ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кто заплатит больше, чтобы прокормить 5500000?
26.03.2011 / Газета: Час пик / № 11-12(515-516) / Тираж: 5000

За двадцать лет существования столовых «Ветеран» было выдано 5,5 миллионов полноценных благотворительных горячих обедов из трех блюд!

«Кушать не велено! Сначала пусть выиграют тендер, тогда, может быть, и покормят!»… Так, или примерно так язвят сейчас те, кто оказался на самом дне жизни, и кому до последнего времени оказывал (и пока еще продолжает оказывать) помощь Фонд социальной защиты «Ветеран».

Этот фонд вот уже почти 20 лет кормит малоимущих и бездомных. Смело можно сказать, что это — пожалуй, единственная организация в стране, которая ставит основной целью своей деятельности питание неимущих. Реализует эту цель «Ветеран» за счет коммерческой деятельности тех же столовых, где кормят бедняков. Здесь производят полуфабрикаты, кулинарные изделия, выпечку, и за счет торговли этим находят средства на питание немощных, больных и бомжей. При этом, заметим, «Ветеран» по статье своей коммерческой деятельности еще и платит налоги, что называется «по полной программе».

В организации бесплатного питания принимает участие и городская власть, время от времени выделяя на те же цели достаточно скромные (по сравнению с собственными затратами «Ветерана») средства. Но, как говорится, всему приходит конец. И дело тут вовсе не в том, что власть перестала выделять средства на питание бедноты, а в том, что кормить эту бедноту уже завтра будет негде. У «Ветерана» могут отобрать главное — те самые помещения, где организация осуществляла свою деятельность и кормила голодных.

О ситуации, сложившейся вокруг Фонда социальной защиты рассказывает его основатель и бессменный президент Виктор Станкевич.

— Виктор Борисович, как развиваются события?

— Начну, пожалуй, издалека. Проблема бедности и, будем прямо говорить, голодания людей возникла не сегодня. Этому новому «голодомору» вот уже двадцать лет. Еще в 1992 году, когда я был депутатом сначала Киевского районного совета, а затем и Одесского городского совета, передо мной возникла реальная проблема — страшное обнищание людей. Как помочь им? Одним из решений и стала тогда организация благотворительных обедов. Именно в 1992 году я организовал первую бесплатную столовую для малообеспеченных одесситов. Мы тогда и не могли предполагать, что такая помощь окажется востребованной все двадцать лет нашей независимости, вплоть до сегодняшних дней. Естественно, полагали, что в государстве жить наладится, люди получат хорошую работу и зарплату, надежную социальную защиту, ну, и так далее… Кто мог предположить, что все окажется строго наоборот!

Но я не об этом. Так вот, принцип организации бесплатного питания неимущих прост, как все эффективное (и это, кстати, доказано нашей 20‑летней историей!): мы создали предприятие на базе бывшей столовой (что на Люстдорфской дороге, 58), которая уже была закрыта, отремонтировали помещение, создали рабочий коллектив, занялись изготовлением и продажей кулинарных и кондитерских изделий. Прибыль от продаж уходила на организацию бесплатного питания малообеспеченным. Инициативу тогда горячо поддержал мэр Одессы Леонид Чернега, и дело пошло.

С 1992 по 2000 год, включительно, наше предприятие кормило людей за свой счет: 500 человек ежедневно, за исключением воскресенья, получали бесплатно горячие обеды. Сегодня у нас два выходных (суббота и воскресенье), но схема организации питания неизменна.

— Почему вы сделали акцент на периоде с 1992 по 2000‑й год? В двухтысячном что-то изменилось?

— Изменилось, но в хорошем смысле этого слова. В 1998 году я был назначен начальником городского Управления соцзащиты, и оказание помощи малообеспеченным по всему городу стало важнейшим направлением деятельности этого Управления. Тогда же, в 2000 году мною была введена строка в городской бюджет, которая называлась «Бесплатное горячее питание для малообеспеченных граждан». Данная строка была необходима для расширения помощи тем, кто в ней реально нуждался, хотя основной принцип — зарабатывать на благотворительность — отменен не был. Другое дело — поддержка городской власти. Если до 2000 года проблему питания голодных одесситов мы решали самостоятельно, то с 2000 года примерно треть горячих обедов стал финансировать город, а две трети — столовые «Ветерана».

К тому же решением горсовета для организации бесплатного питания гражданам были предоставлены в аренду (сроком на 25 лет) три помещения столовых по следующим адресам: Варненская, 15, Черноморского казачества, 13 и Дальницкого, 2.

Все три столовые действуют по единому принципу: зарабатывать средства, и за счет этого кормить малообеспеченных. Принцип управления и контроля столовыми прост: мной назначаются директора, от которых я требую всего лишь соблюдения двух условий: первое — кормить не менее определенного количества людей (и ни на одного человека меньше!), и второе — пища должна быть качественной. Если от людей поступают жалобы на плохое питание (или кому-то не дали поесть), директор увольняется. Во всем остальном руководители вольны развивать бизнес по своему усмотрению. Обязательно лишь выполнение двух основных условий.

— Хочу обратиться к статистике. За последние три года по системе «Ветеран» по трем столовым было обеспечено свыше 30 тысяч обедов, из них за счет средств столовых — почти 18 тысяч, за счет городского бюджета — 12, 5 тысяч. Но это — не все цифры, у Вас ведь действует и четвертая столовая?

— Да, есть. Но эта четвертая кормит людей без определенного места жительства. Три года назад ко мне обратилось руководство города с просьбой о том, чтобы в одной из столовых предоставлять питание для бомжей. Бомжи — опасная категория населения. Это люди с тяжелыми заболеваниями (гепатит, туберкулез), живущие, как правило, на улице. Поэтому СЭС категорически запретила столовой, которую мы предоставили для бомжей, вести какую-либо коммерческую деятельность. То есть, здесь зарабатывать средства на благотворительность мы не могли. Поэтому 300 человек ежедневно кормят только за счет поступлений из городского бюджета.

Кстати, раз уж вы заговорили о статистике, то за двадцать лет существования столовых «Ветеран» было выдано 5,5 миллионов полноценных благотворительных горячих обедов из трех блюд — мы накормили обедами пять Одесс!

— А как вы определяете тех, кто нуждается в помощи «Ветерана»?

— Во все столовые территориальные центры, структурно подчиненные Департаменту труда и социальной защиты, присылают официальные списки нуждающихся. Таких списков два. Со значком «бюджет», обеды оплачиваются за счет горсовета. Со значком «благотворительность» — обеды за наш счет. Это первая группа. Вторая группа — это нуждающиеся от организаций, которые предоставляют свои списки. В них входят многодетные семьи, ветераны войны и т. д. И третья — это люди, которые лично приходят и оставляют заявление на предоставление питания. Списки уточняются ежемесячно.

— Фактически никто не получает отказа?..

— Знаете, это не тот случай, когда человек может пойти на обман лишь бы поесть «задарма». У простых людей душа всегда чиста, и народ у нас совестливый. А в трудном материальном положении может оказаться каждый. Мы принимаем одиноких, получающих мизерную пенсию, инвалидов, больных, безработных и т. д. Возьмем для примера одно из заявлений: пенсионер, получает 840 гривень пенсию, которая уходит на оплату коммунальных услуг и лекарства. На питание средств не остается. Конечно, этому человеку будет предоставляться обед. Таких заявлений много…

И вот тут возникает один важный момент. Будучи начальником Управления и депутатом, я долго думал, какие задачи, кроме организации питания, должна включать в себя помощь нуждающимся одесситам. И выделил еще две составляющих — бесплатные лекарства (которые уже не по карману большинству граждан), и помощь на дому. Последний вид помощи мы сумели организовать. С 2006 года работает служба экстренной помощи малоимущим «Домашний помощник». Специалисты оплачиваются фондом «Ветеран», ремонтные работы бесплатны. Оплачиваются только сложные приспособления и материалы, мелкие детали заменяются бесплатно. За это время службой была оказана помощь свыше около 13 тысяч раз.

Что касается бесплатных лекарств, то организация работы аптек предлагается по принципу столовых. А прибыль аптек (уверяю Вас, там весьма внушительная прибыль), вся до копейки (после уплаты налогов, выплаты зарплат и т. д.) направляется на снижение цен для малоимущих, либо на бесплатную выдачу лекарств. Прием ведет врач, который живет в округе, где расположена аптека.

— Этот проект, конечно же, не реализовался?

— Конечно! Кто тебе даст возможность конкурировать с аптечной мафией?

— Знаете, у меня такое ощущение, что мы ведем речь о позитиве, и только позитиве. И это действительно так, если бы не то самое «но», которое заставило меня встретиться с вами совсем по иному поводу.

— Позитив, похоже, заканчивается уже этой весной… В 2004 году с Управлением соцзащиты «Ветеран» заключил договор об аренде трех указанных ранее помещений, который действует по 5 февраля 2026 года. То есть, мы вправе продолжать работу в этих столовых еще 15 лет! Но в 2008 году Управление соцзащиты (которое тогда возглавляла Е. П. Китайская) переименовали в Департамент труда и социальной политики. Изменилось название, а не цели, задачи, состав специалистов. Но недавно я получил официальное письмо из Департамента от 18 февраля текущего года за подписью все той же Е. П. Китайской с абсурдным требованием: в связи с ликвидацией Управления соцзащиты, в течение месяца освободить помещения трех столовых и передать их Департаменту.

— Если причина столь уважительна, напрашивается вопрос, почему такое письмо не поступило от Е. П. Китайской в 2008 году, когда сменилась «вывеска»?

— Совершенно верно! Сама постановка такого вопроса, повторюсь, абсурдна. В действующем договоре горсовета с «Ветераном», утвержденным на городской сессии, есть пункт 7.8., который звучит следующим образом: «Реорганизация Арендодателя не является основанием для изменения условия или прекращения действия данного договора». О ликвидации арендодателя договор не говорит ничего. А из ничего ничего и не следует…

Получив эти бумаги, мы были и в недоумении от происходящего, и стали выражать возмущение. Когда в Департаменте понял, что «наломали дров», Елена Китайская начала созывать брифинги, на которых указывала на… недопонимание с нашей стороны. Однако в чем тут «недопонимание»? Письмо от 18 февраля под номером 02‑27/551 за подписью самой Елены Петровны недвусмысленно заявляет: «Требуем в месячный срок обеспечить освобождение помещения общей площадью 443,6 кв. м, находящегося по адресу г. Одесса, ул. Варненская, 15». Выполнение этого требования означает только одно: столовые для бедноты придется закрыть. Кстати, аналогичные требования предъявлены ко всем трем помещениям столовых.

1 марта мы направляем в адрес горсовета ответное письмо, где просим перезаключить действующий договор, ведь, по сути, в договоре следует изменить только «вывеску» — вместо Управления соцзащиты, будет фигурировать «Департамент», и точка. Однако, в ответ на наше заявление, нам предложили… принять участие в конкурсе на право заключения договора аренды столовых.

— Занятная история. Если следовать этой логике, получается, что в Одессе благотворители толпами ходят под стены мэрии, чтобы получить право за свои деньги кормить бедных? Вы можете назвать хоть одного «конкурента» в таком деле?

— Не могу…

— Я, как ни странно, тоже…

— И все это происходит в самое трудное для нас время. Мы протестуем: проводим акции, пишем письма во все инстанции. Сейчас готовим необходимые документы для иска в суд. Ликвидация столовых — это преступление перед людьми, причем, перед людьми, и без того оказавшими отброшенными обществом на обочину жизни.

— Как вы можете объяснить столь странное поведение местной власти?

— Я бы не хотел касаться здесь политической темы, но не заметить одно обстоятельство не могу: на муниципальных выборах прошлой осенью я поддерживал Эдуарда Гурвица, а не Алексея Костусева…

Мы тоже не будем касаться темы политической, ибо все, что происходит в нашей стране, как раз и является политикой. Политикой, при которой (как сообщала наша газета со ссылкой на исследования, проведенные во Львове), 97 процентов молодежи собираются либо уехать на заработки за рубеж, либо вообще покинуть страну, а вымирающие старики уже никому не нужны. Во всяком случае, те, кто еще надеется бесплатно пообедать в столовых «Ветерана».

Очень бы хотелось, чтобы Одесская мэрия провела тендер. В первую очередь, среди самых богатых ее депутатов. А условие поставить такое: кто заплатит больше из собственного кармана за питание неимущих, причем, лет, эдак, на двадцать подряд, и чтобы покормили не менее 5,5 миллионов человек?

Впрочем, на 20 лет подряд, может, кто-нибудь и изъявит желание. Ведь, если верить прогнозам ООН и данным львовского исследования, через двадцать лет украинцев на этой земле уже не останется.

Автор: Беседовал Алексей Лосинец


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.012
Перейти на повну версію сайту