![]() |
|
![]() |
![]() |
КП «Теплоснабжение г. Одессы», КП «Городские дороги», ОАО «Инфоксводоканал» и другие работают сами на себя, не решая важнейшие для города задачи, и даже не задумываясь о ближайшей перспективе.
Древние философы говорили: «Когда человек оказывается в безвыходном положении, он начинает руководствоваться своим разумом». Сегодня это изречение актуально как никогда, потому, что среда нашей жизнедеятельности оказалась на грани техногенной катастрофы и паралича. Прежде всего, речь идет о жилье, инженерных сетях и коммуникациях, городском транспорте и дорогах, о предприятиях, оказывающих бытовые услуги, об объектах социальной среды (детсады, школы, больницы).
В жилищно-коммунальном хозяйстве города сложилась критическая ситуация. Из 6500 многоквартирных домов, 3/4 требуют срочного ремонта крыш, стен, внутридомовых систем водоснабжения и отопления. В полуаварийном состоянии находится большинство лифтов. Из них, более 1500 — с истекшим сроком проектной эксплуатации. В значительной степени пришли в негодность внутриквартальные дороги и тротуары. Из-за изношенности трубопроводов, более 40 процентов питьевой воды и большое количество тепла не доходят до потребителей. Тем не менее, они эти потери… оплачивают!
Растет количество мусора на городской свалке, а к строительству современного мусороперерабатывающего завода город так и не приступил. В местах массового отдыха горожан и на конечных остановках общественного транспорта отсутствуют общественные туалеты, что негативно сказывается на санитарном состоянии города. Настоящим бичом для одесситов стали стаи бездомных собак и кошек, что может привести к вспышке инфекционных заболеваний. Внутриквартальные проезды не освещены. В большинстве парков и в жилых районах не произведена обрезка и удаление аварийно опасных деревьев. КП «Теплоснабжение г. Одессы», КП «Городские дороги», ОАО «Инфоксводоканал» и другие работают сами на себя, не решая важнейшие для города задачи, и даже не задумываясь о ближайшей перспективе.
Плата за обслуживание домов и придомовой территории превратилась в дополнительный оброк, который уходит исключительно на содержание неэффективной структуры ЖКС. Ее службы при выставлении жильцам счетов за услуги прибегают к припискам, требуя оплату за не предоставленные услуги. Договора с собственниками квартир на предоставление услуг отсутствуют, а те, что заключены, ущемляют права жильцов.
Продолжается практика незаконной продажи, передачи в аренду и реконструкцию вспомогательных помещений жилых домов, принадлежащих владельцам приватизированных квартир. Не решается проблема восстановления берегоукрепительных сооружений вдоль всего побережья Одессы. Особенно остро стоит эта проблема, а также устранения оползней в Черноморке. Нарушая законодательство о запрете строительства в стометровой прибрежной зоне, вдоль моря (в т. ч. в Аркадии, на 16 ст. Б. Фонтана) возводятся коттеджи и различные заведения, уничтожающие зеленую зону и преграждающие доступ горожан к морю.
В Одессе до сих пор не проведена техническая экспертиза жилых домов, что не позволяет оценить реальное состояние жилья. Несколько лет к ветхому и аварийному жилью относят почти 700 домов. А сколько их на самом деле — неизвестно.
Высокий уровень грунтовых вод из протекающего 130‑летнего водопровода поставил центральную часть Одессы в условия реальной техногенной катастрофы. В городе уже давно никого не удивишь провалившимся в катакомбы домом или участком дороги.
Промедление с капитальным ремонтом аварийных домов и дальнейшая бездеятельность в решении вопроса содержания жилья через несколько лет приведет к необратимым процессам — разрушению жилья в катастрофических масштабах. При существующих темпах ремонта жилфонда, его общий износ в ближайшие годы превысит 80 процентов, после чего большая часть жилья станет неремонтопригодной, а часть аварийной. Не ремонтируемые на протяжении последних 20 лет жилые дома с истекшим сроком проектной эксплуатации и находящиеся в постоянном аварийном состоянии внутридомовые инженерные сети, постоянно выходящие из строя ввиду их полной обветшалости, холодные квартиры из-за неэффективной системы отопления, загаженные лестничные клетки и парадные домов с дурно пахнущими мусоропроводами — это наша действительность. Сегодня эти проблемы достигли последней черты, но в бюджете-2011 на капитальный ремонт жилья выделено всего 10 млн. гривень. По объективным причинам бюджет развития города пуст, и резервов нет. И неумолимо надвигающаяся техногенная катастрофа может поставить одесситов на грань выживания.
Огромные потери холодной воды в сетях горводопровода (41 процент) и теплоносителя (400 куб. метров в сутки) в теплотрассах, регулярные перепады напряжения в электрических сетях, приводящие к выводу из строя наши электробытовые приборы, держат нас в состоянии постоянной тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. А заявления представителей власти о том, что из-за долгов «уже завтра нам отключат отопление, воду, свет, заберут за долги имущество, привлекут к уголовной ответственности»… убивает в человеке личность, превращая его в затравленное биологическое существо.
В условиях отсутствия средств к существованию, жизни на грани физического выживания, чувства безысходности и невозможности что-то предпринять для своего спасения, мы оказались в преддверии социальных потрясений и акций гражданского возмущения.
Повышение тарифов на коммунальные услуги и «оптимизация численности» работников различных городских структур, включая ЖКС и УЖКХ, коммунальных предприятий и райадминистраций, осуществленных одесским городским головой с 1 марта 2011 г., не ведет к улучшению качества услуг и наполнению бюджета. Вполне очевидно, что необходимо срочно менять всю систему управления городом и разработать целевую Программу реформирования сферы жизнеобеспечения в Одессе. А проблема содержания и ремонта практически полностью изношенного и аварийного жилфонда, приобретающая в Одессе все большую актуальность, должна стать частью такой Программы.
Продолжение эксплуатации жилья и всей сферы жизнеобеспечения города по старой, не соответствующей современным рыночным условиям схеме, неотвратимо ведет к ее полному уничтожению. Этому в значительной степени способствует сохранение «крепостных отношений» в сфере ЖКС города. «Крепостных» — потому, что жители города, приватизировав 83 процента жилья, приобрели только обязанности — платить по счетам. При этом они не приобрели никаких прав воздействия на чиновников ЖКС и частные структуры, «осваивающих» деньги по оплаченным счетам. Система управления сферой жизнеобеспечения города оказалась неэффективной и недееспособной ввиду ее несоответствия рыночным отношениям. Мировой кризис только ускорил и обострил процессы, развитее которых было неизбежно.
Кстати, неэффективность этой системы была выявлена еще 10 лет назад. В 2002 году разрабатывалась концепция Программы реформирования городского хозяйства. Но в 2005 году отмена командой Гурвица всех наработок той Программы (утвержденной решением горсовета № 864-ХХ1V от 27.12.2002 г) значительно усугубила положение.
Та Программа была далека от совершенства, но анализ «дореформенной» ситуации в ЖКС города актуален и сейчас. Процитирую некоторые выдержки из этой программы: «Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством архаична, ориентирована на дотационные схемы финансирования и планово-затратные методы хозяйствования. Отсутствие самостоятельности не стимулирует к повышению эффективности деятельности и изысканию прогрессивных методов работы. Свыше 70 процентов доходов, получаемых жилищными предприятиями, направляются на выплату зарплаты работникам. Текущий ремонт инженерных сооружений и конструктивных элементов выполняется локально, только в местах отказов и неисправностей. Удельный вес затрат по текущему ремонту жилфонда в общем объеме расходов составляет 12,8 процентов при расчетной потребности 30‑35. Из-за недостатка средств ежегодно уменьшается объем работ по текущему ремонту жилфонда, что ведет к ухудшению его технического состояния. Капитальный ремонт из-за отсутствия средств проводится в крайне ограниченных объемах. Все это приводит к преждевременному износу инженерных сетей и оборудования, и в ближайшее время неизбежно возникнет проблема лавинообразного нарастания отказов по таким элементам, как несущие конструкции, кровля, лифты, внутридомовые системы отопления и водоснабжения, канализация и др. Проведение комплексной реформы жилищно-коммунального и энергетического хозяйства является необходимым приоритетом развития города».
Вот такой анализ действовавшей в Одессе системы управления ЖКХ был сделан десять лет назад самими же работниками УЖКХ, принимавшими участие в разработке Программы реформ. В 2004‑2005 годах Программа была одобрена поочередно двумя премьерами — В. Януковичем и Ю. Тимошенко. В 2004‑2005 годы Одесса приступила к осуществлению «пилотного варианта реформы», и у нас были все шансы первыми в Украине перейти к рыночной модели управления городским хозяйством. Но, заявление А. Ворохаева о том, «что реформ в сфере ЖКХ города не было, нет, и не будет» поставило крест на всех наших планах и шансах одесситов начать жить как цивилизованные люди.
Однако теперь, со сменой власти у Одессы вновь появился шанс. Для его реализации нам необходимы две вещи: сильная команда единомышленников, способных, отложив в сторону личные планы, интересы и амбиции, действительно поработать на благо города, и Концепция программ реформ системы жизнеобеспечения.
У нас сегодня есть и команда единомышленников, и Концепция. Главной целью является создание достойного и комфортного жилья, со всей социально-бытовой инфраструктурой в гармонии с окружающей средой. Главной задачей по реформированию городского хозяйства мы считаем модернизацию систем обеспечения водой, теплом, электроэнергией, создание конкуренции в сфере ЖКХ. Только появление эффективного собственника позволит нам сконцентрировать усилия на модернизации, капремонте и обновлении жилфонда и коммунальной инфраструктуры.
В первых числах декабря прошлого года свои предложения я отдал Одесскому городскому голове А. Костусеву, и они находятся на рассмотрении у его первого заместителя. Учитывая то обстоятельство, что Концепция может быть реализована только общими усилиями всех одесситов, я предлагаю вынести наш документ на публичное обсуждение. А пока городским властям стоит приступить к изучению реального состояния всего жилищно-коммунального хозяйства, кредиторской и дебиторской задолженности, физического износа основных фондов, уровня квалификации и степени морального разложения чиновников, руководящих городским хозяйством. Я предлагаю рассматривать ЖКХ города не только как совокупность зданий, сооружений и оборудования (неодушевленных основных фондов), а как живой, разумный, наполненный грамотными специалистами, организм, способный адекватно реагировать на проблемы.
На основании полученных данных, городская власть способна разобраться с реальностью востребования дебиторской задолженности, определить объем необходимых инвестиций для ремонта, развития, модернизации, технического перевооружения основных фондов и разработать Комплексную программу реформирования сферы жизнеобеспечения в Одессе, приняв за основу предлагаемую нами Концепцию. Вся эта работа должна проводиться с максимальным привлечением одесситов, с учетом того, что осуществлять данную Программу мы будем на основе изучения их мнения, социального партнерства и прямого участия горожан в решении всех городских проблем. Наша Концепция предусматривает:
— перевод жилых домов на самоуправление;
— демонополизацию и внедрение конкуренции услуг;
— частичную децентрализацию системы отопления и переоборудование городских котельных в теплоэлектростанции;
— получение городом собственного автономного источника электроэнергии за счет строительства современной коммунальной ТЭЦ с установкой высокоэффективных когенерационных установок;
— возврат в коммунальную собственность городских сетей водоснабжения и создание на их базе современного совместного предприятия;
— поэтапную замену морально и физически изношенного жилья;
— строительство современного мусороперерабатывающего завода и ряд других Программ.
Более подробно с нашими программами мы познакомим одесситов в следующем номере газеты «Час Пик». У городских властей есть еще возможность удержать город от гибели у последней черты.
Одесситы, давайте сделаем это вместе!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |