![]() |
|
![]() |
![]() |
Самые крупные национальные общины Украины — венгры, румыны, русские и евреи 21 февраля обратились к Генеральному Секретарю Совета Европы, Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, Генеральному директору ЮНЕСКО, Коитиро Мацуури, в Венецианскую Комиссию и к Председателю Европарламента Ежи Бузеку с открытым письмом, в котором просят поддержать принятие законопроекта № 1015‑3 «О языках в Украине», соавтором которого является народный депутат Сергей Гриневецкий.
Как пишет портал «Политика и деньги», представители нацменьшинств отметили, что данный проект закона гарантирует широкие языковые права меньшинств и базируется не на принципах политической целесообразности, а на основе уважения к правам человека.
У нас в стране дичайшая эксплуатация труда, а зарплата находится в глубокой тени. Как известно, сегодня в бюджетной сфере и госсекторе средняя зарплата — 2,4 тысячи гривень, а в частном секторе — 1,8 тысячи. Если поднять зарплаты работников частных фирм до уровня госсектора, это даст почти 20 миллиардов гривень дополнительных взносов в Пенсионный Фонд.
Земля, как дар природы, не имеет стоимости. Стоимость может иметь право на владение земельной рентой. Вот это может продаваться и покупаться. И земледелец должен себя через это реализовывать.
Когда в парламенте были «мажоритарщики», ВВП страны рос на 10—12 процентов в год, нас называли «восточноевропейскими тиграми», и как-то считались. Это же факты! Работал внутренний рынок, было положительное внешнеэкономическое сальдо. А как только появились закрытые партийные списки — у нас ни разу не принимался государственный бюджет в рамках действующего законодательства; сразу повалил агрессивный импорт; начали завозить не ту продукцию, которая дает инновации, а всякий хлам; остановили свое производство… А как только появился агрессивный импорт, началась инфляция, девальвация гривны. Это привело к тому, что началось государственное рейдерство, ослабла банковская система, повысились ставки по кредитам. А это — основа коррупции, которая стала способом управления.
Экс-губернатор Одесской области — одна из немногих известных публичных персон в небольшой парламентской фракции. В списке «Блока Литвина» Гриневецкий шел вторым, а сам Литвин во время президентской кампании называл его готовым премьером. В комплиментах «литвиновцу» рассыпался и тогдашний глава штаба Виктора Януковича нынешний Премьер Николай Азаров, называя Гриневецкого достойным претендентом на место в Правительстве.
Издание «Главком» опубликовало большое интервью с народным депутатом, первым заместителем председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны С. Р. Гриневецким, которое ниже мы воспроизводим по оригиналу с небольшими стилистическими и орфографическими правками.
— Вы неоднократно говорили: если коммунальная и пенсионная реформа будут проводиться так же, как и предыдущие, народ может восстать. Как будет вести себя ваша фракция в процессе принятия этих резонансных документов? Ваши коллеги (большей частью — коммунисты) грозятся уйти в глухое отрицание всех этих антинародных реформ.
— Для начала нам надо определиться с комплексом реформ, которые проводятся в стране, но через призму двух факторов: социального и экологического. Ведь задача власти — это сберечь свое население — чтобы оно не сокращалось, было здоровым и деятельным.
Позиция фракции по пенсионной реформе четкая: нужна реформа заработной платы. Без этого мы не выйдем из замкнутого круга. У нас в стране дичайшая эксплуатация труда, а зарплата находится в глубокой тени. Как известно, сегодня в бюджетной сфере и госсекторе средняя зарплата — 2,4 тысячи гривень, а в частном секторе — 1,8 тысячи. Если поднять зарплаты работников частных фирм до уровня госсектора, это даст почти 20 миллиардов гривень дополнительных взносов в Пенсионный Фонд.
Второй вопрос — что касается пенсий. Лично я не знаю еще ни одного государственного служащего, который бы достиг пенсионного возраста, и не просил бы продлить ему время выхода на пенсию. По опыту своей работы знаю: все, кто достигали пенсионного возраста, просили продлить пребывание на работе, причем максимально. Не на год, не на два, а на пять лет…
— Все хотят дольше поработать?..
— Ну, конечно. Другое дело — тяжелые предприятия, связанные с вредным производством. Есть же цеха, где даже давали молоко в советское время за вредность. Там надо подходить дифференцированно к этому вопросу. И, думаю, хорошо было бы дать возможность выбора: скажем, женщина проработала в литейном цеху, или тальманом в порту, достигла пенсионного возраста — 55 лет, а дальше она может выбирать: хочет работать до 60, или идет на пенсию. Это гуманно.
Много вопросов возникает по военным. Мы получаем огромное количество писем. Скажем, люди вспоминают о военнослужащих в Советском Союзе, где были реальная армия, реальные учения, реальные воинские части — с вооружением, с боевой подготовкой, с налетами часов, все, как положено. Это — один вопрос. И совершенно другой вопрос, когда армия — на компьютере и на картах. Наша фракция заявляла, что тот законопроект, который внесен, содержит очень много проблемных вопросов. Главная задача, которую мы ставим перед собой — обеспечить справедливое начисление пенсий.
— Тигипко обещал законопроект отозвать…
— Но пока что не отзывают. Да и парламентские слушания поставили больше вопросов, чем дали на вопросы ответов…
Теперь о земле. Все-таки земля — главное национальное богатство. Так в Конституции написано. Но у нас есть противоречие между 13‑ой и 14‑ой Статьями Конституции. Одна статья разрешает, а другая запрещает продажу земли. А речь, мне кажется, надо вести о другом: земля, как дар природы, не имеет стоимости. Стоимость может иметь право на владение земельной рентой. Вот это может продаваться и покупаться. И земледелец должен себя через это реализовывать.
Вот — главное понятие, которое должно у нас доминировать. Тогда будут заинтересованы и местные советы, потому что за счет ренты они будут наполнять бюджет, а, значит, реализовывать свои социально-экономические и культурные задачи, которые, как они утверждают, из-за безденежья остаются только на бумаге. Тогда сельский совет превратится в реальный орган по реализации каких-то проектов обустройства быта, сможет заняться газификацией, водопроводами, очистными сооружениями…
Ведь вся проблема в чем заключается? Когда началось распаевание земли, и социальная сфера на селе ушла на баланс местных советов, она пришла в негодность. А если нет элементарных условий в социальной сфере, понятно, что начнется отток людей в город. В селе уже практически нет трудоспособного населения — все уезжают работать в городские структуры (все чаще — охранниками).
— Вы говорите много важного и разумного, но ведь мы все помним как, например, проходили слушания при подготовке Налогового Кодекса… В итоге всех поставили перед фактом. Прислушиваются ли сейчас к вашей политической силе в Партии регионов?
— Прислушиваются. По ключевым вопросам прислушиваются. Обратите внимание даже на недавнее голосование. Мы не поддержали законопроект 8069 («Про здійснення державних закупівель», — по поводу упрощения процедуры закупок Аграрным фондом товаров, работ и услуг — ред.), и он набрал всего 212 голосов. А с нашими двадцатью голосами прошел бы. То есть, я не вижу здесь каких-то особых проблем.
— Значит, для власти он не был таким уж ключевым… Это к тому, что голосов достаточно и без вашей фракции. И многие с этим связывают, скажем так, «выдавливание» людей вашей партии из властных структур. В частности, сейчас идет атака на первого заместителя министра социальной политики Василия Надрагу.
— Ну, вот… Какая атака на Надрагу? Вы где-то услышали, да? Кто-то запустил «утку», и понеслось…
— Глава Федерации Профсоюзов «регионал» Хара требовал его отставки как раз в ходе обсуждения пенсионной реформы.
— Чего вдруг? Что, надо было найти крайнего? С политической точки зрения это нормальный процесс, идет политическая борьба…
— Тенденция в принципе есть по ставленникам вашей партии.
— Какая тенденция?
— Министров убрали, комитетчиков…
— Зачем вы так говорите? Изменилась структура министерств, министерства возглавили вице-премьеры, а наши стали первыми заместителями министров.
— Недавно в парламенте оформилась «Группа Рыбакова» с правами фракции, которая наверняка тоже что-то себе попросит. Многие считают, что, как минимум, по численному составу, это ваш конкурент…
— Пусть себе считают. Давайте посмотрим, что будет через неделю, через две, и на что они будут реально влиять. Эта группа появилась в рамках действующего регламента. Но эти депутаты и раньше голосовали без всякой группы. Видимо, ее появление связано с какими-то политическими амбициями, может быть, бизнес-интересами, лоббированием… Понимаете, для того, чтобы дать характеристику, надо почитать внимательно биографии членов этой группы.
— Там очень «разношерстные» товарищи…
— Так об этом же и речь. Там что, какая-то идеология задекларирована?
— Там есть 20 карточек.
— Но это не политическая сила, просто по интересам собрались депутаты. Так было, когда работала старая Конституция. Вы же помните, сколько раз переформировывали группы подобного рода. Пожалуйста — пусть выступают, пусть голосуют. Я даже это приветствую, потому что это как-то систематизирует работу парламента.
— Еще лучше систематизирует? Вы слышали, наверное, что ваши европейские коллеги уже смеются и фотографируют, как депутаты дружно голосуют по отмашке (сами знаете кого)… Еще и жмут одновременно несколько кнопок.
— Я считаю, что это неправильно. Каждый депутат должен голосовать за себя. И для того, чтобы это сделать, надо ввести только мажоритарную систему выборов. Сделав это, мы реально подойдем к задекларированной сильной государственной региональной политике. И что бы там политиканы (по-другому я их не назову) ни кричали, что это коррупция, что скупят округа, и все остальное, я вам скажу: я был бы рад, если бы у нас олигархи, условно, в Одесской области, скупили округ и работали бы в этом округе. Значит, они бы в этот округ вкладывали.
— Не факт…
— Но речь идет о том, что тогда каждый регион будет иметь свое представительство в высшем законодательном органе. И при формировании бюджета не будет, как сейчас: Чечетов поднял руку — и все проголосовали. Каждый депутат будет отстаивать бюджет своего округа. Формируя таким образом парламент, надо принять еще одно решение: снять отпечаток пальцев у каждого из них, как это в одной из африканских стран было 20 лет назад, и зафиксировать его для голосования.
— Яценюк же хотел похожую систему ввести, когда был спикером…
— Это я ему рассказывал, что видел на Африканском континенте. И тогда каждый будет голосовать за себя. И сделать так: три раза без уважительных причин не пришел — лишаешься депутатского мандата. И по этому округу перевыборы уже не проводить, чтобы избиратели знали, какого депутата они избирали. Все встанет на свои места через пять лет.
— Литвин сказал, что личное голосование депутата просто парализует работу законодательного органа.
— В нынешних условиях — да (при избрании по закрытым партийным спискам), парализует. А если перейти на мажоритарную систему, выписать регламентную норму, ввести ее в ранг закона, плюс определить, что только ты имеешь право голосовать через свой папилляр, все будет по Конституции.
— Вы верите, что наш парламент может к такой идеалистичной картине хотя бы приблизиться?
— Не верю. Вы же меня спрашиваете — я вам отвечаю и предлагаю. Вы же задаете провокационные вопросы! Я понимаю, это ваша работа. Вы мне уже третий раз говорите — вот ваша политическая сила, ваша политическая сила… Что вы так переживаете за нашу политическую силу? Вы лучше ее поддержите, а не переживайте.
— А смешанная система как-то решит вопросы, о которых вы говорите? Насколько известно, вопрос с ней на Банковой практически решен.
— Я не знаю, решен, или не решен, потому что законопроекта нет по этому поводу. Хотя есть проект Избирательного Кодекса. Думаю, что, как первый шаг (чтобы регионы были представлены в высшем законодательном органе) это было бы правильно.
В условиях цивилизационного раскола по всем векторам (и культурному, и этническому, и религиозному) необходимо, чтобы от каждой области были депутаты в парламенте. Это даст возможность «сшить» государство, более сбалансировано принимать решения. И потом, все-таки депутат-«мажоритарщик», знаете, более свободен в своем выборе.
— С другой стороны, вы говорите, что необходимо систематизировать работу парламента. Помните, какие брожения были в этих стенах, когда здесь было много «мажоритарщиков»?
— Когда тут были «мажоритарщики», ВВП страны рос на 10—12 процентов в год, нас называли «восточноевропейскими тиграми», и как-то считались с нами. Это же факты! Работал внутренний рынок, было положительное внешнеэкономическое сальдо. А как только появились закрытые партийные списки — у нас ни разу не принимался государственный бюджет в рамках действующего законодательства; сразу повалил агрессивный импорт; начали завозить не ту продукцию, которая дает инновации, а всякий хлам; остановили свое производство… И как только появился агрессивный импорт, началась инфляция, девальвация гривны. Это привело к тому, что началось государственное рейдерство, ослабла банковская система, повысились ставки по кредитам. А это — основа коррупции, которая стала способом управления. Вот к чему привели закрытые партийные списки. Ну, и Михаил Васильевич Чечетов появился.
— Может, вы и этот вопрос сочтете провокационным, но ходили разговоры, что Владимира Литвина в кресле спикера скоро могут поменять на Ивана Плюща, тем более, что за ним теперь стоит целая группа. У Литвина-то сейчас ослабли позиции.
— В связи с чем?
— В связи с тем, что ваши голоса сейчас не критичны. Тем более, что многие депутаты из вашей фракции в любом случае в оппозицию не пойдут.
— Наши голоса не были критичны и три месяца назад, и четыре месяца назад. Как только Конституционный Суд принял решение о так называемых «тушках», наши голоса уже стали не критичны.
— Нужно было время, чтобы эти «тушки» собрать.
— Я не вижу причин менять Литвина. Он — эффективный спикер. Что касается Плюща, то он и раньше был в Верховной Раде, и всегда имел собственное мнение. И что же произошло? Он перешел из одной фракции в другую? Но это его право.
— Ну, не Плющ, так кто-то другой. Вы же понимаете, что в Партии регионов хватает своих амбициозных персонажей. Мест всем не хватает — начинают «маленьких» понемногу «выдавливать».
— Это очень примитивная логика. «Выдавливая» «маленьких», можно самим остаться ослабленными. А если учитывать, что сейчас политикум входит в режим подготовки к очередным выборам в Верховную Раду, то лучше не менять «коней на переправе».
— Просто в последнее время спикер стал уж слишком комплиментарен по отношению к Президенту, и это трудно не заметить…
— Я бы не сказал, что он стал комплиментарен. Если он дает оценки, то они объективны. И в этом плане я их разделяю. В чем вы видите комплиментарность? В том, что он сказал, что в государстве восстановлена управляемость? Так это факт, и это признают все. И это смог сделать Президент Янукович за год. Вы что, будете это отрицать?
— Вертикаль власти у нас не всегда с позитивом ассоциируется.
— Мы же хотим порядок вместо хаоса, мы хотим справедливость вместо лжи, да? Значит, надо радикально лечить паралич бюрократической власти.
— Но, вы, наверное, в курсе ситуации, когда после разговора Президента с Василием Онопенко в тот же день и дело по его дочке закрыли, и зятя выпустили. С одной стороны, мы декларируем, что у нас действуют демократические механизмы, с другой — все знают, что вопрос, если надо, решит «добрый царь».
— Вы не забывайте, что Президент — Гарант соблюдения Конституции. Как последняя инстанция. Решения суда не было, были действия прокуратуры. В чем проблема? Я не вижу здесь проблемы.
— Но на прокуратуру он тоже не должен влиять!
— Если следовать вашей логике, то Президент не должен влиять ни на кого, кого он назначает и освобождает. Нелогично получается. Повторяю, Президент является Гарантом соблюдения Конституции.
— Какова судьба резонансного закона о языках, соавтором которого вы выступали? До недавних местных выборов его решили не трогать, сейчас тоже ничего не слышно.
— Я буду вместе со своими коллегами встречаться с представителями Венецианской Комиссии. Я своим оппонентам, которые так агрессивно настроены против этого проекта закона, вот бы что сказал. Во-первых, это проект закона. Ни один проект закона не вызвал столько обсуждений, рассмотрений разными институтами, академиями, общественными организациями и так далее. Но если вы такие законники, то давайте будем соблюдать действующий закон. А действующий закон называется «Про мови в Українській РСР». Он действует и сегодня.
— А как вы относитесь к тому, что в вашей родной Одессе русский язык и без этого закона объявлен чуть ли не официальным? То есть, там и переписка между органами власти на русском ведется, и так далее.
— В Одесской области абсолютное большинство говорит на русском языке. Но при этом мы понимаем всех, кто говорит на украинском. И в государственных учреждениях все владеют украинским языком. Но Одесская область — самая многонациональная. 133 нации и народности в ней проживают. Из них компактно проживают самые крупные в мире национальные меньшинства: болгарское (160 тысяч человек), молдавское (124 тысячи), гагаузское (60 тысяч). Я вам приведу пример. Есть такой Ренийский район в Одесской области. Там всего лишь семь населенных пунктов в районе, но достаточно крупных. Из них четыре молдавских, два болгарских и одно гагаузское село. Как поступать? Язык межнационального общения у них русский. Органы власти — украинский язык. В селе, в школе, на переменах говорят на своем языке (либо на молдавском, либо на гагаузском, либо на болгарском). И при этом они — граждане Украины.
В 2006 году Одесский облсовет принял решение об имплементации Европейской Хартии региональных языков на территории Одесской области. Город Одесса входит в Одесскую область, значит, там ничего не надо выдумывать — решение облсовета есть, надо просто его выполнять. Но для того, чтобы его выполнять, нужно деньги в бюджете находить. Потому что любая программа требует финансирования.
— Многие говорили, что как раз такое показательное отношение мэра Одессы А. Костусева к украинскому языку косвенно привело к известному инциденту с сотрудником Одесской ГАИ…
— То была провокация, совершенно очевидно. Все было профессионально снято на видео.
— Многие снимают свое общение с инспекторами ГАИ. И таких видео в Интернете полно…
— Это неприятный случай, нельзя так представителям власти относиться к языку (неважно к какому). Ты можешь знать, или не знать, язык любить, или не любить, но ты, во-первых, в форме, а, во-вторых, представляешь власть. Это проблема общества — нет внутренней культуры. И решение ее — одна из главных задач власти.
— Понятно, что Венецианская Комиссия может посоветовать как-то изменить языковой законопроект. Но есть ли политическая воля поднимать сейчас этот вопрос в парламенте?
— Этот вопрос абсолютно не имел бы такого резонансного значения, если бы была нормальная экономическая ситуация. Если бы все работали, были заняты, получали достойную заработную плату и достойную пенсию, то они с удовольствием изучали бы несколько языков.
— То есть, тогда и законопроекта такого не было бы?
— Нет, законопроект был бы, и он нужен, потому что я считаю, что мы не имеем права игнорировать мнение почти половины населения Украины.
— Давайте о вашей родной Одессе поговорим немного. Как вы оцениваете работу нового мэра? Недавно от него ушел один из заместителей «из-за непорядочности ближайшего окружения мэра».
— Ну, это нормальный процесс, идет становление власти. Ведь полностью сменилась власть, а еще только сто дней прошло. Надо сформировать исполком, сформировать структуру управления — то есть, идет рабочий процесс. Да, это все непросто. Да, нужно наладить отношения с областной администрацией, снять там какие-то противоречия. Но самая главная ошибка, которую я вижу, — это квотный принцип внутри правящей партии. Вот это сложно, да и губительно. Но делать выводы по итогам ста дней, из которых месяц праздников, я бы не стал. Еще нет даже бюджета развития. Оценки давать рано.
— А почему, собственно, вы отказались участвовать на выборах в Одессе со своим неплохим рейтингом?
— Не участвуя в выборах мэра, я тем самым поддержал Президента.
— То есть, представителя Партии регионов?
— Я сказал — Президента. А одесситы сделали свой выбор.
— Скажите откровенно: вашей партии не надоело прикрывать ошибки власти? Вы не можете себе позволить слишком острую критику, но при этом не влияете кардинально на процесс.
— Лично я занимаюсь вопросами сильной государственной региональной политики и безопасности в Черноморском регионе, и совершенно откровенно обо всем говорю — и с трибуны парламента, и в средствах массовой информации. Я больше скажу: к моим выступлениям и к моим рекомендациям прислушиваются. И меня это удовлетворяет.
— Многие считают, что перспективы Народной партии на будущих парламентских выборах весьма туманны как раз из-за того, что вы практически слились с властью.
— Давайте дождемся правил избирательной кампании, потом поговорим.
— Смешанная система, по идее, увеличивает ваши шансы.
— Мы должны понимать, как будут «нарезаться» округа, что будет с партийными списками — давайте дождемся закона. Вот я вам приведу пример. В Одесской области на выборах в местные советы мы заняли второе место. В областном совете после Партии регионов мы на втором месте.
— Но в целом-то по Украине ситуация не такая оптимистичная…
— Нормальная ситуация. Она адекватна политической силе, которая не является олигархической. Но по мажоритарным округам мы провели больше, нежели по партийным — это факт. Причем, что касается мажоритарных округов, то во многих наши представители заняли второе место с минимальной разницей голосов. Элемент фальсификации присутствовал. Но выборы в Верховную Раду, убежден, не будут проходить по такой системе. И не будет каждая типография печатать бюллетени. Так что нужно просчитывать шансы, исходя из этого.
— Вы защищаете местное самоуправление, а как вам вся эта история с подготовкой законопроекта, который позволит горсовету снимать всенародно избранного мэра и передавать его функции секретарю горсовета без проведения досрочных выборов?
— Я считаю, что это абсолютно нормальная позиция. Посмотрите, сколько мы проводили досрочных выборов в прошлом году в местные советы. А так сэкономим бюджетные деньги. Это будет сигнал и для депутатов, которые будут принимать решения по мэру, это будет и для мэра сигнал, который должен работать с депутатами. А не так: «Избрался и стал царьком»… Будет как раз баланс как с одной, так и с другой сторон. И избиратели задумаются…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |