ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Мне страшно, что сытые свиньи страшней, чем голодные волки…
17.03.2011 / Газета: Юг / № 17(15860) / Тираж: 122306

(Окончание. Начало в номере от 5 марта с.г.).

Мы продолжаем рассказ о фонде социальной защиты «Ветеран» Виктора Станкевича и попытке новой городской власти закрыть сеть благотворительных столовых.

Обычный день и обычный обед

Как правило, в любой из четырех столовых «Ветеран» существуют две смены, когда с 10.00 до 12.00 здесь питаются от двухсот до трехсот человек. В столовой на Пересыпи количество едоков доходит до полутысячи. Интересуюсь, каким образом малоимущие одесситы получают разрешение на бесплатные обеды?

— Наш фонд «Ветеран» кормит три категории людей, — рассказывает Виктор Станкевич. — Первая — формируется по спискам, заверенным печатями Киевского и Малиновского центров социальной помощи. Таких списков два — бюджетный, оплачиваемый за счет горсовета, и благотворительный, который вдвое больше и финансируется нашим фондом. Вторая — формируется по заявке Киевского районного совета ветеранов, третья — по индивидуальным просьбам, когда люди приходят лично и пишут заявления о предоставлении питания. Списки уточняются ежемесячно.

— Вы помогаете только пенсионерам?

— Нет, конечно. Сейчас такое время, что в тяжелом материальном положении может оказаться кто угодно. Кроме пенсионеров и ветеранов, у нас питаются инвалиды, безработные, члены многодетных семей. Не отказываем также бомжам, беспризорным детям, которых по санитарным соображениям кормим не в общих залах, а в специально оборудованных помещениях. В столовой на Пересыпи пятьсот обедов по представлению благотворительного фонда «Дорога к дому» выделяются исключительно гражданам без определенного места жительства.

— Каждый из посетителей ваших столовых имеет право только на один обед?

— В принципе, да. Но добавку получает любой желающий, есть возможность выделить и дополнительный талон на питание тому, кто в этом нуждается. Многие берут обеды на дом: порции достаточные, и люди делят их еще на завтрак или ужин. Да вы посмотрите сами, поговорите с нашими посетителями.

…В тот день в столовой «Ветеран-1» на Люстдорфской дороге в меню был рассольник, пшенная каша с печеночными оладьями и компот из сухофруктов. Все выглядело настолько аппетитно, что я напросилась снять пробу. Вкусно, ничего не скажешь, и порции действительно не «сиротские», а нормальные, по-домашнему щедрые.

Зал столовой постепенно заполнялся, и, глядя на этих обездоленных людей, я почувствовала, что сердце у меня больно заныло. Ведь еще двадцать лет назад Украина входила в двадцатку наиболее развитых стран мира, а сейчас голодными изгоями на старости лет стали те, кто обеспечил стране победу в Великой Отечественной, восстанавливал города и села, выращивал невиданные урожаи. Кто воевал и трудился, не щадя живота своего, а сегодня перешел в разряд социально неблагополучных граждан. В каком еще обществе заслуженные и отдавшие Родине все свои силы граждане не имеют возможности самостоятельно прокормить себя после выхода на пенсию?

Станкевичу, с его программой помощи этим людям, памятник при жизни надо поставить, а не ущемлять в правах созданный им фонд «Ветеран». Не мешать, а всячески помогать и лелеять его нужное и благородное дело! Ведь мог бы Виктор Борисович, создав коммерческое предприятие, двадцать лет благополучно работать на свой карман. Мог преумножать личный капитал, жить в дорогих евроапартаментах, отдыхать в каких-нибудь экзотических Таиландах, разъезжать на крутой иномарке и ни в чем себе не отказывать? Так нет. По существу, он тратит свои деньги на нищих сограждан, из-за чего сам живет небогато и тем счастлив. Чудак? Непрактичный бизнесмен? Нет, скорее, уходящая натура — Дон Кихот.

«Каждый человек нам интересен, каждый нам дорог»…

Разговариваю с посетителями столовой. Алексей Иванович Смирнов, ветеран Великой Отечественной войны, бывший морской десантник, участник обороны Одессы, полковник в отставке. Он одинок и вдов. После перелома шейки бедра с трудом передвигается на костылях.

— Да я без этой столовой просто бы пропал, а здесь — рядом, даже с моей инвалидностью можно добраться, — говорит ветеран. — Сам готовить так и не научился. Все силы отдавал армии. Прошел всю войну — даже расписался на рейхстаге, между прочим. Так и нацарапал куском штукатурки: «Смирнов из Одессы»... Разве мог предположить, что так получится на старости лет?

Валентина Дмитриевна Степанова питается в столовой «Ветеран» уже второй год. Всю жизнь проработала на стекольном заводе в Лисичанске Луганской области. В Одессу переехала из-за угрозы слепоты, когда прогрессирующая атрофия зрительного нерва потребовала постоянного наблюдения в институте имени Филатова. Ее пенсия составляет восемьсот гривень.

— Все уходит на лекарства, все! — рассказал женщина. — Вот сейчас ни копейки нет. Сдохла бы, если бы не эта столовая. Я случайно услышала о Станкевиче и его сети столовых «Ветеран» в трамвае. Пришла сюда и удивилась: чисто, уютно, прекрасный приветливый персонал, готовят вкусно и разнообразно, каждый день — новое меню… Чувствуешь здесь себя человеком, которого уважают и которому стремятся сделать приятное. Мне семьдесят лет, а посмотрите: здесь и отцы наши сидят, девяностолетние старички, и все довольны. Я бы очень хотела, чтобы мэр Одессы Алексей Костусев хотя бы месяц пожил на восемьсот гривень. И чтобы ему в столовой «Ветеран» в питании отказали. Может, тогда он, сытый, понял бы нас, голодных?

Валентина Ильинична Логинова родом из Узбекистана, работала на вредном производстве — на Ташкентском авиационном заводе. В наш город переехала в 1982-м, выйдя замуж за одессита. В июле прошлого года муж умер, а через месяц Валентина Ильинична перенесла онкологическую операцию. Ее пенсия — восемьсот сорок гривень.

— Знаете, главное, что, получая благотворительные обеды в столовой «Ветеран», не испытываешь унижения, — подчеркивает она. — Здесь удивительно уважительная и доброжелательная атмосфера. Кормят вкусно. Все скромно, уютно — так, как комфортно посетителям. Вот если бы приходилось получать обеды в фешенебельном ресторане, я бы туда не ходила, наверное. Стыдно и обидно за собственную нищету, а на фоне богатого заведения это чувство обостряется. В «Ветеране» мы свои, здесь наша семья, друзья, помощники.

Напомню, за двадцать лет фонд Виктора Станкевича ежедневно обеспечивал и продолжает обеспечивать питанием от тысячи пятисот до двух тысяч человек. За каждым — судьба, своя история, победы, достижения, радости, успехи и… горький жизненный финал. Ужасно, стыдно, больно! Но еще ужаснее и больнее осознавать, что из-за непорядочных амбиций у этих людей хотят отнять последнее.

Вопросы остаются…

Нас лишили возможности побывать на брифинге директора департамента труда и социальной политики городского совета Елены Китайской (информация об этом мероприятии почему-то поступила в редакцию менее чем за час до его начала). Поэтому начну с цитирования трех писем госпожи Китайской от 18 февраля с.г. в адрес Виктора Станкевича. В них чиновник подробно останавливается на договоре от 11 октября 2004 года. Этот документ заключен между управлением социальной защиты населения и труда горсовета и фондом «Ветеран» о предоставлении аренды помещений для каждой из столовых «Ветеран» — на Дальницкой, 2, Варненской, 15 и Черноморского казачества, 13. Исходя из пояснений Е.Китайской, департамент труда и социальной политики, созданный в 2008 году вместо возглавляемого ею же управления, правопреемником предыдущей структуры… не является. При этом у департамента остались те же цели и задачи, состав специалистов и само руководство! Выходит, отсутствие преемственности коснулось исключительно пресловутого договора? За три года, прошедшие со времени реорганизации, на работе департамента никоим образом не отразилось абсолютно не измененное функционирование социальных служб города. Неужели за три года руководитель этой структуры и компетентные юристы горсовета не замечали неувязки в оформлении документации?

Следует отметить, что за двадцать лет работы фонда «Ветеран» ни одна из проверяющих инстанций, включая КРУ и налоговую инспекцию, не нашла в его деятельности абсолютно никаких нарушений.

«Никто никого не выгоняет и никто ничего не закрывает. Столовые как были, так и будут. Виктор Станкевич получил предписание с просьбой передать все помещения столовых департаменту, чтобы заключить договор аренды. Однако с кем будет заключен договор, покажут результаты специального конкурса. Я думаю, что у «Ветерана» достаточно опыта и возможностей, чтобы подать документы на конкурс и выиграть эту аренду», — сказала Елена Китайская на упомянутом брифинге.

«Требуем в месячный срок обеспечить освобождение помещений и передачу их департаменту труда и социальной политики по акту приема-передачи», — значится в письме той же Елены Китайской по поводу столовых «Ветеран».

По мнению опытных социальных работников, альтернативы деятельности благотворительного фонда «Ветеран» Виктора Станкевича в нашем городе сегодня нет. Никакие ежемесячные пайки и кормежки «из милости» в ресторанах и дорогих кафе не сравнятся с целенаправленной и отлаженной работой на людей, которые чувствуют себя именно Людьми благодаря его заботе и помощи.

Согласно официальным данным, за три последних года в столовой «Ветеран-1» за счет бюджета города было обеспечено 4633 обеда, а за счет благотворительного фонда «Ветеран» — 7113. Соответственно в столовой «Ветеран-3» — 3640 и 5354, в «Ветеране-4» — 4258 и 5184, и только 500 обедов для лиц без определенного места жительства полностью финансируются в «Ветеране-2» Одесским горсоветом. Выходит, заявления о нерентабельности фонда Станкевича и его малом вкладе в обеспечение питания социально незащищенных одесситов действительности не соответствует?

Как считает сам В.Станкевич, причина вскрытия «правового казуса» лишь сейчас кроется отнюдь не в «бумажной непреемственности» организаций. В свое время он был не только создателем и руководителем Одесской областной организации Партии регионов, но и соратником Алексея Костусева, когда тот делал первые шаги на своем политическом поприще. В 2005 году Станкевич, по его собственному признанию, разочаровавшись, вышел из Партии регионов.

«Возмездие настигло меня сейчас, пять лет спустя. Страшно, когда из политической мести не щадят ни в чем не повинных голодных стариков», — констатирует Виктор Борисович.

От редакции.

Вряд ли Елена Китайская считает неэффективной работу фонда «Ветеран». По словам коллег начальника департамента, столовки, о которых идет речь, некогда были созданы В.Станкевичем на основе остановившихся предприятий общественного питания и неоднократно получали положительную оценку многих компетентных специалистов, включая саму Елену Петровну. Являясь не только таковым (компетентным специалистом), но и юридически грамотным человеком, она не может не понимать определенные накладки. Речь все о той же «непреемственности» организаций. Ведь в таком случае вызывает сомнение легитимность самого руководителя нынешнего департамента. Помнится, после ликвидации управления социальной защиты горсовета руководитель этой структуры (то есть Е.Китайская) автоматически стал начальником одноименного департамента. Где логика?!

«Я вам скажу, — говорит В.Станкевич. — Логики нет. Скорее всего, Елена Китайская идет навстречу возможным желаниям своего руководства… Она говорит, дескать, власти думают, как и что сейчас организовать. Но зачем изобретать велосипед, когда уже есть действующая сеть фонда «Ветеран», которая работает эффективно? Утверждают, что людей будет кормить кто-то другой? В Одессе очень много богатых, но за все время функционирования «Ветерана» никто даже пальцем не пошевелил, чтобы создать в городе что-то аналогичное!».

Виктор Борисович выступил в прямом эфире телеканала «РИАК», где еще раз рассказал о ситуации, возникшей вокруг фонда. Приведенные факты вызвали негодование горожан — люди звонили в студию, благодарили пожилого мецената, плакали в телефонную трубку и предлагали моральную поддержку.

По словам В.Станкевича, сейчас городская власть вменяет ему в вину коммерческую деятельность. Мол, кормежка голодных — нажива, неслыханные барыши, чуть ли не преступление. Однако первые восемь лет существования фонда из бюджета города не выделялось ни копейки, действительно, людей кормили за счет небольшой прибыли, полученной от коммерческой деятельности. При этом «неслыханный бизнес» Станкевича по достоинству оценили три мэра — Леонид Чернега, Руслан Боделан и Эдуард Гурвиц. Как говорит сам создатель «Ветерана», каждый из них в той или иной степени оказывал поддержку фонду.

«Так и должно быть, — уверен Станкевич. — Настоящий хозяин города должен заботиться о том, чтобы жизнь граждан становилась лучше. Когда же пришел Костусев, уже пять месяцев мы не получаем деньги из бюджета. При этом продолжаем кормить нуждающихся. Влезаем в долги, берем кредит...

Надеюсь, что вменяемые люди не дадут закрыть столовые, потому что это преступление. Ведь тогда несчастных обрекут на голодную смерть.

Самое же печальное в этой истории, что за всем этим безобразием и беззаконием стоит… нынешний мэр. Тот, которого я когда-то поддерживал.

Я обращаюсь к Алексею Алексеевичу! Основная задача — не обнимать меня, как ты это делал когда-то. И говорил: «Выбирай любую должность». Сейчас нужны конкретные дела. Можно просто прийти и сказать: давай забудем распри, недомолвки. Во имя интересов Одессы объединим наши усилия. Вот это был бы поступок.

А вот флаги можно изготавливать и развешивать потом. Флаг — символ объединяющий. Ветеранов объединять не надо. Они объедены и так…».

Пока же отчаявшиеся найти справедливость люди выйдут сегодня на митинг-протест к областной госадминистрации. С тем чтобы поведать президентской ветви власти о своих нуждах-горестях…

Когда верстался номер.

Народные депутаты Украины Юрий Кармазин и Николай Кульчинский направили премьер-министру Николаю Азарову депутатский запрос о недопущении закрытия городскими властями Одессы сети столовых «Ветеран». В тексте документа, в частности, говорится:

«Вынуждены обратиться к вам в связи с безответственными действиями одесской городской власти, которые могут привести к тяжелым последствиям для малообеспеченных и бездомных одесситов.

Так, почти двадцать лет в Одессе благотворительным фондом «Ветеран» организуется бесплатное горячее питание для малоимущих и бездомных граждан. За это время в четырех столовых «Ветеран», размещавшихся в помещениях коммунальной собственности, жителям Одессы было выдано около пяти с половиной миллионов горячих обедов. Для многих одесситов, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, это фактически единственная возможность получить полноценное питание и выжить.

Финансирование питания осуществлялось как за собственные средства фонда «Ветеран», так и за средства городского бюджета.

Одновременно 24 февраля 2011 года одесская городская власть направила в благотворительный фонд «Ветеран» предписание с требованием освободить помещения, задействованные под столовые. Основанием для освобождения помещения была указана ликвидация управления труда и социальной политики — арендодателя помещений.

В то же время, согласно договору, заключенному управлением с фондом «Ветеран», реорганизация арендодателя не является основанием для прерывания договора.

Стоит отметить, что мэр Одессы Алексей Костусев игнорирует неоднократные публичные обращения представителей одесских общественных и политических организаций по обеспечению дальнейшего функционирования бесплатных столовых.

Такая безответственная политика городской власти может привести к тяжелым последствиям, ведь для многих одесситов, которые не имеют жилья и средств к существованию, сеть столовых «Ветеран» была единственной возможностью получить полноценное питание. Также ухудшится питание малообеспеченных граждан, особенно пенсионеров, не имеющих возможности полноценно питаться за свой счет».

Автор: Елена МАРЦЕНЮК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту