![]() |
|
![]() |
![]() |
Рассказ о том, как украинская чиновничья рать пытается «кинуть» российского инвестора на огромную сумму
А начиналось все так славно
Эта история берет свое начало еще в те годы, когда все мы жили в одном великом государстве — СССР. Тогда еще никто открыто не собирался разбегаться по национальным хуторам, а руководители разных рангов занимались, в основном, интересами общества и подъемом благосостояния народа. Живым тому примером стала правительственная программа по переселению специалистов, отработавших положенный срок по добыче и транспортировке углеводородов, а также их семей с Крайнего Севера на Большую землю, в южные регионы страны. И не только на словах, но и на деле эта программа внедрялась в жизнь. Именно тогда и состоялась встреча двух деловых людей — тогдашнего руководителя Овидиопольского района Одесщины Виктора ДУКОВА и генерального директора производственного объединения «Уренгойгазпром» Рима СУЛЕЙМАНОВА. Между северянами и южанами давно существовали деловые взаимоотношения: газодобытчики оказывали овидиопольцам финансовую и материальную помощь, подкидывали селянам горючее, подавали в населенные пункты «голубое топливо». Деловые связи крепли еще по одной причине: в свое время из Овидиополя на север переселился целый отряд украинских специалистов по строительству дорог. Более тысячи человек выехало тогда в Тюменскую область на заработки.
Естественно, при очередной встрече вышеназванных деловых людей родилась идея: перевести взаимоотношения двух сторон в правовое поле на основе договорных обязательств. В результате переговоров родился договор за № 20 от 7 июня 1989 года. Исполнительный комитет Овидиопольского районного Совета народных депутатов, который в то время возглавлял Николай Хоменко и управляющий трестом «Уренгойгаздорремстрой» производственного объединения «Уренгойгаздобыча» Мингазпрома СССР Константин Цеханович подписали очень важный документ. Об этом, кстати, свидетельствует уровень подписавших его ответственных чиновников: генерального директора ПО «Уренгойгаздобыча» Р. Сулейманова, заместителя министра газовой промышленности СССР Л. Рафикова, первого заместителя председателя Одесского облисполкома А. Бутенко. Этим документом предусматривалось следующее: исполком брал на себя обязательство оформить государственный акт отвода земельного участка площадью 15 гектаров в селе Сухой лиман под строительство жилого поселка газодобытчиков на 200-250 семей, а также оказывать всяческую помощь в оперативном решении проектирования и строительстве жилья, согласования технических условий подключения коттеджей к инженерным сетям. У газодобытчиков были свои обязательства: после оформления акта отвода земельного участка приступить к строительству и финансированию жилого поселка, передать в аренду Овидиопольскому району полный комплект асфальтобетонного завода. Солидные обязательства брали северяне и по улучшению социальной сферы села Сухой Лиман. Предусматривалось, в частности, возведение клуба, детского садика, магазина, школы, расширение местной АТС.
Деловых и обязательных людей всегда и во все времена отличало одно фундаментальное качество, сформулированное в краткой формуле: договор — дороже денег. Когда-то по этому принципу жили многие, в том числе и фигуранты нашего повествования. Овидиопольский исполком, как и обещал, в том же 1989 году по распоряжению Совета министров УССР за № 374-р от 27.10.1989 года закрепил за Уренгойским ремонтно-строительным дорожным трестом «Уренгойгаздорремстроем» в бессрочное и бесплатное пользование 13 гектаров земли для строительства жилых домов в Сухом Лимане.
Я так подробно остановился на двух этих основополагающих документах, поскольку, по прошествии нескольких лет они не только оспариваются отдельными официальными и неофициальными лицами. Но, что самое главное — ими осуществляются попытки сделать вид, будто бы этих документов вообще не существовало в природе. Но об этом позже, а пока вернемся к хронологии событий, имевших место, как в Сухом Лимане, так и в Овидиополе.
«Финансовый дождь» над Сухим лиманом
Как и следовало ожидать, северяне, получив на руки Государственный акт на отвод земли под застройку уренгойской деревни в Сухом Лимане, начали выполнять свои договорные обязательства — финансировать строительство домов коттеджного типа. Для этого был определен генеральный подрядчик, которым стал одесский «Облдорстрой». На строительных площадках закипела работа, а село Сухой Лиман, как вспоминают его жители, получило реальную надежду вырваться из должников в доноры. Многие из его обитателей, особенно строители, получили и работу, и стабильную заработную плату. На прилиманье обрушился настоящий «финансовый ливень»: деньги от газовиков поступали на сооружение основных объектов и на создание социальной инфраструктуры. Параллельно с планировкой и насыпкой земли на стройплощадках под коттеджи, шла прокладка газопровода. Приведу небольшую выдержку из письма председателя Сухолиманского сельского совета А. Еврачева на имя управляющего трестом «Уренгойгаздорремстрой» К. Цехановичу: «Сухолиманский сельский совет народных депутатов просит Вас вместо выделения средств на строительство детского сада, школы и клуба принять долевое участие в строительстве газовых сетей низкого давления к сельской школе и детсаду в селе Сухой Лиман; приобрести для сельского совета необходимую оргтехнику. А также изыскать средства для приобретения сельским советом легкового автомобиля». Датировано это письмо 1 сентября 1996 года. Надо отметить, что эта просьба руководителя сельсовета была исполнена незамедлительно.
Подобных просьб-писем, новых контрактов, договоров подряда в те годы была подготовлена добрая дюжина: среди них на строительство газопровода в селе Прилиманское, о долевом участии в прокладке высоковольтной линии, водопровода и ряде других сложных затратных объектов. Хочется особо отметить, что уренгойские инвесторы ни одного раза не подводили подрядчиков. Они своевременно и в полном объеме финансировали строительство согласно проектно-сметной документации. Все это вместе взятое позволяло быстрыми темпами возводить объекты: окрестности села Сухой Лиман стали одной большой строительной площадкой. Тут работа кипела и днем, и ночью.
Этому в полной мере способствовало еще и постановление Кабинета министров Украины «О мерах по обеспечению в 1993 году поставок в Украину и участии украинских предприятия и организаций в освоении Западно-Сибирского нефтяного комплекса», подписанного премьер-министром Украины Леонидом Кучмой.
Вслед за этим постановлением Кабмина Украины появилось еще одно, подписанное премьер-министром Е. Звягильским. В пункте 7 этого постановления записано: «Правительству республики Крым, областным государственным администрациям содействовать выделению земельных участков под застройку объектов на территории Украины, осуществлению их строительства, а также обеспечить передачу жилья, сооруженного в соответствии с соглашением между правительством Украины и правительством Российской Федерации от 18 января 1994 года, в собственность акционерного общества «Газпром» для заселения его работниками газовой промышленности, проработавшими в районах Крайнего Севера десять и более лет».
В постановлениях прямо указывалось: местным органам власти обеспечить строительство, выкуп жилья для граждан, которые работают и живут в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса при возвращении на родину, и имеющих право на украинское гражданство.
Увы, но российские предприятия Западно-Сибирского нефтегазового комплекса с гораздо большей прилежностью, нежели наши, выполняли эти постановления.
Об этом факте, в частности, красноречиво свидетельствуют цифры, приведенные Р. Сулеймановым — генеральным директором ООО «Газпромдобыча Уренгой», направленные им в адрес уже нового руководства Овидиопольского района — председателя госадминистрации Натальи Чегодарь и председателю сельского совета Александру Стелюку. Он пишет: «В 1990-1998 годах на развитие инфраструктуры села и района в соответствии с постановлением Кабмина Украины структурным подразделением нашей организации — трестом «Уренгойгаздорремстрой» перечислено 17 миллионов гривен, кроме того, на нужды поселкового совета — 100 тысяч гривен». Эти средства пошли исключительно на инфраструктурные преобразования села: организацию пункта скорой помощи, долевого участия в строительстве линии электропередачи, прокладку газопровода высокого давления. Району были также переданы на 3 миллиона гривен (безвозмездно) — техника, ГСМ, строительные материалы. Такова сумма спонсорской помощи, не считая капиталовложений на строительство уренгойской деревни с инженерными сетями, водо-газоподводкой, строительством асфальтированной дороги и многими другими объектами. По самым скромным подсчетам, начиная с момента заключения известного нам договора № 20, в его реализацию россиянами-северянами уже вложено, в общей сложности, около 70 миллионов гривен.
Одна из моих сельских собеседниц, услышав такую цифру инвестиций, за голову схватилась и произнесла: «Так на такие деньги пешеходные дорожки в нашем Сухом Лимане золотом должны быть покрыты!».
И она была недалека от истины. Средства нефтяников, поступившие в район, использовались не самым лучшим образом: назвать действия местных чиновников не целевым использованием средств, значит, сказать очень мягко. Одно перечисление объектов, возведенных в районном центре Овидиополь, лишь частично приоткроет занавес к тайне «финансовых махинаций алхимиков». На деньги российского инвестора в Овидиополе построен комплекс правосудия, где разместились и милиция, и прокуратура, и суд. Рядом с этим зданием красуется Дворец спорта, чуть дальше — административное здание с налоговой инспекцией, а еще выше — районная больница, где долевое участие в их сооружении брали инвесторы с Крайнего Севера.
Сегодня в нашей жизни происходят самые разные метаморфозы разного рода пертрубации: одна власть меняет другую, и каждая последующая все грехи тенденциозно списывает на предшественников. Но самая опасная та власть, которая в предыдущие годы не состояла в «обойме», участвующей в дележе, так называемых «откатов», больших «дармовых средств». И еще одна примета нашего времени: там, где крутятся большие деньги, там всегда находятся «специалисты», которые «замордуют», загонят в патовую ситуацию любую, даже самую высокую идею, самые добрые намерения и поступки. Как в нашем случае: с момента подписания известного нам договора № 20 прошло уже более двадцати лет, а уренгойская деревня на юге Украины так и не достроена и до сих пор не смогла принять своих земляков.
Почему? Об этом в следующих публикациях.
Продолжение следует
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |