![]() |
|
![]() |
![]() |
Недавние события в Молдавии — стратегически важного участка на пути газотранспортного коридора Центральной и Юго-Восточной Европы — послужили причиной ухудшения отношений Запада с Россией.
Сенатор Ричард Лугар, натовский экспансионист и ярый русофоб, по старой привычке, оставшейся у него еще со времен «холодной» войны, потребовал от Обамы «надавить» на Россию в вопросе урегулирования приднестровского конфликта… Такое ощущение, что для Лугара Берлинская стена все еще существует и разделяет мир.
Лугар предлагает Приднестровью вернуться в Молдавию в обмен на обещания мифической автономии. Но против этого выступают сами приднестровцы и, конечно же, Москва. Киев занимает двойственную позицию. Вроде бы пророссийский Янукович заявил о вариантах решения проблемы, и эти варианты только на руку Кишиневу. В то же время прорумынское и проевропейское руководство Молдавии делает умиротворяющие жесты в сторону Москвы. Исполняющий обязанности президента Марианн Лупу встретился с председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым и заверил последнего в надежде Кишинева на развитие стратегических отношений с Россией.
Тупик, в котором оказалась сегодня Молдавия — пример того, как «международное сообщество» своим вмешательством способствует возникновению в постсоветских республиках конфликтных ситуаций. C 2009 года в Молдавии нет избранного президента. В апреле того же года страну сотрясли разрушительные бунты.
Советское правительство поддерживало молдавскую культуру, как отдельное явление от румынской. В этом плане были достигнуты значительные успехи, особенно в литературе и музыке. Для молдаван были созданы условия, при которых они без труда получали университетское образование и занимали ведущие позиции у себя в республике в ущерб славянам и евреям. После Второй мировой войны при советской власти впервые за всю свою историю у молдаван появилась своя интеллигенция.
С ослаблением государственного контроля при горбачевской перестройке молдавские интеллектуалы стали высказываться за возвращение им румынской идентичности и провозглашали лозунги объединения с Румынией. Они «заболели» идеологией Великой Румынии, выдвинутой Корнелиу Кодряну и Ионом Антонеску, в соответствии с которой Молдавия и часть украинских земель должны войти в состав Румынии. Русофобия и отвержение всего славянского являются с тех пор основными мотивами румынского «наступления». При перестройке прорумынская пропаганда старательно избегала антисемитских лозунгов, свойственных фашистской идеологии Антонеску, дабы не злить «международное сообщество», от которого многое зависело. Еще в конце 80‑х румынские агитаторы взяли под контроль молдавскую политику и журналистику. Они яростно требовали присоединения к Румынии и ограничения прав русскоязычного населения. Тогда русскоязычные часто подвергались издевкам и нападениям.
Антирусские припадки привели страну к территориальному расколу. Приднестровье в начале 90‑х объявило о своей независимости. Его территория между Днестром и Украиной населена русскими и украинцами, а также молдавским меньшинством, и никогда не была частью Румынии. Сначала Тирасполь объявил автономию, а затем и независимость. Похожий шаг предприняла Сербская Краина, отделившаяся от Хорватии.
Молдавия, как и Хорватия, ответила насилием. Молдавские экстремисты проникали на территорию Приднестровья для совершения убийств официальных лиц и мирного населения.
К счастью, прорумынские агитаторы в 2001 г. лишились власти. Плоды их работы налицо. Молдавия сегодня — одно из самых бедных государств Европы. Более четверти молдавского населения трудится и живет за рубежом, преимущественно в России. Затем к власти пришла Коммунистическая Партия. Лидер коммунистов — Владимир Воронин — стал президентом. Сначала он проводил социал-демократическую политику и выступал против присоединения Кишинева к НАТО и ЕС. Потом от России он отвернулся, и пробовал заигрывать с Западом, но Запад не ответил взаимностью ни ему лично, ни его партии. Когда В. Воронин в 2009 г. покинул президентское кресло, Запад вновь принялся опекать прорумынские силы. Молдавские коммунисты выиграли следующие выборы, но им не хватило пары голосов, чтобы избрать президента. Тогда-то на арену и вышли молдавские румынисты, поддержанные западными кураторами. Эти события назвали потом «виноградной революцией». Новые выборы опять были выиграны коммунистами. И опять им не хватило совсем чуть-чуть для избрания нового президента. С той поры прорумынские силы прочно оседлали молдавскую политику, и страной руководит коалиция партий, ориентированных на Румынию, а обязанности президента исполняет председатель молдавского парламента.
Эти явления — плоды постоянного вмешательства Запада в молдавские дела. Подстегивая Румынию на проведение ирредентистской политики, «международное сообщество», по сути, дестабилизировало Молдавию. Западу нужно признать, что Молдавия во многом зависит от России (природный газ, нефть, рынок труда). Этого Румыния молдаванам предложить не может. Давайте позволим Молдавии находиться на ее правильном месте, т. е. в сфере влияния России, и тогда уровень взаимопонимания между Западом и Россией значительно возрастет.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |