ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
В случае особого периода
18.05.2011 / Газета: Деловая Одесса / № 19(410) / Тираж: 16000

Недавно в Верховной Раде Украины был зарегистрирован интересный документ — правительственный законопроект № 8442 о финансовой системе Украины в особый период, который определяет принципы мобилизационной подготовки, организации и управления финансовой системой Украины в особый период. Инициирован законопроект был Кабинетом министров Украины.

Самое главное — централизация управления

Объясняется появление такого законопроекта беспокойством правительства страны тем, что в стране отсутствуют правила работы банковской и бюджетной систем на случай введения военного положения. Кстати, аналогичный документ был предложен правительством еще в конце 2005 года, но его тогда так и не рассмотрели...

Согласно тексту законопроекта, разрешается «в особый период» направлять в госбюджет валютные резервы Нацбанка, а также депозиты населения и предприятий. Но этот тезис — только верхушка айсберга. Ниже — целый комплекс неясностей и вопросов, связанных с отсутствием в документе четкого механизма, сроков и объема возвращаемых сумм.

Законопроект гласит, что финансовая система Украины в особый период — это «организационно-правовое объединение средств бюджетной и банковской систем, небанковских финансовых учреждений, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, являющихся объектом государственного регулирования органами управления финансами, которое осуществляется с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах в особый период».

При этом органами управления финансами является Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, Государственная налоговая служба Украины, Государственная финансовая инспекция Украины, Государственная казначейская служба Украины, Национальный банк Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, органы местного самоуправления, обеспечивающие соответственно своей компетенции реализацию единой государственной финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной, налоговой политики, направленной на привлечение финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей государства в особый период.

Основными принципами организации управления финансами в особый период являются:

1) централизация управления;

2) усиление государственного регулирования финансовой деятельности государственных целевых фондов, банков, небанковских финансовых учреждений, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, фермерских хозяйств и граждан;

3) обеспечение поступления максимальной суммы средств в государственный и местные бюджеты и аккумулирование кредитных ресурсов в банках;

4) поиск новых источников пополнения финансовых ресурсов и их привлечение для удовлетворения потребностей государства в них в особый период;

5) введение жесткого режима экономии финансовых ресурсов;

6) перераспределение финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов с целью сокращения суммы расходов, непосредственно не связанных с удовлетворением потребностей государства в финансовых ресурсах в особый период;

7) эффективное использование имеющихся в государстве финансовых ресурсов, в том числе кредитов международных организаций и иностранных государств, а также средств, предоставленных за счет международной помощи, в интересах обороны государства;

рациональное распределение государственных финансовых ресурсов в соответствии с определенными приоритетами и потребностями особого периода;

9) усиление платежной дисциплины.

Согласно законопроекту, источниками формирования финансовых ресурсов, привлекаемых для удовлетворения потребностей государства в особый период, являются средства:

1) государственного и местных бюджетов;

2) государственных целевых фондов;

3) банков и золотовалютного резерва Украины;

4) небанковских финансовых учреждений;

5) предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и фермерских хозяйств;

6) граждан.

Нацбанк — на особом положении

Последняя версия документа существенно расширяет полномочия Нацбанка. После объявления мобилизации или военного положения регулятор, в частности, сможет выполнять функции депозитария госбумаг, запрещать со дня наступления особого периода проведения банковских операций, связанных с перечислением средств в национальной и иностранной валюте за пределы Украины, кроме случаев, связанных с удовлетворением потребностей государства в особый период. А также Нацбанк принимает решение об ограничении выплаты процентов и возврата средств с вкладных (депозитных) счетов физических лиц на время действия особого периода (вводит мораторий на выплату банковских депозитов).

Он же определяет совместно с Кабинетом Министров Украины банки, которые привлекаются к финансированию потребностей государства в особый период. Осуществляет контроль за перечислением средств клиентов на единый текущий счет, который открывается для каждого клиента одним из банков, которые привлекаются к финансированию потребностей государства в особый период и определяет особенности организации работы банков и субъектов хозяйствования с целью бесперебойного удовлетворения потребностей национальной экономики в наличных средствах;

Кроме того, предложенным документом предусмотрено, что для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах в особый период могут привлекаться кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, средства от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем и мировом рынках капитала, средства из других источников государственного заимствования, а также средства, предоставленные за счет международной помощи.

По мнению авторов, реализация акта будет способствовать созданию правовых основ функционирования финансовой системы в особый период.

Многое могут и изъять...

А теперь — самое интересное...

На протяжении действия особого период правительство имеет право самостоятельно:

а) увеличивать ставки налогов,

б) ликвидировать налоговые льготы, предоставленными

в) монополизировать лотерейный бизнес, чтобы при помощи государственных лотерей аккумулировать средства в бюджет,

г) 100% централизовать поступление бюджетных средств в центральном бюджете, оставив местным бюджетам только право получать трансферты из центрального бюджета,

д) получать от небанковских финансовых организаций информацию о всех финансовых активах,

е) устанавливать процент изъятия части средств предприятий и граждан в пользу государства, которое будет оформляться государственными ценными бумагами,

ж) объявить мораторий на изъятие вкладов из банков и нефинансовых учреждений как для граждан так и для предприятий,

з) отказаться от поддержки и кредитования Фонда гарантирования вкладов населения,

и) отказывается от обслуживания государственного долга страны, накопленного на момент введения особого периода,

к) запретить международные переводы из Украину за рубеж как через банки так и через международные платежные системы,

л) обязатель банки и небанковские учреждения кредитовать только государственные компании.

При этом законопроект определяет, что информация о состоянии бюджета и межбюджетных отношениях является государственной тайной и не подлежит разглашению.

По мнению многих экспертов, данный документ имеет множество аналогий в других странах мира. Однако «украинский вариант» при этом все же имеет одно — но существенное! — отличие. В случае принятия, данный закон устанавливает мораторий на возврат депозитов физлицам — их деньги изымаются на нужды государства. Конфискованные средства граждан будут включены в государственный долг, но норма о том, что после окончания «особого периода» их вернут вкладчикам «в полном объеме», из законопроекта исчезла. Вместо этого говорится о гособлигациях. Однако подобный опыт наши соотечественники уже имели. И закончился он весьма плачевно для их собственников. В 1961 году все эти облигации были обменяны на рубли по совершенно грабительскому курсу.

Многие юристы полагают, что этот документ нуждается в доработке, так как право собственности гарантируется Конституцией. Закон должен прописывать правила заимствования и возврата средств, потому что если их будут отдавать через 20-50 лет, то инфляция их полностью обесценит...

Автор: Олеся ОЗАРИНСКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту