ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Лидер экономики Украины… Как стать лидером без поддержки государства, и даже вопреки тому, что оно вытворяет с селом?..
28.05.2011 / Газета: Час пик / № 21(525) / Тираж: 5000

Если бы по аналогии с людьми, у агропредприятий были гены, то у ООО «Батькивщина» они от колхоза «Родина», образовавшегося после распада в 1983 году крупнейшего в Ширяевском районе Одесской области колхоза «Украина». Через несколько лет, приближаясь к айсбергу под названием реформа, «Родина» не потонула как «Титаник», а преобразовалась в КСП «Колос» и затем, потеряв еще часть земель, обрела нынешнее название, и не только сохранилось, но и получило серьезное развитие.

Во многом, и прежде всего, это заслуга члена Народной партии, руководителя местной организации Народной партии, директора хозяйства Владимира Петровича Володивщука.

Наряду с растениеводством здесь не сбросили «ношу», от которой освободилось большинство предприятий — животноводство. Более того, сделали его племенным. Но здесь, видимо, сыграл свою роль и личностный фактор: директор — зоотехник не только по образованию, но и по призванию…

Объект национального интереса

Это для нас, городских, все коровы на одно лицо. По-иному на них смотрят профессионалы. К примеру, когда директор «Батькивщины» просил сфотографировать «вот этих трех» бычков, и именно тех поросят, на которых указывал, чувствовалось: он своих сразу узнает, если снимки подменить чужими, скажем, из интернета.

Что еще отличает настоящих профессионалов от обычных специалистов, так это гордость, которую они не скрывают, представляя на обозрение те же отборные «модели» породистого стада, те же идеальные поля или посевы, к которым они лично причастны. Вот и руководитель «Батькивщины» признается, что сохранил и стал развивать отрасль скорее для себя, как хобби.

Но уже к 2002 году вывели отрасль на иной масштаб. Обрели статус племенного репродуктора чистопородного южно-украинского мясного скота. Эта уникальная порода выведена методом скрещивания нескольких высокопродуктивных пород (Шароли, Герефорды, Зебу) на маточное поголовье красной степной породы.

Начинали селекцию с десяти чистопородных телочек и двух быков. Постепенно покрывая нетелей, увеличивали поголовье. Сейчас оно составляет 350 голов, из них более 100 — маточное стадо.

До 2005 году держали и молочных коров. Но из-за нерентабельности производства молока и отсутствия кадров, решили сосредоточиться только на мясном направлении. Стоит отметить, что новому предприятию не пришлось строить коровники и базы. Во многом благодаря прежнему руководству, здания не разрушили и не растащили. Еще одним важным фактором сохранения животноводства директор считает особенности земель «Батькивщины». Из 2200 гектаров около 500 га — это склоны. И если на них не выращивать кормовые культуры, можно не получить и зерновые, которым нужны хорошие предшественники.

В настоящее время ООО «Батькивщина» входит в Ассоциацию мясного скотоводства Украины. И его директору часто приходится выезжать на заседания в Киев, что дает возможность общаться с коллегами, узнавать законодательные новшества. В частности, на очередном из них, где присутствовал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины, шел разговор о постановлении Кабмина о дотациях. Согласно этому документу, в этом году на каждую мясную корову в товарном производстве предусмотрено по 600 грн. дотаций, на племенных репродукторов — по 1000 грн., а на животных племенных заводов — по 1800 грн. Возобновлены также дотации за сданное мясо — 1,5 грн. по КРС и 1 грн. — за свинину. Сейчас предприятие готовит необходимые документы, и надеется, что обещанное не останется на бумаге.

Эти меры, считает Владимир Петрович, что называется, назрели. Животноводство во все времена было сложной отраслью, которая не дает такой отдачи, как растениеводство. Бесспорно, что те, кто сегодня поставил точку на животноводстве, живут легче.

И это их право. Но ведь дефицит мяса и молока, покрываемый импортом, напрямую связан со здоровьем нации.

Владимира Петровича этот вопрос начал беспокоить еще в 2000 году. Надежды на правительство не оправдались, поэтому своих коллег он хорошо понимает: кто же будет производить натуральное молоко по 2 гривны, если порошковое стоит — 9? К тому же сейчас все хотят быстро получать отдачу от своих денежных вложений, а в животноводстве на перспективу надо от трех до пяти лет работать. Да и без помощи извне здесь обойтись трудно.

Давно поняв это, за рубежом отрасль хорошо дотируют. У нас больше говорят, чем делают.

Те же проблемы в свиноводстве. В «Батькивщине» держат около 400 голов свиней. Увеличивать поголовье не стремятся. Акцент сделали на содержание трех популярных пород — Дюрок, Ландрас и Украинская белая крупная.

Хрюшкам неплохо живется, особенно малышам: уход за ними, как за домашними. На фермах чисто, поддерживается необходимая температура и зимой, и летом. Кормление, по научному, солидное — до 8 единиц в рационе, 6 — в составе только одного комбикорма. В совокупности это и дает положительный результат. Мясо охотно закупают перерабатывающие предприятия, с которыми заключены стабильные договоры. Заказчикам очень удобно, что такой большой ассортимент мяса сосредоточен в одном хозяйстве. Продают продукцию не ниже 14 грн. за килограмм, и все же цена оставляет желать лучшего.

И дело, и хобби…

Между тем, Владимир Петрович застал времена, когда отрасль в стране процветала и лозунг «Животноводство — ударный фронт!» точно отражал ситуацию. Ежесуточные сводки по надоям и приростам свидетельствовали о растущей динамике. Да, были планы, был жесткий спрос, масса отчетов, но партия все держала под контролем, и был порядок. Может, поэтому Владимир и выбрал профессию зоотехника, хотя с таким же успехом мог стать и агрономом. Родом он из соседнего Савранского района. Вырос в сельской семье, отец работал комбайнером, мать в поле звеньевой. В детстве, как и всей детворе, приходилось сорняки на колхозном поле тяпать, за домашней живностью ухаживать. Но неприязни к труду не возникло. В колхоз «Родина «Ширяевского района он попал после института в 1987 году. Успел получить жилье, которое полагалось тогда молодым специалистам. Повезло! Ведь у начинающего зоотехника уже была семья. Повезло еще раз: освоиться на практике помогла Ольга Трофимовна Собко, главный зоотехник. Новичок с первых дней понял, что только на институтских знаниях далеко не уедешь.

А ей хватало времени и терпения подсказывать специалисту, помогать избегать ошибок.

Вскоре, вместе с опытом, Владимир Петрович унаследовал и ее должность — принял поголовье КРС в две тысячи, из них 600 — дойное стадо.

Это была ежедневная и кропотливая работа, без перерывов и выходных, ведь хозяйство тогда входило в десятку лучших в районе, а это напрягало и морально: во что бы то ни стало надо было удержать передовые позиции. А поскольку в любом районе все кадры у начальства на виду, то не удивительно, что перспективный специалист оказался на службе в управлении сельского хозяйства. Для кого-то это повышение, но Володивщук после активной деятельности в хозяйстве, долго не мог найти себя в новой должности. На три года его словно вырвали из родной стихии. Но он и там не изменил профессии и призванию: за такой короткий период работы на госслужбе открыл и организовал работу двух племенных ферм в своем районе.

А в это время его родной колхоз переживал реорганизацию. Переход в другую форму собственности повлек разброд и шатание в коллективе.

Выразив недоверие руководившему на тот момент председателю, люди единогласно проголосовали за Володивщука. Для него это было поистине неожиданно. Но, если честно, то повоевать за хозяйство и за людей, которые друг другу знакомы, как родственники, хотелось. Поэтому он и взял управление новым предприятием в свои руки.

И хотя была возможность создать сразу частное предприятие, избрали форму общества с ограниченной ответственностью с десятью учредителями.

Как это зачастую бывало и в других коллективах, со временем количество учредителей сократилось и сейчас это пять единомышленников.

Начинали работу с чистого листа.

Облегчало дело то, что основные фонды сохранились. Но они требовали обновления, а средств на это не было. К тому же, и наследственный долг в 800 тысяч гривень висел тяжелым ярмом. К счастью, 350 из них государство списало. Как уже говорилось, еще и животноводство надо было поить, кормить себе в убыток.

Всю надежду возлагали на урожаи.

Однако и эта отрасль была в запущенном состоянии. Половина площадей не вспахана, не засеяна. Из техники на ходу лишь один трактор «Т-150».

Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают: с коллективом удалось выйти из тупикового положения. В первом же году погасили долги и начали подъем к тем достижениям, о которых сейчас свидетельствуют многочисленные награды коллектива и его руководителя. В частности, директор удостоен ордена «Звезда экономики Украины», сертификата «Руководитель года 2010», а предприятие — звания «Лидер экономики Украины 2010». Специалисты: главный инженер Николай Иванович Матющенко, главный бухгалтер Лилия Викторовна Татарчук, заведующий животноводческим комплексом Валентин Федорович Антонюк — награждены медалью «Звезда экономики Украины».

Цена… Не в радость нам она!

За высокими наградами стоит труд всего коллектива и скрупулезный расчет во всех отраслях, которым занимаются в хозяйстве специалисты — от главного агронома до главного экономиста. К каждому полю здесь подходят индивидуально. В зависимости от степени плодородности почв вносят туда всего необходимого по максимуму. Хорошо работают с предшественниками.

Если сегодня посеешь многолетние травы, через три года получишь тот же эффект, словно внес туда 40—50 тонн навоза, настолько земля обогащается азотом, рассказывают в хозяйстве. Но и «натуральной» органикой тоже подкармливают землю, каждый год, внося по 2000‑3000 тонн. Кстати, еще одно благо от животноводства! Не экономят и на микро-макроэлементах, стимуляторах роста и, конечно, неукоснительно соблюдают севооборот. Все это в комплексе позволяет добиваться до 35‑45 центнеров урожайности зерновых культур. А ведь средний балл здешней земли составляет 43, то есть, природная урожайность — 15‑16 центнеров. В «Батькивщине», выходит, получают в два раза больше!

Однако рентабельность зависит не только от урожайности культур, но и от реализации. А цены на сельхозпродукцию в стране переменчивы как весенний ветер. Например, в позапрошлом году первыми в районе убрали ячмень, а цены на него не было. Продали весь по 780—800 грн., а через некоторое время цена поднялась до 1500—1800 грн. Потери ощутимые, а главное, обидно, что все это происходит с завидным постоянством, словно по режиссуре сверху. С пшеницей в прошлом году ситуация была лучше. Но снова только для тех, кто, как в «Батькивщине», смог придержать урожай и продать позже.

Апрель, а предприятие еще заканчивает продавать продовольственную пшеницу. На мировые цены ориентироваться все равно не приходится. На пшеницу они сегодня доходят до трех тысяч гривень. В Украине же, комментирует Владимир Петрович, наивысшая цена за второй класс 2150 грн., а в период массовой уборки и вовсе давали 1000 грн. за тонну.

Для страховки от таких ценовых колебаний, кроме традиционных культур, сеют и другие, например, кориандр, горчицу, которая в позапрошлом году дала 250 процентов рентабельности за счет цены. Гречку не выращивают, она требует влаги, а земли «Батькивщины» находятся в засушливой зоне, на границе между степью и лесостепью и осадки здесь редкость. Есть еще одна культура, которую сеют из-за специфики доставшихся предприятию земель. А именно, неплодородных угодий, которые раньше использовались под стихийную свалку. Расчистив ее, на песках посеяли рожь. А что делать?

Выходить из положения надо, ведь за аренду этой «пустыни», предприятие обязано платить большие деньги. Один пай здесь составляет 20 гектаров.

Кстати, со всеми 400 пайщиками, складываются нормальные отношения.

Выплаты каждый год производятся вовремя. Предприятие первым в районе распаевало земли, оформило государственные акты и стало выплачивать по 3 процента дивидендов.

Хорошая техника — деньги бережет

К выбору технологий обработки земли подходят также с учетом их особенностей. В основном это традиционная вспашка и минимальная обработка. Около 500 га каждые четыре года обрабатывают глубокорыхлителем или плугом, снимая «подошву» и запахивая бурьяны. Нулевую же технологию считают неприемлемой для их зоны. К этому выводу Володивщук пришел после посещения семинаров в Кировоградской области, где ее сейчас активно пропагандируют. Тем не менее, сеялку фирмы «John Deere» под нулевую технологию приобрели, и работают на ней по минимальной. В хозяйстве отдают ей должное. Считают, что с отечественными «С‑З» она не сравнится: «это машина, которая работает!». Есть и другие импортные сеялки, румынские СК-12, чешский европак, пропашная сеялка «John Deere», которые выравнивают почву на определенную глубину, французский мульчитель, перетирающий пожнивные остатки кукурузы, подсолнечника, рапса. После него используют измельчитель и потом лущильник. Затем сеют, в общем, делают минимум три операции, а расходуют топлива в два-три раза меньше — 25‑40 литров на гектар. «Благодаря качеству техники», — уточняет директор. Учитывая специфичность земель (склоны) приобрели мощные тракторы «Беларусь2022», 4 трактора «Т-150», комбайны «CLAA S», «Мега-218». Но в сезон на помощь два, а то и три комбайна нанимают: приобретение собственных считают невыгодным вложением.

В целом, техпарк с 2000 года перевооружили на 90 процентов. Техника и инвентарь стали более мощными, что позволило в растениеводстве обходиться десятью механизаторами. И это максимум. «А минимум при такой технике на 2000 гектарах — 4 человека», — считает Владимир Петрович.

Следует отметить, что кредитами здесь не злоупотребляют. В редких случаях прибегают к разумной помощи банков, хотя их условия трудно назвать разумными. Отношение директора «Батькивщины» к ним критическое.

Особенно, если наши ставки сравнивать с мировыми, говорит он. И вообще, Европейский Союз из бюджета дотирует сельское хозяйство на 50 процентов, а многие мои коллеги, и я в их числе, уже не о низких процентах и дотациях мечтаем, а о том, чтобы государство нам просто не мешало, мы даже в таких условиях выживем, рассуждает Володивщук.

В прошлом году кредит брали на короткий срок, а вот на долгосрочный купили немецкий опрыскиватель за полмиллиона гривень. Он оправдывает себя, особенно, если им управляет толковый специалист. А таких на предприятии около пятидесяти.

За 11 лет коллектив менялся, но половина стабильно работает со дня основания.

Сколько можно испытывать терпение людей?!

И молодежь в их числе. В прошлом году на должность главного агронома пришел сын Владимира Петровича — Дмитрий. Интересно, что с выбором будущей профессии он определился сам и после окончания Одесского сельхозинститута пришел на помощь отцу. Самое главное, что ему нравится своя работа. Дмитрий вникает во все нюансы, и не стесняется, если что-то не понятно, советоваться с другими специалистами. Еще важно то, что Дмитрий очень любит свой поселок, хотя в каждый удобный момент едет в Одессу — дискотеки, любимая девушка — дело-то молодое…

В семье Володивщука есть еще и старший сын, он решил идти своим путем — закончил академию связи, с семьей живет и работает в Одессе. Недавно подарил родителям первого внука. Артемом назвали. Поэтому они частые гости их «городского» дома.

«Человек должен как хорошо работать, так и хорошо отдыхать» — такой точки зрения придерживается Владимир Петрович. До недавнего времени он любил активный отдых — футбол, лыжи. Но в прошлом году получил серьезную травму колена на сложном горнолыжном спуске. И на полгода вышел из строя, даже празднование десятилетия предприятия пришлось перенести. Но сейчас директор не переживает, если что, ему есть на кого положиться.

Европейские страны руководитель посещает в основном с деловой целью. Мечтает побывать во Франции на семинаре по мясному скотоводству, так как считает французов профессионалами в этой области. Кстати, одна немецкая компания предлагала однажды «Батькивщине» установку комплекса по производству молока на 1000 голов. Общая стоимость проекта составляла 5 миллионов евро. Но из-за нестабильного законодательства в Украине, французы отказались от этой идеи.

К Польше у Владимира Петровича отношение особое. В 1979 году проходил там службу в армии и видел, как страна постепенно развивалась. А недавно, в составе делегации Одесской области, был там на выставке вина, где свою продукцию представляла и Украина. Всякий раз, возвращаясь на Родину, он испытывает чувство обиды за свой народ и свою державу. 44 процента мирового запаса чернозема — наши! Владеем несметным богатством, можем заполнить своей продукцией весь продовольственный рынок мира, — размышляет руководитель стабильного предприятия на Одесчине. — Но вместо того, чтобы идти к этой цели, 20 лет все что-то делим, распределяем, причем, непонятно в чьих интересах. Скоро начнем землю продавать.

Процесс еще более сложный, чем распаевание. Володивщук уверен, что эта процедура надолго притормозит развитие сельского хозяйства и села в целом.

Государство постоянно придумывает какие-то препятствия для селян, считают и другие специалисты «Батькивщины». Спрашивается, сколько можно испытывать людей? Не секрет, говорит Владимир Петрович, в стране начался второй этап распределения земли, скупка ее латифундистами и объединениями. Многие села окончательно вымрут. «После укрупнения останутся только районные центры», с болью за рядовых тружеников мелких предприятий предрекает руководитель предприятия, не зря носящего такое патриотическое название — «Батькивщина».

«Нива»

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту