ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Простые» вопросы не так уж и просты…
21.05.2011 / Газета: Юг / № 32(15875) / Тираж: 122306

Недавно «Инфоксводоканал» распространил информацию о том, что компания начала использовать в своей работе новую технологию обеззараживания питьевой воды. Суть метода заключается в том, что вместо жидкого хлора теперь применяется менее вредный гипохлорит натрия. Первым объектом для внедрения такой очистки стала старейшая городская водонасосная станция «Главная» (Бассейная, 5).

По мнению специалистов «Инфоксводоканала», замена хлора на гипохлорит натрия полностью обезопасила процесс обеззараживания питьевой воды. И это немаловажно — в воде не чувствуется характерный запах хлора.

Сразу замечу, что к теме о качестве питьевой воды «Юг» обращался не раз. В марте этот вопрос обсуждали экологи — участники «круглого стола» в ИА «МОСТ-Одесса», и в статье «Питьевая вода: кто виноват и что делать?» («Юг» за 2 апреля) были приведены разные мнения по этому поводу.

На информацию «Инфоксводоканала» об изменении технологии обеззараживания воды одесситы отреагировали неоднозначно. Одни называют это несомненным технологическим прогрессом, другие не ждут от новшества ничего хорошего. По мнению первых, отказ от применения взрывоопасного жидкого или газообразного хлора повышает безопасность людей как работающих на станции «Главная», так и живущих поблизости от нее, и это, безусловно, является прогрессом. Многие одесситы задают простые вопросы: а нам-то что от этого? Станет ли вода более качественной? Можно ли ее будет пить прямо из-под крана без кипячения и дополнительной фильтрации?

Вот тут-то и выясняется, что «простые» вопросы не так уж и просты. Гипохлорит натрия как вещество, содержащее хлор, «всеобщим доверием» не пользуется. Мало того, по мнению некоторых ученых, любезно согласившихся ответить на наши вопросы, воздействие этого вещества на человеческий организм во много раз опаснее, чем воздействие хлора. Выявить последствия этого воздействия можно будет только спустя годы. «Это такой себе маленький Чернобыль»,

— сказал один ученый.

И еще. Сторонники и противники новой технологии обеззараживания воды сошлись во мнении, что технология хлорирования самая дешевая. И потому самая распространенная в мире.

Итак, обо всем по порядку. Водонасосная станция «Главная» на сегодняшний день обеспечивает водой центральную часть города, «Черемушки» и жилмассив Таирова. На ней опробуют новую технологию, после чего, спустя некоторое время, применят на поселке Котовского.

К слову скажу, жители центра города, узнав о нововведении из СМИ, позвонили в редакцию и выразили свое удивление: дескать, как же так? Знать не знали и ведать не ведали, что с декабря прошлого года живут, можно сказать, на «экспериментальной» территории, так сказать, без предварительного уведомления.

— В любом случае выбора у нас нет, монополист будет делать то, что посчитает нужным, но о его планах и действиях хотелось бы узнавать заранее, а не спустя время, — сказала по телефону наша читательница. — Я понимаю, что планы крупной компании никоим образом не нарушат возражения отдельных горожан, но предварительное общественное обсуждение новых экспериментов было бы признаком хорошего тона и уважения к потребителям.

Ничего не скажешь — читательница права: информационной «раскрутки» эксперимента действительно не было, а среди участников мартовского «круглого стола» на тему качества питьевой воды мы не заметили представителей «Инфоксводоканала».

Пресс-секретарь филиала «Инфоксводоканал» Елена Милова, комментируя новшество, сказала:

— Процесс хлорирования воды никто не отменял, но его качество теперь будет на порядок выше. Изменена технология: вместо жидкого хлора мы стали использовать для обеззараживания воды гипохлорит натрия. Это вещество, в отличие от жидкого хлора, менее вредное, и в случае аварийной ситуации на водонасосной станции «Главная» совершенно безопасно для местных жителей. Хлор же взрывоопасен, и потому в целях безопасности людей вокруг станции столько пустого пространства.

По информации «Инфоксводоканала», новая система разработана в Германии, она полностью автоматизирована, приборы контроля поддерживают заданную дозу раствора, проводится постоянный анализ воды и количества химикатов в ней. Затраты предприятия на внедрение новой технологии составили семь с половиной миллионов гривень.

Вопрос: что заставило компанию именно сейчас внедрять новую технологию, ведь о взрывоопасности хлора известно еще со дня основания водопровода? Меры безопасности — большая территория санитарной зоны — предусмотрены, и тем не менее…

Сначала в пресс-службе «Инфоксводоканала» ответили, что технологию изменили во исполнение предписания областной санэпидемстанции. Но в облСЭС эту информацию опровергли, никаких, дескать, предписаний на этот счет они не выдавали, и новшество является инициативой самой компании. Позже, когда довелось побывать на станции «Главная», выяснилось, что технологию меняли по предписанию МЧС в Одесской области. Теперь этот документ якобы хранится в отделе охраны труда.

— С каждым годом требования к нашим хлораторным станциям ужесточаются, — сказал главный технолог компании Владимир Гольцов, — появляются новые нормативные документы. Согласно им, на объектах, где используется хлор, необходимо проводить реконструкцию. В частности, ужесточилось требование, касающееся территории так называемой санитарной зоны. Теперь жилые дома и объекты бытового назначения, например, автотрассы, должны быть удалены на сто пятьдесят метров от хлораторной, если хлор хранится в баллонах, и на пятьсот метров, если в контейнерах. Опробовать технологию решено было на станции «Главная». Санитарная зона здесь нормальная, но есть другие водонасосные станции, где расстояние не выдержано из-за приблизившегося строительства. Там придется проводить реконструкцию и применять новую безопасную технологию.

По словам Владимира Гольцова, обеззараживание гипохлоритом натрия обойдется компании дороже, чем обеззараживание хлором:

— Затраты на приобретение гипохлорита натрия в два—два с половиной раза выше, чем затраты на приобретение хлора, а одна тонна хлора на сегодняшний день стоит около шести тысяч гривень. Мы вынуждены идти на это ради безопасности людей.

Согласно имевшейся на тот момент информации, гипохлорит натрия должен был бы вырабатываться непосредственно на станции методом электролиза поваренной соли, но на самом деле компания пока применяет товарный гипохлорит, а следовательно, транспортирует и хранит его в специальных контейнерах. В перспективе планируется собственное его производство. Проект по реконструкции и внедрению новой технологии разработан Одесским центром современного проектирования.

В первом номере профильного журнала «Водоснабжение, водоотведение» опубликована статья Владимира Гольцова и кандидата химических наук начальника лаборатории филиала «Инфоксводоканал» Анатолия Полищука. Статья так и называется: «О внедрении гипохлорита натрия для обеззараживания питьевой воды на хлораторных ВНС «Главная» Одессы». Только читатели «Юга» ее вряд ли читали.

На вопрос, улучшится ли качество воды после применения новой технологии, Анатолий Полищук ответил так:

— И да, и нет. «Нет» в том смысле, что в гипохлорите натрия содержится хлор. «Да» — потому что технология позволяет уменьшить погрешность дозирования реагента. Дозировать гипохлорит легче, чем газообразный или жидкий хлор. Следовательно, с уменьшением погрешности дозирования, а это достигается путем автоматизации процесса, в воде после дезинфекции не останется излишнего реагента. По сравнению со старой технологией, качество воды улучшается в разы.

Заведующий кафедрой прикладной экологии Одесского государственного экологического университета профессор Тимур Сафранов оценивает новую технологию как несомненный технологический прогресс, поскольку отныне вероятность взрыва хлора будет исключена — гипохлорит натрия не взрывоопасен.

— Вам известно, что хлор в первую мировую войну использовался как оружие, — сказал он. — Если говорить о качестве воды, то очистка ее нормальная. Из Днестра вода поступает на станцию «Главная», а затем, уже очищенной и продезинфицированной, к потребителям. Проблемы начинаются с распределительных сетей. Они ветхие, в них скапливается слизь и ржавчина. К сожалению, канализационные трубы в городе тоже ветхие.

Профессор кафедры технологии питьевой воды академии пищевых технологий Татьяна Стрикаленко, в марте принимавшая участие в работе «круглого стола», была несколько удивлена тем, что гипохлорит так быстро внедрили «в нашу жизнь».

— Я не сторонница хлора, и не противница гипохлорита, и не Дон-Кихот, — сказала она. — Бороться с ветряными мельницами и агитировать людей за гипохлорит натрия не стану. Во-первых, в гипохлорите присутствует хлор, и от этого никуда не деться. Во-вторых, это мода. Вначале была мода на хлор, теперь мода на гипохлорит натрия. Моду я не комментирую. Да, гипохлорит хорош тем, что не нужна обширная санитарная зона, но мне кажется, что мы пытаемся копировать Россию. Два года назад в Москве собирались обеззараживать воду гипохлоритом натрия и даже планировали строить завод по его производству. Теперь они от этого отказываются. Недавно в Интернете появилось интервью с руководителем московского водоканала Станиславом Храменковым по этому поводу.

С Татьяной Стрикаленко мы общались по телефону. Она привела несколько примеров из «Таблицы побочных продуктов дезинфекции», опубликованной в третьем издании «Руководства по обеспечению качества питьевой воды», изданном Всемирной организацией здравоохранения.

По ее словам, уровень вредных и канцерогенных веществ, оставшихся в воде после дезинфекции гипохлоритом, выше, чем после дезинфекции хлором. Причем почти в десять раз.

Преподаватель кафедры прикладной экологии Одесского национального политехнического университета профессор Николай Шалимов считает, что хлор и вещества, содержащие его, причиняют большой вред организму человека.

— Издавна в нашем городе было очень сложное положение с водой. Можно понять «Инфоксводоканал»: хлором или веществом, содержащим хлор, они убивают болезнетворные бактерии и в случае острой необходимости применяют повышенную дозу этих реагентов, но тем самым они убивают в воде все живое. Вода становится «мертвой». Накопленные канцерогенные вещества, попадая в наш организм, нарушают работу печени, меняют хромосомный аппарат человека. Это сказывается на нашем будущем, — сказал Николай Шалимов. — А потом мы удивляемся, откуда берутся онкологические заболевания, почему дети рождаются с патологиями? Увеличением дозы хлора в воде можно, например, исключить возникновение холеры, но это обязательно вызовет другие заболевания.

Применение гипохлорита натрия можно рассматривать как промежуточную стадию на пути улучшения подготовки воды, но в дальнейшем надо переходить на внедрение новых экологически безвредных микробиологических и биотехнических методов очи-стки и обеззараживания воды. Это применение различных катализаторов, озонирование, ионизация или обработка ультрафиолетом. Конечно, это дорого, но наше здоровье дороже.

Поиски ответа на простой вопрос, что ждет одесситов в случае замены хлора на гипохлорит натрия, привели меня в Одесскую областную санэпидемстанцию.

— Как санитарный врач могу сказать, что в том и другом случае основным действующим веществом является активный хлор, и кардинальных изменений в процессе дезинфекции воды не происходит, — сказала врач отдела коммунальной гигиены Елена Швалова. — Для персонала, работающего на хлораторных станциях, жидкий хлор более опасное вещество, так как он взрывоопасен, и там должны постоянно проводиться мероприятия превентивного характера, чтобы не допустить аварийных ситуаций. Гипохлорит в этом плане значительно безопаснее, поскольку это просто водный раствор. Нормативными документами допускается его использование в качестве дезинфектанта на водонасосных станциях, но есть определенные ограничения по применению. В Одессе он используется впервые, и опыта работы с ним у нас еще нет.

Учитывая, что мы ведем постоянный контроль над качеством воды параллельно с «Инфоксводоканалом», у нас появится определенная наработка. Возможно, изменятся органолептические показатели — цвет, вкус, запах. Основные нарекания одесситов — на запах из водопроводных труб, на осадок в воде. И если от исходного качества речной воды (Днестра. — Авт.) запах зависит, то осадок — это показатель качества наших водоводов. Надо не забывать, что вода из Днестра проходит по трубам больше шестидесяти километров. На многих участках трубам более ста лет. Осадок в воде может образоваться вследствие ремонтных работ, возможно, даже наших соседей.

По словам Елены Шваловой, исследования по бактериологии проводятся раз в неделю, а по химии — раз в месяц. Наблюдение ведется пять месяцев. По истечении года можно будет сделать вывод: изменилось ли что-то в воде или нет.

На вопрос, можно ли пить воду прямо из-под крана, санитарный врач ответила:

— Вода соответствует государственным санитарным правилам «Питьевая вода», которые вступили в действие в конце прошлого года. Воду из крана пить можно, но в наше время вариантов использовать другую воду для питьевого режима много. Это и доочищенная вода, и бюветная, и бутилированная.

Качество бутилированной воды контролируется отделом гигиены питания облСЭС. Надзору подлежат и сами производства бутилированной воды. В домашних условиях в открытом виде бутилированная вода может храниться в течение срока, указанного на этикетке, и за этим надо строго следить. Конечно, кипятить можно и бутилированную воду, но соляной состав при кипячении из воды исчезнет, а обессоленная вода не приносит пользы ни взрослым, ни детям.

Мы попытались донести до читателей то, что нам удалось узнать о новой технологии хлорирования воды, которую, повторюсь, начали внедрять пять месяцев назад на значительной территории нашего города. Остается только надеяться, что когда-нибудь нас также неожиданно осчастливят технологиями обеззараживания воды, полностью исключающими применение хлора. Правда, скептики скажут, что это из области фантастики, но помечтать-то можно…

Автор: Елена УДОВИЧЕНКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту