ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Международный скандал «стоимостью» в десятки миллионов гривен
25.05.2011 / Газета: Слово / № 20(938) / Тираж: 14515

Окончание рассказа о том, как украинская чиновничья рать пытается «кинуть» российского инвестора на огромную сумму

В предыдущих публикациях на данную тему речь шла о следующем. По взаимной договоренности руководителей Овидиопольского района Одесщины и газодобытчиков из российского Уренгоя в селе Сухой Лиман была затеяна большая стройка: возведение домов коттеджного типа для украинских специалистов, отработавших на добыче «голубого топлива» на Крайнем Севере. Отметим, что договор сторонами был заключен еще в советские времена. Но вот в Украину пришла независимость, и начатая стройка, финансируемая российской стороной, стала чахнуть, а затем и вовсе была приостановлена. В результате сотни семей наших земляков, работающих в трудных сибирских условиях, так и не смогли переехать на Родину. А на самой стройке и вокруг нее начал разгораться конфликт интересов. Заказчик-инвестор пытался закончить начатое дело, а местные чиновники вооружились «революционной» идеей: признать все объекты, стоимостью в десятки миллионов гривен в Уренгойской деревне «майном громади». То есть, говоря простым языком, местная чиновничья рать попыталась завладеть де-юре и де-факто российским имуществом и недвижимостью. В таких ситуациях, дабы выиграть время и «войну» в целом , инициаторы подобных «темных дел» затевают «долгоиграющие» судебные тяжбы. Не стал исключением и наш случай:

Позиция неверующего Фомы

...Первая встреча в Сухом Лимане у меня была с Людмилой Гециной — секретарем Сухолиманского сельского совета. Именно от нее я впервые узнал о том, что местная сельская власть напрочь отметает и не признает важный документ — Государственный акт на право пользования землей, выданный за номером 031751 уренгойскому ремонтно-строительному дорожному тресту «Уренгойгаздорремстрой». Точно такую же позицию занял и председатель Сухолиманского сельсовета Александр Стелюк. Во время личной беседы он утверждал, что вышеназванная «бумага» не имеет юридической силы.

Как мне стало известно, данной проблемой занималась и прокуратура Овидиопольского района. В частности, старший следователь этого ведомства Игорь Чечеткин во время расследования уголовного дела, возбужденного против председателя Сухолиманского сельсовета Александра Стелюка писал в своем запросе: «В связи с возникшей необходимостью: прошу сообщить, выдавался ли Овидиопольским исполнительным комитетом согласно распоряжению Совета министров УССР №374-р от 27.10.1989 года Государственный акт на право постоянного пользования землей за №031751, который был зарегистрирован в книге записей Государственных актов». Этот запрос направлялся в конце 2009 года в адрес отдела земельных ресурсов в Овидиопольском районе. Из земельного ведомства последовал ответ: да, действительно, Государственный акт на право постоянного пользования землей был зарегистрирован и выдан уренгойскому ремонтно-строительному дорожному тресту «Уренгойгаздорремстрой» в 1989 году в селе Сухой Лиман под строительство. С целью признания этого акта недействительным Сухолиманский сельсовет в прошлом году обращался и в административный суд. Но и тот отказал в удовлетворении жалобы сельсовета.

Совсем другой оказалась ситуация с решением Сухолиманского сельского совета в отношении передачи незавершенных строительных объектов «местной громаде». Сначала Чугуевский административный городской суд Харьковской области, а затем апелляционная инстанция этого суда в составе коллегии признала несправедливыми действия Сухолиманского сельсовета и отменила злополучное решение №23, отметив отсутствие серьезной аргументации при рассмотрении дела.

Возможно, правовой нигилизм, отсутствие юридической чистоты при принятии решений Сухолиманским сельским советом можно списать на недостаток в нем квалифицированных специалистов в области права. Но вот действия чиновников более высокого ранга, о которых речь пойдет дальше, наводят на мысль: жажда завладеть чужой недвижимостью в Уренгойской деревне у них настолько велика, что на законы нашей страны (и на ее международный престиж!) им, похоже, наплевать.

Подлежит отмене?

Ярким примером игнорирования действующего законодательства могут стать факты создания упоминавшейся в предыдущих публикациях инвентаризационной комиссии Овидиопольской райадминистрации по проверке правильности использования земель в селе Сухой Лиман. Тех самых земель, что в свое время были переданы в постоянное пользование северянам и на которых, за счет последних, были возведены жилые постройки. Сомневаюсь в том, что Наталья Чегодарь — бывшая председатель Овидиопольской райадминистрации и ее юридическая служба не знали, либо на время забыли, что в инвентаризационную комиссию, которую они создавали с коллегами, законодательство предписывает всегда включать и собственника земли, а также имущества. (В нашем случае — представителей газодобытчиков Крайнего Севера, являющихся полноправными хозяевами недостроенных домов). Этого, однако, сделано не было. Подобную же юридическую ошибку совершает и другая Государственная комиссия в процессе приема в эксплуатацию первого жилого дома в Уренгойской деревне. Как она могла принимать его в эксплуатацию, если у нее не было даже проектной документации?!

Нечто подобное с юридической точки зрения происходило и в государственной налоговой инспекции при подготовке искового заявления в суд по признанию собственности северян бесхозным имуществом, к дележу которого пыталась подключиться и эта государственная служба. Специалисты-юристы, проанализировавшие этот судебный иск, пришли к неутешительным выводам. Во-первых, закон Украины «О государственной налоговой службе» не содержит в себе норм, с помощью которых налоговая инспекция может признавать имущество (в нашем случае строения) бесхозным и передавать его государству, а тем более, обращаться с иском по такому поводу в суд. Во-вторых, порядок и основания приобретения права собственности определены Гражданским кодексом Украины, в том числе и признание бесхозным имуществом, а не налоговым законодательством. Выходит, что налоговая служба превысила свои полномочия, выйдя за уровень своей компетенции, осуществив действия, которые не имеют нормативно-правового регулирования.

Тем не менее, судья Овидиопольского районного суда Владимир Кочко вопреки Постановлению Верховного суда Украины № 2 от 12.06.2009 года «О применении норм гражданского законодательства при рассмотрении дел в судах первой инстанции» принимает иск налоговой инспекции к производству. При этом служитель Фемиды не обратил внимания еще на один факт: «спорное» имущество — незавершенные строительные объекты — принадлежит зарубежному предприятию. А в таких случаях действует статья вторая Гражданско-процессуального кодекса, точнее, ее 1-й и 3-й пункты. На основе которых гражданское судопроизводство осуществляется на основе Конституции Украины, названного кодекса и Закона Украины «О международном частном праве».

Напомним, что дело в суде по иску налоговой инспекции было принято к производству в начале 2009 года, а заявление российской стороны о его прекращении, как противоречащего нормам нашего права, по неизвестной причине затягивалось. Но все эти судебные изощрения и «хитрости» были лишь цветочками. «Судебные ягодки» «созрели» чуть позже.

«Уникальный инвестор»

Расшатать, а то и полностью уничтожить договоренности между российской и украинской сторонами пытались не только администрация района, налоговая инспекция, Сухолиманский сельский совет, представители Фемиды, но и отдельные «аферисты-самоучки», вроде некоего Игоря Марчевского.

Я встретился с ним — этим «инвестором» — «легендой стройплощадки Уренгойской деревни». Он производит впечатление серьезного собеседника. А вот поступки и действия его назвать адекватными рука не поднимается. И вот почему. В свое время у Марчевского, якобы появились в личном пользовании (откуда — неизвестно) огромные деньги. По договоренности с неким Константином Чернявским — директором малого предприятия «Золотой скиф», а по совместительству — аферист, он словно бы начал «вкладывать» их в строительство коттеджей близ села Сухой Лиман. По словам Марчевского, он, якобы, передал миллионы гривен, нажитые «непосильным трудом» лично вышеупомянутому Константину Чернявскому.

Во время нашей беседы я спросил у Марчевского: «И вы что, не брали у Чернявского расписок?». Последовал ответ: «Нет. Не брал». При этом между моим вопросом и ответом собеседника пролегла «театральная» пауза. Знающие люди позже говорили мне, что господин Марчевский никаких денег, конечно же, никому не передавал. Все было намного проще: Игорь Марчевский сначала «сотворил» договор подряда, затем договор инвестиций, чуть позже — договор купли-продажи. Однако все эти документы очень сильно страдали отсутствием юридической чистоты, проще говоря, являлись «липовыми». И созданы с единственным расчетом — отхватить у российского инвестора «жирный кусок» недвижимости вместе с землей. Но: не получилось. Потому, что во многих «бумагах», вышедших из-под пера Игоря Марчевского и его сподвижников, следователи милиции нашли массу «технических ошибок». Как пишет старший следователь следственного управления ГУМВД Украины в Одесской области полковник милиции Галина Ровенко: «Неустановленное следствием лицо изготовило поддельный официальный документ — договор № 1 об инвестировании строительства жилья от 11 ноября 2004 года, заключенного между ООО «Перспектива» в лице директора Бондаренко Н.В. («Перспектива» — полномочный представитель российского инвестора на строительстве Уренгойской деревни) и гражданином Марчевским И.А.». Кстати, именно благодаря этому сфальсифицированному договору 18 коттеджей должны были перейти в собственность последнего. Подпись Бондаренко, по заключению специалиста — поддельная. Управляющий трестом «Уренгойгаздорремстрой» Константин Цеханович, подпись которого тоже стоит под этим злополучным договором, в момент его «подписания» и вовсе находился от Одесской области за тысячи километров — в Уренгое.

О том, что этот «договор» чистой воды подделка, Цеханович и его коллеги, чтобы отстоять законные права на российскую собственность, пытались рассказать в суде, а также дать другие свидетельские показания. Но Овидиопольский суд не соизволил их даже выслушать. Зато судом с особым пристрастием выслушиваются и удовлетворяются требования противоположной стороны. К примеру, 4 марта 2009 года в отсутствие собственника, не имея совершенно никакого заявления представителя ГНИ о наложении ареста на все 108 объектов незавершенного строительства Уренгойской деревни, суд, в нарушение законодательства, инициировал (якобы в интересах налоговиков) подобное решение самостоятельно! Неслыханный случай в истории мировой юриспруденции!

Проблема окончания строительства Уренгойской деревни, как и намеревались местные чиновники, практически загнана в угол. Формально — наложением судом ареста на незавершенные строительные объекты. В таких случаях шахматисты говорят — патовая ситуация. К тому же, суд первой инстанции в Овидиопольском районе — а конкретно судья Владимир Кочко — не смог развязать тугой узел противоречий, в котором переплелись всевозможные правонарушения, конфликты интересов, поддельные и фальшивые документы:. В его «портфеле» по этому делу находились пять исков гражданского судопроизводства, поданых сторонами этого спора. Параллельно следователями милиции ведется расследование дела по факту подделки документов, о чем мы писали выше. Другими словами, стороны спора «утонули» в судебных разбирательствах и, судя по «оперативности» Овидиопольского суда, процесс этот может затянуться на долгие годы. В условиях наложенного судом ареста на недостроенные объекты, они просто-напросто могут превратиться в груды никому ненужного мусора. Этого допустить ни в коем случае нельзя: слишком большую цену придется заплатить и российскому инвестору, и украинским семьям, для которых строится эта Уренгойская деревня, за ложную «принципиальность» и сомнительное, даже подозрительное упорство наших чиновников. Уже сейчас, мне думается, сторонам конфликта надо бы отозвать из суда свои исковые заявления и сесть за стол переговоров. Причем, без всяких предварительных условий!

Post Scriptum

Стало известно, что судья Владимир Кочко подал самоотвод по рассмотрению исков, объединенных в одно производство по описанному выше конфликту.

Автор: Виктор ВЕПРИК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.030
Перейти на повну версію сайту