![]() |
|
![]() |
![]() |
Призрак оптимизации системы образования забрёл и в детские сады? Эта информация прозвучала как гром среди ясного неба. Прокуратура Ренийского района провела проверку, в ходе которой установила: финансирование детских садов, предусмотренное в районном бюджете на 2011 год, составляет лишь 73% от необходимого уровня. В связи с этим прокуратура направила в адрес Ренийского райсовета предписание об устранении нарушений Законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании» и Указа Президента «О мерах по обеспечению приоритетного развития образования в Украине».
Куда делись три миллиона?
Казалось бы, никакой сенсации здесь нет: недостаточное выделение средств на содержание бюджетных учреждений — дело привычное, тем более в условиях экономического кризиса. Однако до сих пор положение дошкольного образования в Ренийском районе считалось вполне благополучным. Вот почему громкое заявление правоохранительных органов стало полной неожиданностью…
Не так давно глава Ренийской райгосадминистрации Дмитрий Макосий встретился с работниками образования района. Педагоги делились с председателем РГА не только своими проблемами, но и достижениями. В частности, было отмечено, что Ренийский район — один из немногих в Одесской области, где все детские сады работают в круглогодичном режиме. Это даёт возможность охватить дошкольным образованием 90% детей пятилетнего возраста, то есть тех, кто собирается в первый класс. Всего же в садики ходят 70% малышей, проживающих на территории района. Но, как считает исполняющий обязанности начальника райотдела образования Владимир Дьяченко, и эти цифры нельзя назвать удовлетворительными: по мнению Владимира Ивановича, все 100% детей дошкольного возраста должны посещать детсады.
На этом благодушном фоне предписание прокуратуры заслуживает особого внимания. Документ констатирует, что районным бюджетом текущего года на содержание системы образования выделено 39 миллионов 76 тысяч гривен — на 1 млн 703 тыс. грн больше, чем аналогичные кассовые расходы в 2010 году, и на 2 млн 350 тыс. грн больше, чем было доведено Министерством финансов. При этом детские сады почему-то недополучили 3 миллиона гривен! Для маленького Ренийского района, где расположено всего 8 населённых пунктов (вместе с райцентром), это большие деньги.
… Согласно требованиям Указа Президента Украины «О мерах по обеспечению приоритетного развития образования в Украине» от 30 сентября 2010 года № 926/2010 должен быть принят комплекс мер… в том числе направленных на развитие дошкольного образования, своевременное и полное финансирование учреждений образования, — говорится в предписании прокуратуры. — Вместе с тем, Ренийским районным советом при подготовке и принятии бюджета на 2011 год требования вышеназванных нормативных актов проигнорированы. При этом по результатам работы в первом квартале текущего года не приняты меры относительно надлежащего финансирования дошкольных учреждений образования. Недофинансирование в сумме 3 млн грн может привести к существенному ухудшению положения образования в районе… При отсутствии необходимого финансирования указанные учреждения образования не смогут должным образом функционировать и в конечном итоге могут прекратить своё существование. Тем самым будут нарушены права и интересы многих жителей Ренийского района».
Прокуратура потребовала от райсовета немедленно выполнить предписание, а именно принять меры по достаточному бюджетному обеспечению детских садов.
«Мы не можем выполнить предписание…
Выступая перед депутатами районного совета и комментируя реакцию прокуратуры, заместитель председателя райсовета Татьяна Ботика (до избрания на эту должность — начальник райотдела образования) заявила, что система образования в районе «финансируется в полном объёме». В то же время Татьяна Николаевна признала, что «до конца года денег на садики не хватит». Если в 2010 году из районной казны на детсады было выделено 9 млн 220 тыс. грн, то в 2011 году — чуть более 8 млн грн.
Тем не менее, возвращаясь к проблеме в целом, Т. Ботика подчеркнула: формульная методика Минфина, применяемая при формировании всех местных бюджетов, в Ренийском районе не нарушена. Более того, райсовет увеличил затраты на образование в сравнении с расчётами главного финансового ведомства страны. По словам Татьяны Николаевны, исходя из формульной методики Минфина, школам и дошкольным учреждениям на нынешний год «причиталось» лишь 36 млн грн (на 2 млн грн меньше, чем в 2010 году), однако депутаты подняли эту цифру до 39 млн грн.
Т. Ботика не скрывала: в дальнейшем необходимо привести структуру и расходы школ и детских садов в соответствие с бюджетными ассигнованиями, а это можно сделать только путём оптимизации. О сокращении количества школ речь не идёт — предусмотрено лишь объединение классов. В этом случае появятся «лишние» учителя, но, как заверила заместитель председателя райсовета, сокращение педагогов также не планируется — для них просто будет снижена нагрузка.
Подробности оптимизации дошкольных учреждений Татьяна Николаевна не сообщила, но отметила, что «сокращать количество групп в детских садах нельзя». По её словам, оптимизация системы дошкольного образования должна сэкономить 375 тысяч гривен, оптимизация школ — 450 тыс. грн. И всё же это не те суммы, которые могли бы повлечь за собой повышение эффективности финансирования учреждений образования…
Необходимо отметить, что депутаты восприняли предписание прокуратуры весьма прохладно. Например, депутат Николай Ангеловский (в недалёком прошлом — председатель райсовета) вообще отказался признавать справедливость выводов правоохранителей.
- Не надо делать проблему — у нас прекрасные садики, и мы никогда детей не обижали, — сказал Николай Михайлович. — Где был прокурор раньше? У нас есть более глобальные вопросы. Не надо упрекать райсовет — надо менять эту нелепую формульную методику Минфина.
- В настоящее время мы не можем выполнить предписание прокуратуры, — подытожил обсуждение председатель райсовета Иван Ковальжи. — Единственная возможность изменить ситуацию в лучшую сторону — изыскать дополнительные средства на содержание детских садов по итогам выполнения бюджета за первое полугодие текущего года. Значит, надо подождать ещё два месяца. Хотя, откровенно говоря, значительного перевыполнения доходной части не ожидается. Если до второго полугодия мы ничего не сможем сделать, то у нас остаётся один выход — направить соответствующие обращения в Кабинет Министров и Верховную Раду. Тем более что подобные проблемы существуют не только у нас, но и по всей стране.
Бюджетная политика: иди сюда — стой там!
Коллизия с финансированием детсадов заставляет лишний раз сделать вывод: мы живём в стране абсурда. Смотрите, что получается. Соблюдение формульной методики Министерства финансов приводит к тому, что расходы на систему образования не обеспечивают даже минимальных её потребностей. Понимая это, райсовет предусматривает в бюджете более высокие ассигнования, однако всё равно «натыкается» на предписание прокуратуры, которая со своей стороны руководствуется не расчётами Минфина, а нормами действующего законодательства. Таким образом, требования двух органов государственной власти — Минфина и прокуратуры — противоречат друг другу! Но и это ещё не всё. Рассматривая позицию прокуратуры, райсовет вынужден ориентироваться на новое направление политики центральной власти — концепцию оптимизации бюджетных учреждений. А оптимизация ставит вопрос жёстко: хватит раздувать расходы — пора «адаптироваться» к тем деньгам, которые есть. В результате крайним оказывается орган местного самоуправления. Возникает дилемма «в стиле» русской сказки: налево пойдёшь — коня потеряешь, направо пойдёшь — убитым будешь, а прямо — какой-нибудь Соловей-разбойник или Змей Горыныч…
При этом, похоже, никто не желает прислушиваться к голосу тех людей, которых оптимизация касается в первую очередь. К примеру, директор Котловинской школы Прасковья Долапчи, высказывая своё мнение по данной проблеме, привела простые и понятные аргументы:
- Нельзя экономить на учреждениях образования! Если в городе дети могут пойти в музыкальную школу, спортивную секцию, центр детского творчества и другие внешкольные заведения, то во многих сёлах такой возможности нет. Значит, школа остаётся единственной организацией, которая реально работает с сельскими детьми, занимается их интеллектуальным развитием и нравственным воспитанием. Если мы потеряем и этот очаг культуры, то о снижении детской преступности и других негативных явлений среди подрастающего поколения и речи быть не может.
КСТАТИ
Питание детей в детских садах Украины регламентируется отдельной инструкцией, утверждённой Министерством здравоохранения и Министерством образования в 2006 году. В соответствии с этим документом, дети должны принимать пищу в строго установленное время, с интервалами в 3-4 часа. Во время оздоровительного периода предусмотрен второй завтрак в виде фруктов и соков, которые выдаются на прогулке. Распределение пищи по калорийности на протяжении дня должно быть следующим: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник и ужин — по 20%.
Мясные блюда должны готовиться 4 раза, творожные и рыбные — 2-3 раза в неделю. Перед обедом детям следует давать свежие овощи или соления (морковь, лук, чеснок, помидор, огурец) в количестве 10-50 г для повышения аппетита и лучшего усвоения еды. Консервы мясные, рыбные и овощные могут использоваться как исключение при отсутствии мяса, рыбы, свежих овощей, но только после их термической обработки при приготовлении первых и вторых блюд. С целью обеспечения детей витамином С необходимо проводить обязательную С-витаминизацию блюд. За организацию проведения С-витаминизации отвечают руководитель, повар и медицинский работник заведения. В условиях осложнения эпидемической ситуации дополнительную витаминизацию необходимо проводить с октября или с момента возникновения угрозы распространения инфекционных заболеваний.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.041Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |