![]() |
|
![]() |
![]() |
Американский «Анцио» спас одесситов и стрелял по Ливии, а на «Тернополе» служил экс-священник
На второй день международных учений «Си бриз» командование маневров устроило для журналистов экскурсию на наш и американский корабли. Первыми нас принимали в гостях янки. Крейсер «Анцио» — одна из самых мощных боевых единиц флота заокеанской державы. Он оснащен суперсовременной боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и ракетами разного типа, способными уничтожать подлодки, другие корабли, самолеты и даже сбивать баллистические ракеты.
В Одесском порту смертоносный гигант стоял в кольце из боновых заграждений, а перед уходом из гавани (крейсер отчалил сразу после того, как мы сошли на берег) его днище проверили водолазы. Как выяснилось, все это — меры предосторожности против возможных диверсантов.
Свое название корабль получил в честь события времен Второй мировой — высадки союзников в итальянском порту Анцио (1944-й год). «Это была очень тяжелая битва, перед которой нацисты выпустили плакаты, чтобы запугать наши войска. На плакатах был изображен берег Италии, череп и слова «Мертвая голова» (игра слов: военный термин «береговой плацдарм» по-английски звучит как «бич хэд», «пляжная голова», — Авт.). Но мы победили, хоть и с большими жертвами. С тех пор «мертвая голова» — символ того сражения. Такие слова и череп есть на флаге нашего крейсера», — рассказывает командир ракетоносца Джон Дери. Кстати, за этот самый череп экипажи других кораблей прозвали ребят с «Анцио» «пиратами».
Это вдвойне забавно, если учесть, что после Одессы крейсер посетит Грузию, а затем отправится к берегам Сомали — сражаться с тамошними корсарами. Опыт борьбы с преступностью на море у корабля есть. В 2009-м «Анцио» был флагманом международной антипиратской эскадры и даже задержал возле Омана лодку с 4 тоннами гашиша в трюме. Специалисты оценили груз дурман-травы в $28 млн!
Вообще, послужной список у этого относительно нового корабля (спущен на воду в 1993-м) впечатляет. В частности, «Анцио» выпускал ракеты по саддамовскому Ираку и совсем недавно — по сторонникам Каддафи в Ливии. А три года назад американские моряки... спасли одесских яхтсменов, которые терпели бедствие в 700-х км от Бермудских островов.
«Яхта вовсю текла, запасов еды оставалось на 3 дня, один из ваших земляков был болен. Если бы мы не подоспели вовремя, они бы погибли», — вспоминают офицеры крейсера.
Самое трудное в их деле, по словам «пиратов», бороться со скукой — ведь боевые корабли иногда проводят в океане по 100-200 дней. «Мы смотрим фильмы и слушаем музыку, играем в компьютерные игры, посещаем тренажерный зал. А по воскресеньям устраиваем пикники на вертолетной палубе, но без алкоголя — он на флоте запрещен, даже пиво. Сейчас вот думаем свое радио организовать с ди-джеями, музыкой и корабельными новостями», — рассказал нам старшина 2-й статьи Ролан Свейн. Еще развлекаются, подшучивая друг над другом. Например, на одном из сложенных в стопочку шлемов мы усмотрели надпись «Ит шит нау» — «Съешь г…но сейчас». Как объяснили нам американцы, шлем предназначен для замешкавшихся во время тревоги: кто последним добежит до стопки, тому веселая деталь снаряжения и достанется.
На «Анцио» служат 350 человек, в том числе 8 женщин. В понедельник иностранные гости побывали на берегу. Одесса им очень понравилась. Капитан Дери даже шутит: мол, боялся, что не все вернутся на родной корабль. «Я познакомился с двумя девушками, обменялся телефонами и электронной почтой. У меня в Штатах уже есть подруга, но она не ревнивая», — признался нам один из матросов.
На «Тернополе»: «Мы можем топить даже атомные подлодки»
Вторым пунктом нашей экскурсии стала гордость украинских ВМС — противолодочный корвет «Тернополь» (этот тип кораблей натовцы называют ласково «Гришей»). Он, конечно, не такой большой, как американский крейсер, но тоже вполне современный – шутка ли, единственный корабль, построенный с нуля в независимой Украине! Красавец бороздит моря, пугая врагов, всего 5 лет. И пугать, надо сказать, ему есть чем: корвет вооружен до зубов. Торпедами, пушками (одна из них, установка АК-176, сбивает даже американские «Томагавки» и «Гарпуны»), ракетами и глубинными бомбами.
«Мы можем топить любые вражеские подлодки, даже атомные», — с гордостью говорит командир «Тернополя» Григорий Бреев.
Одно плохо на корвете — условия жизни. Они отвечают разве что суровым советским стандартам. В кубриках тесно, мало кондиционеров. Моряки божатся: когда выполняешь задание где-нибудь в южных морях, и воздух снаружи прогревается до +40, в отсеках на градуснике – все 70. Эдакая духовка. «Тернопольцы» с завистью поглядывают на соседний десантный корабль «Кировоград»: его строили поляки и по сравнению с корветом там – курорт. «Зато в небольших кораблях дружнее экипаж, все по-семейному устроено», — заявил нам один из офицеров «Тернополя».
Управляют кораблем и всеми его системами 90 человек. Треть матросов — уроженцы города-шефа Тернополя, остальные кто откуда. Есть даже шестерка одесситов.
«Мотивы служить у каждого разные, — рассказывает Бреев. — Кто-то из-за морской романтики пошел, кто-то чтобы семью прокормить (в морских походах рядовым контрактникам дают двойную зарплату — это под 4 тыс. грн, — Авт.). Пару лет назад даже служил бывший священник со Львовщины Петр Захарко».
Кстати, не так давно моряки лишились своего любимца — судового кота по кличке Грек, которого еще котенком подобрали где-то в Греции. Усатый всегда первым снимал пробу с обедов и ужинов команды, едал, бывало, и командирских харчей. Но во время последнего похода подался... в эмигранты: сошел на берег в одном из иностранных портов и не вернулся.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |