ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СТАРЫЙ НОВЫЙ АВТОВОКЗАЛ
06.04.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 13(404) / Тираж: 16000

...Автобусное сообщение — один из основных видов пассажирских перевозок в Украине, и неудивительно, что многие участники транспортного рынка, стремясь максимально расширить их объемы, вкладывают средства в обновление автопарков, строительство и модернизацию автостанций. Отрадно, что и в Одессе, несмотря на кризис в экономике, продолжается процесс развития транспортной инфраструктуры. В конце 2010 года были завершены работы по первой очереди реконструкции Одесского автовокзала, и сегодня он один из лучших в Украине. О том, какой объем работ был выполнен на объекте, какие направления являются приоритетными в деятельности ПАО «Одесавтотранс», рассказал в интервью «ДЕЛОВОЙ» директор предприятия Дмитрий ЖЕМАН...

Дмитрий Александрович Жеман

Родился в 1978 году в Одессе. После окончания Национального транспортного университета (НТУ, Киев) в течение семи лет работал в г. Хусте (Закарпатье), где создал автопредприятие. С 2006 года в «Одесавтотрансе»: был менеджером по развитию, зав. отделом, зам. директора, а с сентября 2010-го — директор ПАО «Одесавтотранс». Женат, воспитывает сына.

— Дмитрий Александрович, одесскому автовокзалу без малого полстолетия, и ему, как и меньшим «собратьям» — районным автостанциям, требовалась капитальная реконструкция. Думаю, что результаты предвосхитили все ожидания — то, что было, и то, что теперь, как говорят в Одессе, — две большие разницы...

— Действительно, строители постарались и поработали на славу. Собственно, работы в так называемом «точечном» режиме велись давно, но капитально мы занялись автовокзалом полтора года назад и к намеченном сроку сдали работы по первой очереди реконструкции. Полностью обновлены кассовый зал, в нем открыто специальное окошечко для инвалидов, диспетчерская, админкорпус, благоустроены комнаты долгосрочного отдыха водителей — в них установлены телевизоры и кондиционеры, капитально отремонтированы санузлы и душевые. Для пассажиров— людей с ограниченными возможностями оборудовали въездные пандусы, туалеты. Проектом реконструкции автовокзала было также предусмотрено строительство гостиницы — она получилась очень комфортабельной и уютной, причем цены вполне приемлемые. В ближайшее время планируем открыть на вокзале и зал ожидания открытого типа для VIP-пассажиров. Здесь перед отправкой в путь можно будет отдохнуть, поиграть в бильярд, заказать у барной стойки напитки.

Помимо одесского автовокзала, ведется строительство и обновление автостанций области. Построена новая автобусная станция в Беляевке, завершена реконструкция автостанции в Болграде, начато строительство аналогичной в Балте.

— Улучшилось ли качество услуг при приобретении пассажирами билетов?

— Конечно. Сегодня можно заказать билеты на автобус через Интернет, пользуясь нашим новым сайтом http:// avodessa.com Отмечу, что на автовокзале, которым успешно руководит Елена Алексеевна Репка, функционирует единая база реализации билетов. Находясь, скажем, в Белгороде-Днестровском или Измаиле, можно взять билеты на автобус, следующий из Киева в Черкассы, а также на авиа- или железнодорожный транспорт.

— Поговорим о ПАО «Одесавтотранс»— старейшем автоперевозчике региона.

— Наше предприятие было в числе первых АТП на юге Украины, начинавших в начале 1960-х заниматься пассажирскими автоперевозками. Сегодня оно обслуживает пассажиров на Одесском автовокзале и 28 автостанциях области, обеспечивая внутригородские, межгородские и международные перевозки. После распада Союза главная задача была не растерять доставшееся нам наследие. Она была выполнена, и теперь мы начинаем расти и развиваться. Сегодня по разветвленности маршрутной сети, развитию станционной инфраструктуры наше предприятие занимает лидирующие позиции в Одесской области.

Основной его акционер — концерн «Веста», президентом которого является Сурен Хачатурович Сардарян. В Одессе расположены наш головной офис и автопредприятие, еще один автопарк находится на территории нашего филиала — Овидиопольского АТУ. Общая численность работающих в ПАО «Одесавтотранс» — 640 человек. Среди них есть ветераны, которые трудятся со дня основания предприятия, например, инженер Яков Данилович Колтынюк, ведущий нашего филиала — Овидиопольского АТУ. Общая численность работающих в ПАО «Одесавтотранс» — 640 человек. Среди них есть ветераны, которые трудятся со дня основания предприятия, например, инженер Яков Данилович Колтынюк, ведущий специалист отдела эксплуатации Людмила Александровна Ми-щевская и многие другие.

— Каковы география междугородних маршрутов и численность работающих машин?

— В основном мы занимаемся пассажирскими перевозками по югу области (Ильичевск, Овидиополь, Затока, Рени, Килия), а также между городами других областей (Николаев, Херсон, Умань, Черновцы и др.), работаем и на маршруте Одесса — Киев. Ежедневно с Одесского автовокзала отправляются в рейс порядка 180 автобусов, еще около 500 выезжают с автобусных станций области.

— Сеть маршрутов, обслуживаемых автовокзалами предприятия, охватывает не только Украину, но и страны ближнего и дальнего зарубежья...

— Да, это так. Список стран и городов, куда пассажиры могут отправиться с наших автовокзалов, достаточно обширен. Помимо населенных пунктов Молдовы и Приднестровья (Кишинев, Тирасполь, Рыбница, Дубоссары, Кагул, Комрат, Бендеры, Бельцы и др.), России (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Краснодар, Калининград), Беларуси (Минск), Чехии (Прага), Болгарии (Варна) и Германии (Швайнфурт, Констанц, Хайльбронн, Мюнхен, Штутгарт), мы стали выполнять рейсы также в Эстонию (Таллинн), Латвию (Рига), Францию (Париж), Италию (Милан, Рим). Кроме того, предприятие уже в качестве перевозчика осуществляет рейсы на Мозырь и Светлогорск (Беларусь), а в мае на паритетных началах совместно с компанией Eurolines планируем начать работу на маршруте Одесса — Бухарест.

— Закупаете новую автотехнику?

— Да, и достаточно активно. Если пять лет назад на маршрутах работали небольшие переоборудованные Mercedes Sprynter, то сейчас— машины большой вместимости на 45-50 пассажиров, что позволяет повысить уровень сервиса, а заодно освободить часть и без того загруженных автотрасс. Только в этом году закупили 8 автобусов большой вместимости «МАЗ» Минского автозавода, рассчитанных (что немаловажно) и на перевозку инвалидов. Кроме того, 5 «МАЗов» было приобретено нами ранее, в 2010 году. Еще раньше были закуплены «Эталоны» Бориспольского автозавода, которые мы используем на пригородных маршрутах, в частности на линии Одесса — Ильичевск и Одесса — Овидиополь.

До конца года собираемся приобрести еще 15 автобусов большой вместимости. За два года мы почти полностью обновили свой автопарк, и сейчас у нас практически нет автобусов старше пяти лет. Берем машины в лизинг, поскольку их стоимость сегодня очень высока и доходит до миллиона гривень.

Для работы на международных маршрутах и на Киев приобрели автобусы типа Mercedes и Setra с высокими сиденьями, оснащенные мини-кухней, биотуалетом, аудио-, видеосистемами, монитором и другим оборудованием и устройствами для комфортного путешествия.

— Сегодня ведь конкуренция на региональном рынке пассажирских автоперевозок тоже очень высокая...

— Безусловно. На нем появились такие компании, как «Автолюкс», «Гюнсел», и другие перевозчики, работающие в основном на межобластных маршрутах. Вообще-то на региональном рынке сейчас не так уж много серьезных игроков, тех, кто пришел, как говорится, всерьез и надолго. Среди них «Севертранс», «Югтранс», Белгород-Днестровское, Измаильское, Беляевское и др. бывшие советские АТП, которые впоследствии акционировались, сохранив своих специалистов.

К сожалению, очень много и нелегальных перевозчиков, борьба с которыми ведется постоянно, но пока малоуспешно. «Нелегалы» , стремясь к сиюминутной выгоде, портят имидж всех участников процесса автоперевозок. Естественно, что при этом ни о какой безопасности движения, качественном техосмотре, уровне обслуживания пассажиров речи быть не может.

— Известно, что ритмичная и безопасная работа автобусов на маршрутах во многом зависит от качества выпуска автотехники и персонала из АТП.

— Вне всякого сомнения. И уверяю вас, что предрейсовой подготовке мы уделяем самое пристальное внимание. Наши медики и механики не формально, а с полной ответственностью подходят к выполнению своих обязанностей, тщательно обследуя водителей и их автобусы. Регулярно ведутся журналы мед. и техосмотров, выходов водителей на линию. Они, в отличие от «нелегалов» , все у нас в штате, табелируются, обеспечены полным соцпакетом.

Ответственность, серьезный подход к вопросам безопасности приносят результаты: за последние несколько лет у нас не было ни одного ДТП, случаев выхода персонала на работу в нетрезвом состоянии, других нарушений. Если водителю предстоит находиться за рулем более 4 часов без перерыва, с ним выезжает в рейс напарник.

Действующая на предприятии система безопасности движения включает в себя также совместные рейды наших инженеров с сотрудниками ГАИ, ежемесяные техосмотры с проверкой тормозной и систем охлаждения машин, многие другие мероприятия.

— Безопасность перевозок напрямую связана с уровнем профессиональной подготовки персонала. Как решаются вопросы комплектования, омоложения водительских кадров?

— Большая часть водительского персонала — люди со стажем, отработавшие на предприятии по 5-10 и более лет. Водителей старше 50 лет, во избежание каких-либо нежелательных сюрпризов, к работе на дальних маршрутах мы не допускаем.

Что же касается кадрового обновления, то сегодня для любого руководителя поиск квалифицированных специалистов — проблема номер один. Конечно, оптимальный вариант — обучать их самим, с учетом специфики, условий производства и других факторов. В Одессе водителей готовит ряд учебных заведений, но уровень Подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Для нас важны профессиональные навыки и водительский стаж. Мы не возьмем на работу человека, у которого нет хотя бы пятилетнего опыта работы на пассажирском транспорте, — таков наш принцип и за этим строго следит начальник отдела кадров Оксана Сергеевна Корень.

— В последнее время резко повысились цены на бензин и дизтопливо, а тарифы на перевозки...

— Тарифы регулируются облгосадминистрацией. Последний раз они были пересмотрены, когда литр топлива стоил 4 грн. 60 коп, а сейчас его цена возросла вдвое. Значительно подорожали новые автобусы, запчасти, тарифы на техобслуживание, повысилась зарплата персонала, увеличились и другие статьи расходов, формирующих цену на билеты. В итоге стоимость одного пассажиро-километра составляет смешную сумму — 17 коп. Все это привело к тому, что многие автобусные маршруты, став нерентабельными, перестали вообще функционировать, и сейчас ряд населенных пунктов (Дачное, Кривое озеро (Николаевская обл.) не имеют сообщения с Одессой. Думаю, что всем ясно: без повышения тарифов не обойтись, ведь стоит еще немного вырасти ценам на топливо — и автопарки остановятся.

На мой взгляд Сегодня крайне важны четкие согласованные действия во взаимоотношениях между заказчиком (Минтранссвязи, облгосадминистрацией) и перевозчиками, работающими в рамках законодательного поля. При достижении сторонами консенсуса и создании для транспортников нормальных условий пассажирские автоперевозки, убежден, будут успешно развиваться.

Автор: Таквор ОГАНЕСЯН


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту