпустить больше гривни, отдать ее населению, пугают — будет инфляция. И прежнее правительство в этом заблуждалось, и сегодня мы видим эти тенденции. Но если найти возможность льготного кредитования местного производителя, агрария, то тогда будет увеличение количества товаров национального производства, гривня будет укрепляться, мы не будем покупать в таких количествах импортные товары, и, соответственно, иностранной валюты нам будет нужно меньше. Сегодня у отечественного производителя по-прежнему нет финансовых ресурсов, и мы, проживая в самой богатой черноземами стране, имеем дефицит продовольствия. Более того: большая часть молочной продукции у нас сегодня сделана из импортного порошка, купленного за валюту. Это результат ограничения цен на молочную продукцию, введенного предыдущим правительством.

Еще раз повторю: социальную защиту населения нужно проводить точечно и целенаправленно, для определенных категорий. Это уже все поняли. Не получится защитить всех, давая практически бесплатную электроэнергию, воду, другие коммунальные услуги. Невозможно в наше время обеспечить все население страны — и бедных, и богатых — всем номиналом продуктов питания по низким ценам и при этом не работать в минус.

От нас требуют поднять заработную плату для персонала торговых сетей. Мы и сами этого хотим и будем прилагать все усилия, чтобы это сделать, но тогда это затормозит развитие производства.

Проблемы зарплаты, наценок, высоких цен, социальной защиты населения решает только выздоравливание экономики в целом. И мы надеемся, что руководство страны взвешенно проведет правильные реформы.

Автор: С депутатом Одесского областного совета, учредителем компании «Таврия В» Борисом Викторовичем Музалевым беседовал Петр Сигута


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту