![]() |
|
![]() |
![]() |
Аналитическая работа в сфере экономики или политики обусловлена господствующей идеологией, и не дает нам верного понимания того, что происходит в мире. Мы не в состоянии оптимально ответить на вызовы XXI века, сталкиваясь с тревожными тенденциями. Это — быстрый технологический рост определенной части человечества, распространение единой экономической модели (зачастую тоталитарными методами, на всю планету), что приводит к унификации населения всего мира к одному типу цивилизации. Это — и неконтролируемые демографические процессы, несправедливое распределение благ и богатств.
Соединенные Штаты пытаются «озападнить» всю планету ради собственной выгоды. На это направлена либерализация рынков, глобализация, экспорт западной демократии, особенно на уровне экономико-социальном и военно-политическом.
Тиберио Грациани — главный редактор итальянского журнала и научного портала «Евразия», являющихся площадкой мирового уровня в изучении современных геополитических процессов. Т. Грациани — известный геополитик с мировым именем, директор Института изучения геополитики и смежных дисциплин, соучредитель Института изучения Среднего и Дальнего Востока имени Энрико Маттея, основатель Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», который регулярно проводит свои заседания в столицах европейских государств, и на которых Тиберио Грациани постоянно выступает с докладами по самым животрепещущим проблемам современности.
Сегодня он — гость нашей газеты, и мы представляем вниманию аудитории его эксклюзивное интервью для наших читателей.
«Час пик». Как известно Ваш журнал впервые увидел свет в 2004 году и сразу стал явлением мировой геополитики. Ежегодно под эгидой журнала стали проводиться научные и общественно-политические конференции и семинары, был учрежден всемирный форум «Диалог цивилизаций», сразу заявивший о себе как о крупном международном общественном проекте. Что было побудительным мотивом появления этого большого проекта, и почему вы сразу дали ему такое название — «Евразия»?
Т. Грациани. Начну с названия нашего журнала, который я имею честь возглавлять. «Евразия» — это итальянское специализированное геополитическое издание не научно-популярного или журналистского, а академического формата. Наш журнал не является выразителем какой-то одной школы или интерпретационной методологии. Конечно, при этом существует определенная редакторская политика. Мы исходим из актуального анализа текущих событий и геополитических прогнозов в условиях нашего однополярного мира. Я долго вынашивал идею создания журнала по международной политике, вернее, по геополитике. Вклад в эту идею внесли также мои друзья — Клаудио Мутти, Карло Терраччано, Драгош Калаич. Два последних, к сожалению, слишком рано ушли из жизни. Сначала при содействии редакции «Вельтро» я приступил к выпуску серии так называемых «Геополитических тетрадей», которые издаются до сих пор и в выпуске которых задействованы сотрудники журнала «Евразия». Общими усилиями мы популяризируем и разрабатываем евразийское видение происходящих событий, не говоря о продвижении геополитики как науки. Причины появления журнала, а правильней было бы сказать, инструмента анализа и изучения современных геополитических тенденций, кроются также в том, что аналитическая работа в сфере экономики или политики обусловлена господствующей идеологией, и не дает нам верного понимания того, что происходит в мире. К примеру, мы не в состоянии оптимально ответить на вызовы XXI века. В данный момент мы сталкиваемся с тревожными тенденциями. Это — быстрый технологический рост определенной части человечества, распространение единой экономической модели, зачастую тоталитарными методами, на всю планету, что приводит к унификации населения всего мира к одному типу цивилизации. Это — и неконтролируемые демографические процессы, несправедливое распределение благ и богатств. Огромная нагрузка ложится на окружающую среду, особенно при бездумном использовании природных ресурсов. И, естественно, наблюдается дисбаланс в военной и экономической сфере. Сегодня военная мощь и мощь экономическая сосредоточена сегодня в руках единственной сверхдержавы.
Возникают проблемы, решение которых зависит от отдельных лиц, народов или стран, от равновесия между человечеством и территорией, на которой оно проживает. От равновесия между региональными лидерами и лидерами глобального масштаба.
Такого баланса можно достичь только в условиях геополитического единства континентальных блоков или «больших пространств». И если в период между XIX веком и первой половиной века XX была возможность создания, по крайней мере, в западной части евразийского континента, такого баланса в рамках национальных геополитических интересов с сохранением своей идентичности, соблюдением экономических интересов доминирующих классов, то сейчас пространство для маневра измеряется континентами. А это требует социального переформатирования такого пространства, придания ему экономической самостоятельности, солидарности в противовес партикуляризму классовому, национальному или этническому во избежание возникновения конфликтных ситуаций.
Сегодня особенно необходимо приступить к единению когерентных геополитических пространств, поскольку развитие и выживание мировой сверхдержавы — США, зависит от контроля над континентальными пространствами земного шара и воздушных путей. Это позволяет американцам определять направление жизни большинства народов и стран, навязывая им унифицирующую модель развития, низведенную до «ценностей либерального рынка». Кроме понимания роли Европы как «западного выступа» континентальной Азии, следует учесть, что Европа и Азия образуют единое пространство без четких культурных границ. Как говорил итальянский тибетолог Джузеппе Тучи, существует единая евроазиатская связь.
Единство разнообразных евразийских цивилизаций (я подчеркиваю, европейских и азиатских) под сомнение никогда не ставилось. Оно находило свое подтверждение в теориях археологов, этнографов, теологов, среди ученых, изучавших народные мифы. Интеллектуальной базой здесь служат работы Льва Гумилева и Франца Альтхайм, которые говорили о степени воздействия монгольской культуры на культуру славян, русских, германцев, а также на генезис народов Евразии. Вспомним об исследованиях тибетолога Джузеппе Тучи о родстве восточных культур с культурой античности. О работах Мирчи Элеаде, который изучал народные мифы. Вспомним о работах Жоржа Дюмезиля и Эмиля Бенвенисты, посвященных истории индоевропейских народов. И, конечно же, о работах русских евразийцев двадцатых-тридцатых годов прошлого века, и, среди них особенно, — о трудах лингвиста Николая Трубецкого. Сюда же следует относить научные достижения ученых — традиционалистов — Коорамсвами, Генона, Скуона, Эволы, Буркхардта, Насра.
Понятие евразийства, на которое я ссылаюсь, не есть каким-то континентальным сверхнационализмом. Это не идеология, не ментальная схема, оторванная от исторических и социальных реалий. Геополитический подход позволяет отойти от принятых в прошлом веке стерильных идеологических клише.
«Час пик». Украинские политики (и не только украинские), говоря о геополитических возможностях нашей страны, часто называют Украину потенциальным «мостом» между Востоком и Западом. «Мостом», к сожалению, не построенным. Какова Ваша позиция по этому поводу, что вообще Вы можете сказать об Украине ее потенциальных возможностях на международной арене и ее, к сожалению, нереализованном потенциале?
Т. Грациани. Украина — выгодный плацдарм для единения Европы и России. Если Украина не управляется извне теми же США или проатлантистскими группами влияния в ЕС, Киев должен стремиться к евразийской идеологии. Геополитически Украина испытывает воздействие с трех сторон. Это воздействие со стороны татаро-турецкого элемента с юга, как наследников Оттоманской империи. Это воздействие со стороны России и Польши. Украина — это хрупкое государство, состоящее из трех частей (пророссийский Восток, собственно украинский Центр и прозападные регионы Галиции). Но ваша страна могла бы играть как раз такую роль. Для нее не достаточно замыкаться в своих национальных границах.
«Час пик». На форуме «Диалог цивилизаций», проходившем в мае 2009 года в Праге, Вы говорили, что во имя экономической безопасности и социальной стабильности европейцы должны понять, что их интересы — это евроазиатские интересы, а не интересы США. Коснулись Вы и темы мирового финансового кризиса и путей преодоления его. Так, в частности, Вы заявили о необходимости реструктурирования банковской системы и построения новой смешанной экономики. Не могли бы вы раскрыть эту тему подробнее?
Т. Грациани. Кризис в США и в тех частях света, которые американцами контролируются — это плоды действий американской банковской системы. Такая система направлена на личное обогащение, в ущерб социальным программам. Новая система должна основываться на совершенно других принципах. Эти принципы должны благоприятствовать росту благосостояния народов и укреплению их государств. Банк — это двигатель социальных преобразований, а не инструмент утилитаризма.
«Час пик». В Ваших выступлениях — и в печати, в ходе форумов общественности Вы часто говорите о необходимости реализации инструментов, способствующих лучшей социальной защите в масштабе европейского континента, с учетом местных традиций, об укреплении культурных связей в границах Старого Света (Европа — Азия — Африка). Что Вы подразумеваете под этими инструментами? Какие они? О какой социальной защите должна идти речь? Что и кто в социальном аспекте может угрожать всем нам, живущим на европейском континенте?
Т. Грациани. Так называемый «Старый Свет» (евро-афро-азиатское пространство) уже столетие, с конца Первой мировой войны, подвергается давлению США. США — это нация-континент, с выходом к двум океанам. Воздействие со стороны Вашингтона ощущается в сфере культуры, экономики, социальной и военной политики. Соединенные Штаты пытаются «озападнить» всю планету ради собственной выгоды. На это направлена либерализация рынков, глобализация, экспорт западной демократии, особенно на уровне экономико-социальном и военно-политическом. И чтобы освободиться от этого влияния, народы европейские, как африканские и азиатские, должны объединить свои усилия для создания собственной геополитической системы с сохранением собственной самобытности.
«Час пик». Вы неоднократно выступаете с идеями создания коллективной организации безопасности в континентальной Европе (Европа — Россия) и в районе Средиземноморья (Европа — Северная Африка). Что, кто и почему здесь нам может угрожать?
Т. Грациани. Сегодня фундаментальное значение имеет вопрос о создании системы коллективной безопасности в рамках континентальной Европы и Средиземноморья. Особенно с учетом реалий наших дней, и того, что происходит в Северной Африке. Национальная безопасность народов Европы и Средиземноморья не может быть предметом торга с Соединенными Штатами и поводом для военного шантажа со стороны Вашингтона. США располагают военными базами в ключевых регионах мира. В Италии, например, более 100 американских баз. Их то вводят, то выводят в рамках НАТО. Стабильность и суверенитет стран Европы и России, а также Средиземноморья — это, прежде всего, контроль над собственной территорией. И отдавать это в руки державы, находящейся по ту сторону Атлантики, никак нельзя.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.127Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |