![]() |
|
![]() |
![]() |
Коммерческие интересы госпредприятия «Дельта-лоцман» и Одесского порта, нехватка мощных буксиров и другого вспомогательного флота предопределили возникновение серьезного инцидента и гибель лоцманского катера.
1 5 мая 2011 г. лоцманская служба государственного предприятия «Дельта-лоцман» обеспечивала завод контейнеровоза RHL FIDELITAS (флаг — Либерия) к причалу № 2 Одесского МТП. В 07.08 во время швартовой операции судно навалилось на причал № 1 и стоящее у этого причала лоцманское судно «Скорый». В результате этой аварии «Скорый» затонул и было разрушено 10 м причальной стенки. Члены экипажа лоцманского судна чудом остались живы.
По оценкам опрошенных tbu.com.ua специалистов, ущерб для порта составляет около $7 млн, а для ГП «Дельта-лоцман» -$3 млн (стоимость «Скорого». — Ред.). Также, по мнению экспертов, основная причина аварии — отсутствие надлежащего уровня безопасности по швартовке крупнотоннажных судов, который должны были обеспечить администрация порта и ГП «Дельта-лоцман».
Так, согласно требованиям Обязательного постановления по ОМТП, в порт могут заходить суда с максимальной длиной 240 м. Этот контейнеровоз имел длину 294 м. Для приема таких крупнотоннажных
судов администрации порта необходимо было задействовать дополнительные мощности буксирного флота. Во время подхода контейнеровоза к причалу его машины не отработали «назад», а мощности трех буксиров («Гранит», «Булат» и «Патриот») для своевременного погашения инерции не хватило. Суммарная мощность этих трех буксиров составляет 1 3 тыс. л .с, но для постановки судов такого водоизмещения, как RHL FIDELITAS, по мнению опрошенных нами экспертов, необходимо не менее 17 тыс.л.с. Правда, проблема в том, что только два года назад и только три крупнейших порта начали штучные закупки новых мощных буксиров.
В свою очередь, администрация ГП «Дельта-лоцман» не обеспечила надлежащую работу и взаимодействие всех служб (лоцманской службы, Службы регулирования движения судов и лоцманского судна), которые должны были быть задействованы в безопасной швартовке крупнотоннажного судна. Как стало известно tbu.com.ua, лоцманское судно «Скорый» стояло у причала № 1 в непосредственной близости от места предполагаемой стоянки контейнеровоза. Администрация ГП «Дельта-лоцман» не дала своевременную команду «Скорому» отойти от места швартовки контейнеровоза. Впрочем,«Скорый» и не смог бы быстро освободить причал из-за сбоев автоматики (двигатель не запустился в экстренном режиме). И вообще, это судно из-за технических неполадок в течение года так и не смогло полноценно приступить к работе.
Напомним, что лоцманское судно «Скорый» было закуплено в конце 2008 г. Причем оно имеет один главный двигатель, что значительно снижает его маневровые качества и безопасность его использования для лоцманов и экипажа (во всем мире
лоцманские суда, работающие в морских портах, имеют два главных двигателя). А катера типа «Скорого» (построен в Эстонии из норвежских комплектующих) используются в относительно комфортных условиях фьордов Норвегии.
Вечером 1 5 мая «Скорый» был поднят и поставлен на причал. Визуальный осмотр подтвердил, что полностью разрушена кормовая часть корпуса и винторулевая группа, алюминиевый корпус получил значительную деформацию. Из-за затопления морской водой автоматика и кабельные трассы вышли из строя. Как стало известно, это лоцманское судно не было застраховано, что не позволит получить компенсацию от владельцев контейнеровоза, и убытки понесет государство.
Любопытно также, что этот катер был закуплен в Эстонии по цене в три раза выше, чем стоят его аналоги на европейских верфях. Причем отнюдь не с алюминиевыми корпусами и с двумя двигателями.
Цитата из пресс-релиза Минтранс-связи двухлетней давности: «Катер «Скорый» типа Baltic-180 производства судостроитель-
ного завода «Baltic Workboat AS» (Эстония) был прирбретен ГП «Дельта-лоцман» в конце 2008 г. Судно построено по современным европейским стандартам, которые позволяют эксплуатировать его длительное время практически без технического обслуживания».
В Интернете удалось выяснить, что «судостроительный завод», на котором был построен «Скорый», расположен в рыбацком поселке Насва на эстонском острове Са-аремаа. И работает на нем, согласно словам члена правления Baltic Workboats Map-гуса Ванаселья, «60 жителей Эстонии — электрики, сборщики, сварщики. Вдобавок есть бригада сварщиков из Украины из пяти человек. Часть инженеров по строительству судов мы выучили из конструкторов, окончивших Технический университет, а часть -это проектировщики судов, окончившие Финский университет».
Возникает также вопрос — почему «Дельта-лоцман» заказывает катера на «судостроительном заводе» в Эстонии, а не помогает создавать рабочие места в Николаеве или Керчи? Причем заказывает в три раза дороже, нем в Голландии и пять раз дороже, чем это бы стоило в Украине?
Эта авария еще раз напомнила о необходимости проведения реформ в морской отрасли и особенно в области обеспечения безопасности судоходства. Государственная система организации безопасности судоходства не структурирована и сильно зависит от коммерческих интересов, нет соответствующего внимания со стороны государства к сохранению и подготовке специалистов, что снижает компетентность кадрового состава надзорных органов и служб по обеспечению безопасности мореплавания.
Фото: forum.od.ua
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |