ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Румынский барьер для Киева
13.03.2011 / Газета: Час пик / № 9-10(513-514) / Тираж: 5000

Вызовы, с которыми сталкивается Украина со стороны Румынии, носят долгосрочный характер, а успехи Киева в поиске адекватных ответов зависят от четкого ранжирования собственных приоритетов и конкретных действий.

Приход к власти В. Януковича подстегнул процесс евроинтеграции Украины. Однако, если новому Президенту в сжатые сроки удалось решить внутриполитические проблемы и консолидировать политическую элиту на европейском направлении, то заручиться реальной поддержкой со стороны своих ближайших соседей Киеву так и не удалось. Более того, некоторые из них (например, Румыния) делают все, чтобы Украина как можно дольше находилась в «предбаннике» ЕС.

Украинско-румынские отношения последних двух десятилетий представляют собой эпоху взаимных обвинений и претензий. Двусторонние отношения испытывают на себе груз прошлого, которое влияет на современные отношения между двумя странами. В свое время директор национального института стратегических исследований при Президенте Украины А. Ермолаев отмечал, что одной из ключевых проблем, оказывающих негативное влияние на весь комплекс отношений Киева с Бухарестом, является конкуренция двух стран в бассейнах Дуная и Черного моря.

В последние годы Украина, в силу внешнеполитических факторов и ситуации внутри страны, значительно уступала своему настойчивому соседу, который в полную меру использует в борьбе против Украины как факт своего пребывания в ЕС, так и настойчивое стремление Киева оказаться среди членов ЕС. Между тем, ряд европейских стран выступают против расширения ЕС. В этом контексте Румыния, пользуясь поддержкой Франции, Италии и Испании, выступает в качестве барьера и противовеса украинским евроинтеграционным амбициям.

Отсюда становится понятными истоки той агрессивной политики, которую проводит Румыния в отношении Киева. Как здесь не вспомнить геополитические амбиции Бухареста, нацеленные на изменение современной карты региона. Например, депутат Европарламента от Румынии, председатель партии «Великая Румыния» Корнелий Тудор заявлял, что Украина представляет собой искусственное государство, которое включает в себя румынские территории (речь, в частности, шла о Северной Буковине).

Подписывая с Украиной договор о границе, в Румынии рассчитывали, что Украина, как неокончательно сформированное государство будет неспособно удержать в своей орбите отдельные территории, а, значит, будут созданы условия для пересмотра границ. Бывший премьер Молдавии, а ныне член сената Румынии Мирча Друк прямо заявил: «Украине достался самый жирный кусок из всех республик бывшего СССР, и им бы поделиться по-честному».

По мнению многих украинских экспертов, решение Международного суда ООН в 2009 году о том, что остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны, и передача его румынской стороне, стало первым юридическим актом в новейшей истории, положившим начало разделу Украинского государства. Сегодня в планах Румынии приобретение права на очередной спорный дунайский остров — Майкан. Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, отвечая на вопросы журналистов относительно претензий Бухареста на остров Майкан, заявил, что украинская сторона не намерена пересматривать линию границы с Румынией. Однако в Румынии считают иначе и придерживаются более жесткой риторики, за которой скрываются вполне конкретные планы по изменению государственных границ.

В аналитическом документе, подготовленным Американским Институтом в Украине, посвященном состоянию и перспективам украинско-румынских отношений, было отмечено, что устремления румынской политической элиты, национальные цели и государственные интересы Румынии, вне зависимости от характера режима в стране, делают Бухарест наиболее враждебным и потенциально опасным соседом Украины. Вызовы, с которыми сталкивается Украина со стороны Румынии, носят долгосрочный характер, а успехи Киева в поиске адекватных ответов зависят от четкого ранжирования собственных приоритетов и конкретных действий.

Сделав ставку на европейскую интеграцию, Киев пошел на односторонние уступки, которые не приблизили страну к членству в ЕС, зато серьезно ослабили украинские позиции на южном направлении. Чего стоит решение официального Киева о расформировании ряда военных подразделений на своих западных рубежах: полностью ликвидирована флотилия, которая базировалась на Дунае. После передислокации там совсем не осталось сухопутных подразделений. В тоже время Бухарест значительно укрепил и модернизировал свою флотилию на Дунае, состоящую из двух бригад, а с 2006 года у самой границы Украины напротив Измаила дислоцируется батальон румынского спецназа. Таким образом, для румын путь на Одессу полностью открыт. Бывший городской голова Измаила Станислав Борисенко уверен, что угроза нашему суверенитету со стороны Румынии вполне реальна.

Румыния, как член ЕС, принимает активное участие в процессах, происходящих на восточных рубежах Евросоюза — в регионе, который имеет важнейшее стратегическое значение для ЕС и НАТО. Последних, очевидно, не устраивают ни российско-украинские договоренности по флоту, ни стремление Киева проводить самостоятельную политику в Черноморском регионе. В конце ноября прошлого года президент Румынии Траян Бэсеску, давая интервью румынской газете «Romania Libera», сделал заявление: «Нас совсем не устраивает факт продления Украиной с Россией договора о базировании российского флота в Севастополе». Эту же точку зрения озвучил докладчик Европейского Союза и член комитета парламентской делегации ЕС‑Молдавия, представитель Румынии Траян Унгуряну, который отметил, что ситуация в Черноморском регионе остается непредсказуемой из-за замороженных конфликтов и нахождения в Крыму ЧФ РФ. Он подверг резкой критике соглашения между Россией и Украиной. Комментируя данные высказывания, украинский политолог Максим Ветров отмечал, что агрессивная политика президента Румынии стала нормальной для Европы. Однако если раньше экспансивная риторика воспринималась как позиция отдельного политического лидера, то после вступления Румынии в НАТО и ЕС Украине с этими заявлениями придется считаться.

Экспансионистские замыслы Румынии фактически находят поддержку со стороны Евросоюза и НАТО, членами которых она является. И ЕС и Альянс закрывают глаза на румынскую политику, тем самым, давая Бухаресту уверенность в правоте своих действий. Одно дело иметь споры просто с Румынией и совсем другое — с Румынией, за которой стоит ЕС и НАТО. Понятно, что Бухарест не в состоянии единолично контролировать Дунай и самостоятельно распоряжаться запасами углеводородного сырья, которое было отнято у Украины. Очевидно, что месторождения континентального шельфа, которые отошли Румынии, в конце концов, через нефтяной бизнес и финансовые компании, перейдут в распоряжение ведущих стран-членов Альянса.

Сказанное подводит к выводу, что Киеву не стоит уповать на «друзей» и «адвокатов», которые на деле, как правило, проводят совсем не дружественную политику. В полной мере это относится и к Румынии, которая в ближайшие годы, по всей видимости, станет основным конкурентом Украины в Черноморском регионе, превратившимся в узел противоречий и скрытых конфликтов, грозящих при определенных условиях выйти на поверхность.

Автор: Олег Бутко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту