![]() |
|
![]() |
![]() |
Что знают сегодняшние одесские школьники о Великой Отечественной войне, бушевавшей на нашей земле? На каких примерах следует их воспитывать? Вопросы не из простых.
Для людей старшего поколения, немногих оставшихся ветеранов Великой Отечественной, не существует ничего более важного и значимого, чем память о том суровом времени. Память о Победе.
Это был самый главный опыт в их жизни, самый важный, самый горький и радостный.
Сегодняшние дети не знают той войны. Все меньше остается рядом с нами тех, кто с оружием в руках отстаивал будущее своих детей и внуков. Учителя в школах рассказывают о Великой Отечественной в основном посредством сухих цифр и фактов: в бою таком-то погибли столько-то сотен или тысяч человек…
Откуда знать сегодняшним мальчишкам и девчонкам, на которых ежедневно с экранов телевизоров льются реки фальшивой крови, привыкшим подражать героям боевиков и компьютерных игр, что их прадедушки и прабабушки были более мужественными и самоотверженными, чем мускулистые киношные супермены... И вот уже можно услышать от любопытных «почемучек» вопрос: а кто победил в той войне? Что с них взять. За сухими цифрами, формальными цитатами и застывшими монументами не разглядеть живых лиц, пролитой крови, искалеченных жизней, разрушенных семей, не понять, как досталась победа, какой ценой.
Но оказывается, понять, через что пришлось пройти народу-победителю, можно и без назидательных нравоучений, а уроком мужества может стать хорошая драматургия и ее театральная постановка.
Театр «Буффон», созданный более двух лет назад на базе частной школы «Ника-м», подготовил новый, вполне современный авторский спектакль, премьера которого назначена именно на 9 мая. В нем школьники, учащиеся пятых—восьмых классов, рассказывают взрослым, а не наоборот, свою историю, свое видение далеких огненных лет Великой Отечественной войны. Интересно, что спектакль «Жди меня, жди» поставлен по пьесе одесситки, которую в ее тридцать лет никак к зрелому поколению не отнесешь, и которая о войне знает тоже из книг и рассказов старших.
Саша Лосева никогда не мечтала быть актрисой. В детстве думала стать биологом, как мама. Но когда в школе начались уроки биологии и химии, поняла, что к таким «жертвам» не готова. Писала по-детски стихи. Занималась музыкой по классу гитары. С четырнадцати лет увлеклась авторской песней, начала писать музыку на свои стихи, выступать на сцене. А потом в ее жизни появился театр.
— Мне было лет шестнадцать-семнадцать, когда после концерта в Доме ученых ко мне подошла женщина и пригласила в детскую литературно-артистическую школу «Литаврия» работать с детьми. С этого все и началось. Женщину звали Наталья Александровна Романовская. Так я попала в мир, в котором литература, поэзия, искусство, отношение к миру с точки зрения чести и достоинства, были возведены в ту степень, которой очень не хватало в реальной жизни.
Многие мои друзья говорили, глядя на нас, что мы живем в нереальном мире. Но этот мой новый мир, школа «Литаврия» и театр «Девять муз», в котором я сыграла свои первые роли, был, пожалуй, реальнее и нравился мне больше, чем тот, в котором я жила раньше. И центром, ядром этого мира была Наталья Александровна, собравшая вокруг себя молодых ребят, влюбленных в музыку, литературу, творчество.
Не оставила Саша своих увлечений и когда получила фундаментальное филологическое образование, окончив Одесский государственный университет И.И.Мечникова. Параллельно с театром пела, сначала одна, затем в группе «Вереск». А потом создала свой коллектив — группу «Честные люди». И уже приступив к педагогической деятельности, вместе с Наташей Кондратьевой, тоже воспитанницей «Литаврии», организовала школьный театр под названием «Буффон». Александра Лосева — режиссер-постановщик театра. А чемпионка Европы и дважды чемпионка Украины по бальным танцам Наталья Кондратьева — хореограф-постановщик.
— Сначала я вела в школе студию бальных танцев, а Саша — факультатив по мифологии, — рассказывает Наталья Кондратьева. — Позже возникла идея создать школьный театр. Возраст юных артистов — от десяти до четырнадцати лет. Все они танцуют, хореография, пластика движения у них естественно переплетается с драматургией. Наши дети раскованы, они не боятся быть смешными.
«Жди меня, жди» — уже четвертая постановка в нашем театре. Первой в 2009 году стала буффонада «Английский кавардак» по произведениям Алана Милна и Роберта Бернса. В основу второго — «Когда гром грянет» — легли сюжеты славянской мифологии о боге Перуне и Кие-кузнеце. Третий спектакль «Яблоко раздора» — это юмористическая переработка известного древнегреческого мифа с неожиданным финалом.
Мы давно задумали поставить спектакль о войне. Но брать готовую известную пьесу не хотелось. И Саша решила написать ее сама.
— Пьеса возникла из музыки, случайно оброненных фраз, — говорит Александра Лосева. — Начав ее писать, я уже не могла ни на что другое отвлекаться, пока не дописала. Писала с опухшими от слез глазами. Двадцать печатных листов мелким шрифтом писала три дня, когда в голове уже все сложилось. Выходила из комнаты и ревела, душили слезы. Потом, читая пьесу, плакала Наташа. Затем дети. Это пьеса о том, как в жизнь подростков, почти сверстников наших юных артистов, беспощадно врывается война, как она меняет их мироощущение.
Начало действия пьесы — второе июня 1941 года, время экзаменов в школах. Все кажется безоблачным. Но с началом войны жизнь юных героев пьесы кардинально меняется. Родители, старшие братья и сестры уходят на фронт. В первые же дни войны погибает отец главной героини. Девушка скрывает от младшей сестренки, что отец уже никогда не вернется. Многие ее одноклассники, ребята-подростки, сбегают на фронт. А она остается с младшими детьми. Но главное действие происходит в душах ребят.
— Только когда каждому был роздан текст пьесы, ребята, которым предстояло на сцене сыграть подростков, на чью юность выпали ужасы войны, стали задумываться, задаваться вопросами, переживать, — рассказывает А.Лосева. — У нас проходили психологические беседы, мы разбирали, что творилось в душе их героев, как бы они сами поступили в той или иной ситуации.
На первых репетициях юные артисты переживали настоящий шок. С большим трудом они входили в сюжетную канву пьесы, в далекое прошлое, которое оказалось не таким уж и далеким.
Соня Большан:
— Александра Анатольевна давно хотела поговорить с нами о войне и, наконец, придумала как. Моей прабабушке девяносто один год. Она мне много рассказывает о той войне. Но совсем другое дело, когда ты вживаешься в роль.
Надир Алун:
— Мой прапрадедушка был летчиком, он участвовал в Сталинградской битве и остался в живых.
Максим Батхин:
— А мой прадедушка погиб уже после окончания войны. Он с солдатами вошел в какой-то дом. Дом был заминирован немцами...
Война коснулась и семьи руководителей школьного театра «Буффон».
Наталья Кондратьева:
— Мой дедушка, отец папы, погиб на войне. Мой отец, которого назвали в честь него Николаем, его никогда не видел. Дед был ранен, его спрятали в деревне в одном из домов. Фашисты потребовали его выдать, в противном случае пообещали расстрелять всех жителей этой деревни. Дед вышел сам, и был расстрелян…
Александра Лосева:
— Меня тема войны всегда интересовала, брала за душу. Может, оттого, что мой прадед, отец бабушки, прошел всю войну, воевал в разведывательной роте. Был контужен, попал в штрафбат. Но вернулся, чудом уцелел.
Премьера спектакля «Жди меня, жди» пройдет в актовом зале школы. А потом артисты «Буффона» планируют дать несколько спектаклей на выезде для ветеранов войны.
…А в светлый праздник Победы 9 Мая давайте вспомним и поблагодарим тех героев, которые пока еще рядом с нами. И подарим цветы идущим навстречу ветеранам. В этот день они выглядят такими молодыми в своей старательно отутюженной старенькой военной форме с блестящими орденами и медалями на груди.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |