![]() |
|
![]() |
![]() |
Международная финансовая корпорация (IFC) в рамках учебного семинара для одесских предпринимателей презентовала в нашем городе проект «Инвестиционный климат в Украине: организация государственного контроля непищевой продукции по стандартам, действующим в странах Европейского Союза (ЕС)».
Что может содействовать скорейшему продвижению отечественной продукции на рынки западных стран? Прежде всего, их хорошее качество, и в этом случае можно смело говорить о конкурентоспособности. Но, чтобы как на отечественный рынок, так и зарубежные рынки, поступали качественные украинские товары, нужна эффективная система государственного надзора. Ее успешное построение — первый этап на пути адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС. Как это осуществить применительно к непищевой продукции?
Представители Международной финансовой корпорации предложили одесским предпринимателям детально ознакомиться с опытом в сфере внедре-
ния системы рыночного надзора, применяемого в ЕС. А поводом для этого стало принятие в Украине Законов «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. и «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 г. Это были первые шаги на пути внедрения в нашей стране европейской системы рыночного надзора. Оба закона вступают в силу с 1 июля 2011 г., а потому представителям бизнеса важно знать ключевые их положения.
Советник по экономико-правовым вопросам проекта IFC «Инвестиционный климат в Украине: организация государственного контроля непищевой продукции по стандартам, действующим в странах Европейского союза» Сергей Глущенко подробно разъяснил то, как внедрение системы рыночного надзора повлияет на порядок проведения проверок предпринимателей. Отвечая на вопрос, прозвучавший в зале, он, в частности, объяснил, что контроль и надзор в сфере реализации непродовольственной продукции — понятия хоть и близкие, но не идентичные. Контрольные функции, по его словам, принадлежат таможенной службе, и тут нужно вести речь о защите экономических интересов государства. А рыночный надзор — это система государственной ревизии непищевых продуктов с целью проверки соответствия продукции, представленной на рынке, требованиям законодательства. Рыночный надзор предусматривает проверку госорганами исключительно безопасности продукции для потребителей.
- В настоящее время мы ведем переговоры о создании с ЕС зоны свободной торговли, — напомнил Сергей Глущенко. — Без перехода именно к европейской системе рыночного надзора это невозможно, поскольку евросообщество беспокоится о собственной безопасности, а сама зона свободной торговли документально предусматривает свободное перемещение товаров.
По мнению экспертов IFC, действующая система контроля соответствия украинских промышленных предприятий законодательству неэффективна. Сегодня 85 служб инспектируют бизнес в Украине. Это существенное давление на предпринимателей, которое приводит их к дезориентации, что в конечном итоге сказывается на качестве выпускаемой продукции и их конкурентоспособности. Бесконечные проверки значительно снижают продуктивность работы производителя из-за вынужденной задержки выпуска продукции или задержки ее поступления на рынок. Это, в свою очередь, увеличивает затраты производителя, которые в конечном счете отражаются на ценах.
Теперь о том, что планируется изменить в системе государственного надзора качества непродовольственной продукции в Украине уже в ближайшее время. При внедрении рыночного надзора будет исключен контроль на «дорыночной» стадии производства. Надзор не будет распространяться на те виды продукции, относительно которых существуют другие специальные системы контроля. Правительство создаст органы рыночного надзора. За ними закрепят те виды продукции, надзор которых будет в компетенции их специалистов. Кроме того, Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» № 2735-VI регламентирует четкие правила и процедуры проведения проверок продукции у распространителей на рынке (а в случае выявления не соответствующей стандартам продукции — у производителей), определяет перечень ограничительных (корригирующих) мер, которые могут применяться в случае несоответствия продукции требованиям законодательства.
В соответствии с Законом Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции» устанавливается правило: при отсутствии определенных законодательством требований к продукции единственным требованием к ней является ее безопасность. Контроль такой продукции осуществляется путем рыночного надзора. Продукция будет считаться небезопасной только тогда, когда орган рыночного надзора об этом официально объявит. Вводится в действие система оперативного оповещения о продукции, использование которой связано с рисками, отраженными в европейской системе RAPEX.
Введение в действие летом этого года двух вышеуказанных законодательных актов — это лишь начальный этап реформирования системы технического регулирования, действующей в Украине. Среди других направлений, которых также коснулся в своем выступлении господин Глущенко, — реорганизация Госпотребстандарта, упразднение регистрации деклараций о соответствии, совершенствование структуры назначения органов оценки соответствия продукции действующему законодательству, а процессов и услуг — требованиям технических регламентов, принятие новых технических регламентов на основе европейских директив, сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, пересмотр действующих стандартов.
Что же даст в итоге реформирование системы технического контроля предпринимателям? Лаконичный ответ на этот вопрос дал заместитель начальника главного управления внешнеэкономической деятельности и европейской интеграции Одесской областной государственной администрации Евгений Лихолат:
- Эффективная система рыночного надзора, — сказал Евгений Степанович, — даст новые возможности выхода на европейские рынки нашим производителям. — Она формирует имидж украинских предприятий как инвестиционно привлекательных, увеличивает возможности привлечения капиталов на развитие и дальнейшее расширение их производственной деятельности.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.020Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |