![]() |
|
![]() |
![]() |
Когда власть не может предложить обществу ничего нового, она предлагает ему новую Конституцию. В конце концов, тоже неплохой повод занять людей. Посудите сами. Можно организовать массовое обсуждение нового Основного Закона в трудовых коллективах, на страницах газет и Интернет-изданий, в различных ток-шоу Савика Шустера, и т. д. В конце концов, может быть хоть это даст возможность как-то отвлечь внимание граждан от забот о хлебе насущном, мыслей о пустом кошельке, дорожающей коммуналке и стремящихся ввысь ценах на все и вся.
Не появилось ли у партии власти искушение приурочить принятие новой Конституции к парламентским выборам 2012 года? Новый Основной Закон — неплохой лозунг для выборов, в особенности, если теперь категорически нельзя использовать старый лозунг «покращити життя вже сьогодні».
Советник Президента — руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Украины Марина Ставнийчук считает, что для наработки концепции формирования и функционирования Конституционной ассамблеи необходимо 2‑3 месяца. По словам г-жи Ставнийчук, предстоит решать непростые вопросы, поскольку нужно продумать аспекты обеспечения легитимности представительства состава Конституционной ассамблеи, предмет ее деятельности, форматы ее работы, а также форматы привлечения общественности к работе ассамблеи.
Правильно, вот оно важное слово — «легитимность». А то, не дай Господь, будет все как с политреформой 2004 года. Примут Конституцию, а потом придет новый Президент, и Конституционный Суд решит, что она нелегитимна, и отменит ее.
Впрочем, эпидемия болезни под названием «конституционный зуд» распространяется все шире. Необходимость внесения изменений в Основной Закон обсуждают в Молдове и непризнанной Приднестровской республике. Не осталась «неохваченной» и Румыния, где еще в 2009 году по инициативе Президента Траяна Бэсеску прошел референдум по внесению изменений в Конституцию.
Румынским правительством, по сообщению Radio Romania International, разработан проект изменения Конституции, который предлагает, главным образом то, что избиратели одобрили на референдуме в 2009 году, а именно переход к Однопалатному Парламенту, с сокращенной численностью парламентариев. Проект был направлен президенту, который, однако, имеет и другие пожелания. По его мнению, будущая Конституция должна установить порог в 3 процента для бюджетного дефицита, как меру предотвращения электорального популизма. Бэсеску высказался и за роспуск парламента, в случае, если парламент инициирует импичмент президента, но отставка главы государства не получит поддержку на референдуме (по румынской Конституции после того, как парламент выступит за импичмент Президенту, должен пройти референдум, подтверждающий это решение).
В 2007 году, во время своего первого мандата, против самого Траяна Бэсеску была инициирована Парламентом процедура импичмента, из-за предполагаемых нарушений Конституции, однако румыны поддержали Бэсеску. Правда, сейчас, скорее всего, граждане Румынии проголосовали бы за импичмент. Жесткие меры по урезанию социальных гарантий, принятые под давлением Международного Валютного Фонда, серьезно пошатнули рейтинг румынского Президента. В конце прошлого года ему доверяло лишь около 10 процентов населения.
Бэсеску также считает целесообразным вернуться к четырехлетнему президентскому мандату, как способу сократить бюджетное бремя выборов. Пятилетний мандат во главе государства был введен в 2004 году, ввиду создания разрыва между президентскими и законодательными выборами, таким образом, чтобы кандидат на высшую должность в государстве не был больше «избирательным двигателем» для своей партии.
Сейчас возвращение к четырехлетнему мандату по экономическим соображениям имело бы смысл лишь в том случае, в котором президентские выборы совпадали бы с парламентскими. Траян Бэсеску выразил свою готовность сократить свой мандат, ввиду проведения совместных выборов: «Румыния нуждается в меньшем межвыборном периоде, и идея состоит в том, удастся ли нам найти решение для одновременного проведения президентских выборов с парламентскими; это было бы возможно в момент достижения консенсуса, потому что одна лишь Демократическо-либеральная партия не может одобрить проект по пересмотру Конституции. Если бы был найден консенсус со всеми политическими партиями, я выражаю свою полную готовность найти и практическую формулу — не только изложенную — в том числе, сокращение моего мандата, если мы согласуем его, и проголосуем за это».
По мнению Траяна Бэсеску, новая Конституция должна была бы вступить в силу в конце законодательного мандата, в 2012 году. Но, так как он сам признает, необходимость получить консенсус, его тяжело найти в условиях нынешнего политического климата.
Оппозиция уверена, что повторное открытие дискуссий на тему пересмотра Основного Закона — это лишь попытка отвлечь внимание от экономических провалов правительства. В частности, она не хочет отказываться от двухпалатного Парламента. Да и Демократический союз венгров Румынии, партнер Демократическо-либеральной партии в правящей коалиции, не одобряет идею однопалатного Парламента или возвращения к четырехлетнему президентскому мандату. В этих условиях две трети, необходимые для принятия новой Конституции в Парламенте кажутся иллюзорными.
В соседней с Румынией Венгрии такая проблема не стояла. На парламентских выборах в апреле 2010 года коалиция партии «Фидес» (Венгерского гражданского союза и Христианско-демократической народной партии) получила 262 места из 386, то есть конституционное большинство, ее тактические союзники из ультранационалистической Партии за лучшую Венгрию («Йоббик») — еще 47 голосов.
Конституция, по мнению экспертов, носит явно националистический характер. Название страны — «Венгерская Республика» — будет заменено просто на «Венгрия». Это является отсылкой к исторической Венгрии, в которую до падения австро-венгерской монархии входили территории, ныне принадлежащие Австрии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении и Украине. Похоже, что разговорами о «Великой Венгрии» власти стремятся отвлечь внимание соотечественников от того, что государство находится на грани дефолта (госдолг Венгрии превышает 110 миллиардов долларов, то есть 80 процентов ВВП). Этот вопрос был также затронут в новой Конституции, которая запрещает формировать национальный долг, объем которого превышает 50 процентов ВВП. Вопрос, мягко говоря, очень спорный, но все же превышение долга отныне будет прямым нарушением Конституции с соответствующими правовыми последствиями.
Изменена процедура вступления в венгерское гражданство: конституционно закрепляется «право крови», согласно которому гражданином Венгрии может стать любой этнический венгр, родившийся даже за пределами страны. Убирается норма, согласно которой правом голоса пользуются только тот гражданин, кто непосредственно проживает на территории страны. Это расширяет потенциальный электорат правых, поскольку именно они традиционно выступают защитниками венгерского нацменьшинства в Словакии, Румынии и Сербии.
В то же время, можно ожидать, что вопрос гражданства станет предметом трений Венгрии с ее соседями, в том числе, с Украиной. В Киеве, как известно, все чаще раздаются голоса против выдачи гражданам Украины паспортов граждан других государств, в особенности, венгерских и румынских.
Среди других изменений — запрет на легализацию однополых браков (в конституции будет прописано, что «браком является союз между мужчиной и женщиной»), а также фактический запрет на аборты (одно из положений новой конституции гласит, что «жизнь человеческого эмбриона защищается с момента зачатия»). Очевидно, что такие действия получат одобрения у Ватикана и ревностных католиков, но вряд ли понравятся многим рядовым венграм, и не только представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.
Некоторые оригинальные предложения в конституцию не попали. Например, идея Виктора Орбана о том, что родители имеют право голоса не только за себя, но и за своих несовершеннолетних детей. Причем, против этой идеи выступила не только немногочисленная оппозиция, но и часть националистов, которые напомнили, что среди многодетных семей много цыганских.
Новая Конституция уже вызвала нарекания со стороны Евросоюза, которому некоторые ее положения показались далекими от демократических. ЕС уже выразил свое неодобрение действиями Венгрии, когда в прошлом году Парламент страны принял закон, согласно которому в стране предполагалось создание специального органа, курирующего средства массовой информации, в том числе и частные телеканалы, газеты и Интернет-издания. По закону, государственные органы имели право контролировать медиа, а в случае, если затрагиваются вопросы национальной безопасности, журналисты обязаны по первому требованию регулятора раскрывать свои источники. В случае отказа изданиям грозили крупные денежные штрафы. При этом свои действия регулятор имеет право не согласовывать с Парламентом Венгрии. После протестов европейских политиков венгерский Парламент внес необходимые изменения, удовлетворяющие Еврокомиссию.
Что касается Украины, то по оценке министра юстиции Александра Лавриновича, наработка предложений по изменению Конституции произойдет не ранее 2012 года. Об этом он заявил на встрече в Киеве с генеральным секретарем Совета Европы Турбьерном Ягландом. В марте бывший Президент (1991‑1994 г. г.) Леонид Кравчук прогнозировал, что разработанный Конституционной ассамблеей проект новой редакции Конституции будет принят не ранее 2013 года.
В связи с этим возникает вопрос: не появилось ли у партии власти искушение приурочить принятие новой Конституции к парламентским выборам 2012 года? Новый Основной Закон — неплохой лозунг для выборов, в особенности, если нельзя будет использовать старый лозунг «покращити життя вже сьогодні». Кстати, Партия регионов по-прежнему остается лидером электоральных симпатий населения, хотя это лидерство уже можно называть в кавычках. По данным последнего опроса Центра Разумкова за нее выразили намерение проголосовать 15,7 процентов всех опрошенных, или 22,1 процента тех, кто намерен принять участие в голосовании. Показатели Блока Юлии Тимошенко составляют 12,6 процентов всех опрошенных или 17,9 процентов тех, кто намерен принять участие в голосовании. Третий показатель у партии «Фронт змін» (8,1 процентов всех опрошенных или 10,8 процентов тех, кто намерен принять участие в голосовании), четвертый — Политическая партия «Сильная Украина » (4,9 и 6,1 процентов соответственно).
Собственно говоря, именно эти партии имеют шанс преодолеть пятипроцентный избирательный барьер, который намерена ввести правящая партия.
Но даже при таком раскладе формирование конституционного большинства выглядит проблематичным. Именно для этой цели и задумана Конституционная ассамблея с пока что не очень ясным статусом.
Очевидно, что в проекте новой Конституции, если он все же появится на свет, будет немало «изюминок». Как бы то ни было, политическая трескотня в стране гарантирована. Скучать не придется.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |