![]() |
|
![]() |
![]() |
Адмиралы обороны и весна 45‑го года.
Весна сорок пятого года…
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу
Принес жаркий солнечный май!
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад.
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.
Слова этой по-весеннему замечательной песни в который раз взлетают над Городским садом в Одессе в День Победы. В который раз ветераны и люди помладше вспоминают Май 45‑го, а мы вспоминаем тех, кто до него дожил и кого с нами, увы, нет. Горько об этом говорить, но жизнь не останавливается, одно поколение сменяет другое. А задача новых поколений донести вечный огонь памяти тем, кто делает по нашей земле первые шаги.
Весна 1945 года была отмечена тем, что по всем фронту от Балтийского до Черного моря Третий Рейх терпел крушение. Советские войска наступали на Берлин, очищали от врага территорию Юго-Восточной Европы. Спасенная Европа в полной мере может благодарить и тех, кто пришел к ней на помощь с берегов Черного моря, защищая Одессу и Севастополь.
Весну 45‑го года на берегах Дуная встретил украинский офицер Григорий Николаевич Охрименко, начавший войну в звании капитан-лейтенанта на должности помощника флагманского минера Черноморского флота. Его руки помнят десятки, сотни обезвреженных мин. Ему благодарны сотни моряков, жизнь которых оказалась спасенной в результате умелых действий этого храброго офицера.
Начиная с 1943 года, события на фронтах разворачивались быстро. Враг был выброшен с Северного Кавказа. В сентябре 1943 года освобожден Новороссийск, а весной 1944 года — Севастополь. В 1944‑1945 Охрименко был направлен командиром бригады траления на Дунай. У местечка Молдовавеке наши корабли и баржи с горючим и техникой попали в заминированный участок Дуная. Взрываясь на минах, баржи взмывали огненными смерчами. Горела вода, гибли люди... Матросы и минеры бригады под руководством Охрименко начали очищать реку от мин. «Они были разные, — вспоминал позднее контр-адмирал, — сохранившиеся еще с Первой мировой войны, и самые современные». Эту опасную работу дунайцы выполнили с честью. Благодарный югославский народ удостоил Охрименко звания Народного Героя Югославии, наградив многих матросов югославскими орденами и медалями.
В январе 1945 года Григорию Николаевичу Охрименко было присвоено звание капитан 2‑го ранга. 8 июля он был удостоен высшего морского ордена — Ушакова II степени (№ 248). Отважный офицер-минер был также удостоен трех орденов Красного Знамени, орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
Продолжая службу после войны, в 1953 году Григорий Николаевич стал начальником минно-торпедного факультета Военно-Морской Академии им. С. М. Кирова, а в 1967 году он был произведен в контр-адмиралы.
Война на море... Этой теме посвящено большое количество книг, воспоминаний, тем не менее, редко встречается материал о том, какой вклад в общую Победу внес Военно-морской флот. Безусловно, что главная задача в освобождении Европы от фашизма в последние дни войны отводилась пехоте, танкам, авиации. Однако, не будем забывать, что на пути Армии, которая шла освободительным походом на Запад, встречались реки, озера, моря. В их преодолении далеко не последнюю роль играли именно моряки, которые шли к Победе, начиная с тяжелых дней лета-осени 1941 года.
Среди тех, кто проделал этот путь, был Гавриил Васильевич Жуков, командующий Одесским оборонительным районом. Заняв эту должность 19 августа, Жуков успешно налаживал взаимодействие сухопутных и военно-морских сил, а также (что по тем временам было не столько сложно, сколько нелогично) заботился об обеспечении Одессы условиями к существованию на периодов холодов, когда наступил октябрь.
Во второй половине дня 15 октября в Одессе был издан боевой приказ по войскам, в котором говорилось об отводе войск Одесского оборонительного района. Под приказом стояли подписи командующего районом вице-адмирала Г. В. Жукова и членов военного сонета.
Операция началась ночью с 15 на 16 октября эвакуация войск ООР, став последней операцией Г. В. Жукова на одесской земле. Когда пришел приказ Ставки оставить Одессу, ее защитники не верили, что такое может произойти. Не поверил и контр-адмирал Гавриил Васильевич Жуков. Уходить не собирался никто. Затем был получен второй приказ, подтверждающий первый. Здоровые ребята, моряки, плакали, им «хотелось лечь, обнять бы телом родные камни мостовой», как пел в своей песне об одессите-Мишке Утесов. Но уходить пришлось.
В 5 часов 10 минут 16 октября из Одесской гавани вышел последний транспорт.
Командующий ООР контр-адмирал Г. В. Жуков провел отлично продуманную, грандиозную по масштабам операцию, равной которой не было ни разу на протяжении всей войны. 17 октября все войска ООР без потерь прибыли в Севастополь. Г. В. Жукова назначили заместителем командующего Черноморским Флотом, командиром Севастопольского оборонительного района. И здесь он проявил себя блестящим мастером оборонительных операций.
В апреле 1942 года Г. В. Жуков был переведен на должность командира военно-морской базы в Туапсе, а затем — на Балтику. В конце декабря 1944 года Г. В. Жуков отбывает в распоряжение Ставки. Ему присваивается звание вице-адмирала, он награждается орденом Нахимова 1‑й степени и получает назначение на ЧФ командующим Северо-Западным Морским Оборонительным Районом ЧФ со штабом в освобожденной от фашистских захватчиков Одессе — командование ЧФ удовлетворило просьбу адмирала отправить его снова в Одессу.
В начале января 1945 года он прибыл в город. Население Одессы с огромной радостью и ликованием встречало Жукова, возвращавшегося на свой прежний пост — командира базы. «Наш Жуков приехал», — говорили люди, встречавшие его на вокзале. По всему чувствовалась неугасающая любовь одесситов к нему — главному организатору обороны города в 1941 году.
Несмотря на то, что участок, на котором находился Жуков, был по своей сути тыловым, от него многое зависело в обеспечении морской безопасности Юга Украины, а также боевая поддержка частей Дунайской флотилии. Окончание войны вице-адмирал Жуков встретил на Черном море.
После войны Гавриил Васильевич служил командующим Южно-морским районом Тихоокеанского Флота, командовал Черноморским военно-морским училищем (1948‑51 годы).
За умелое командование вверенными ему военно-морскими силами вице-адмирал Жуков был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени и, в числе 82 морских военачальников — орденом Нахимова 1‑й степени.
В дни обороны Одессы самое деятельное участие принял Сергей Георгиевич Горшков, полководческий талант которого в полной мере раскрылся в ходе Григорьевского десанта 21‑22 сентября 1941 года, когда обстановка под Одессой резко усложнилась. Для создания благоприятных условий для обороны, военные советы Черноморского Флота и Одесского Оборонительного Района, руководствуясь директивой Ставки ВГК, приняли решение нанести контрудар в восточном секторе и одновременно высадить морской десант в районе Григорьевки.
В Одессу из Новороссийска направилось подкрепление. Капитан 1‑го ранга С. Г. Горшков был назначен командиром высадки десанта. С командирами кораблей он провел тактическое занятие по изучению обстановки в районе десанта, а в конце того же дня С. Г. Горшков уже возглавил всю операцию, так как по пути следования к Одессе был ранен контр-адмирал Владимирский, у которого находились все оперативные документы.
Хладнокровно оценив обстановку, Горшков решил операцию не отменять и взял командование на себя.
В результате успешной высадки Григорьевского десанта, враг был отброшен от восточного побережья Одесского залива на 8‑10 км, а транспортным судам была открыта «дорога жизни» в осажденную Одессу, боевые корабли также получили больше возможности для маневра в Одесском заливе.
Операция по высадке десанта еще продолжалась, когда на корабль, на котором был поднят флаг командующего эскадрой, поступила радиограмма о том, что капитану 1‑го ранга С. Г. Горшкову присвоено звание контр-адмирала. Ему был тогда 31 год, и он стал самым молодым адмиралом Советского флота.
16 октября корабли Черноморского Флота взяли на борт последних защитников черноморской твердыни и отправились курсом на Севастополь. А молодому контр-адмиралу было поручено командование Азовской военной флотилией, которая успешно поддерживала войска Южного и Северо-Кавказского фронтов летом 1942 года.
В августе, после отхода советских войск к Новороссийску, боевые корабли под командованием С. Г. Горшкова осуществили успешный прорыв из Азовского в Черное море. Тогда же Горшков, назначенный заместителем командующего Новороссийским Оборонительным Районом, принял участие в руководстве обороной города, а в ноябре успел даже побыть командующим 47‑й армией, участвуя в обороне Кавказа.
За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко контр-адмирал Горшков был награжден орденом Кутузова I степени. Кроме него никто из флотских военачальников не был удостоен этой награды.
Вернувшись в начале 1943 года в Азовскую флотилиею, С. Г. Горшков успешно организовал поддержку сухопутных войск при ликвидации таманской группировки фашистов.
В Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года Горшков руководил подготовкой и высадкой морских десантов, а в последующем переправой войск 56‑й армии через Керченский пролив в Крым. Дальше вице-адмирал Горшков и его героические моряки переместились на Запад.
В 1944 году Азовскую флотилию переформировали в Дунайскую, ее главной базой стала Одесса. Возглавил новую флотилию Сергей Горшков, которому в сентябре было присвоено звание вице-адмирала.
В 1944 году флотилия Горшкова поддерживала войска в Ясско-Кишиневской операции. Корабли флотилии обеспечивали форсирование Днестровского лимана войсками 3‑го Украинского фронта, содействовали войскам 2‑го и 3‑го Украинских фронтов освобождать Белград и Будапешт. В январе года 1945 Сергей Георгиевич вернулся на родной Черноморский флот, где стал командиром эскадры.
Родина высоко оценила боевые действия Дунайской военной флотилии, наградив ее орденами Красного Знамени, Нахимова I степени и Кутузова II степени.
Сам же адмирал был удостоен 18 орденов Советского Союза, среди которых особое место заняли ордена Ушакова 1‑й и 2‑й степеней. Однако, несмотря на все заслуги в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, в освобождении Европы, звания Героя Советского Союза Сергей Георгиевич был удостоен только в связи с 20‑летием Победы в 1965 году. В то время он был командующим ВМС СССР. Вторую Золотую Звезду Адмирал получил уже в 1982 году.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |