ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Откуда же рыбка?
09.06.2011 / Газета: Одесский вестник / № 96(4930) / Тираж: 5481

ОДНОЙ из нелепейших гримас нынешнего бытия является то, что, живя в приморском городе, мы вынуждены покупать привозную азовскую рыбу. По словам пресс-секретаря Западно-Украинского управления рыбоохраны Игоря Москаленко, почти вся свежая морская рыба, попадающая на одесские прилавки, — от бычка до камбалы — вылавливается в Азовском море, а также импортируется из других стран.

Заниматься же рыбным промыслом у берегов Одессы просто некому, потому что здесь с давних пор нет рыболовецкого флота. Единственное рыболовецкое предприятие «Капитан», которое числится в городской справочной службе, уже давно поставляет рыбу на экспорт и ведет промысел в Атлантическом океане.

Что же послужило причиной вымирания рыболовецких предприятий?

Ответ на этот вопрос в буквальном смысле лежит на прилавках одесских универсамов. Все они просто завалены мороженой импортной рыбой из дальних стран. Хек привозят сюда из Китая, мойву и сельдь — из Норвегии, а минтай — из России. Само собой вся эта продукция менее капризна, чем свежая скоропортящаяся рыба. А потому и торговать ею гораздо выгоднее. Тем более, что и цены на мороженую рыбу не так уж высоки.

Та же мойва в универсамах «Сільпо» продается в среднем по 9 грн, сельдь — по 19 грн, хек — по 31 грн 24 коп. Далеко не все магазины отваживаются предлагать покупателям свежую рыбу. В тех же случаях, когда такая рыба все-таки появляется на прилавках, цены начинают «кусаться». Непотрошеная щука в «Сільпо» продается по 29 грн 24 коп., судак — 72 грн 49 коп. Значительно сэкономить, покупая любую рыбу, можно на рынках. Однако там выше риск нарваться на недоброкачественный товар, а проще говоря, тухлятину.

- Большая часть мороженой рыбы, которая реализуется на рынках, не имеет никаких сопроводительных документов и, в частности, сертификатов соответствия, -рассказала заместитель начальника Одесского областного управления по делам защиты прав потребителей Оксана Марущак. — На свежую рыбу тоже должны быть документы, по которым можно судить о ее происхождении, и справки о результатах ветеринарного контроля. Сплошь да рядом даже в универсамах выявляется такое нарушение, как неполная маркировка. Дело в том, что мороженая рыба, как и любой другой товар, должна иметь на своей упаковке информацию о предприятии-изготовителе, дату производства и конечную дату возможной реализации. В тех случаях, когда рыба поставляется в виде крупных ледяных брикетов, всю эту информацию должны размножать и расклеивать на фасовочных упаковках сами магазины. Еще одно грубое нарушение, характерное как для рынков, так и для магазинов, -это отклонение массы нетто от ее номинального количества. Попросту говоря, мороженая рыба не должна содержать слишком много воды. По существующим ныне нормам масса рыбной тушки до 0,5 кг после разморозки не должна уменьшаться более чем на 3%, а масса тушки выше 0,5 кг — более чем на 1,5%. На самом же деле любая рыба после разморозки «худеет» зачастую на 30 — 40%. К сожалению, в настоящее время борьба с такого рода нарушениями весьма затруднена из-за того, что управление по делам защиты прав потребителей не имеет денежных средств на закупку контрольных образцов.

Мы лишены даже возможности привлекать средства на эти цели от заинтересованных лиц со стороны, поскольку в законодательном порядке закреплено положение о том, что подобные нужды могут финансироваться только из бюджета, — сказала Оксана Марущак. -И в других городах уже были случаи, когда судебные иски, возбужденные по инициативе работников аналогичных управлений, проигрывались только потому, что закупка контрольных образцов была профинансирована не из того источника. Не иначе как только с помощью лабораторной экспертизы можно установить и нарушение надлежащих условий хранения, в частности, замораживалась ли рыба повторно. Но для этого тоже нужны контрольные образцы рыбы, а значит, и деньги.

Наряду с недоброкачественной мороженой рыбой на одесских прилавках предостаточно и свежей браконьерской рыбы, незаконно выловленной в различных водоемах. По словам Игоря Москаленко, только за последние два месяца работники государственной рыбоохраны изъяли из торговой сети почти четыре тонны свежей рыбы неизвестного происхождения. В настоящее время вся эта рыба находится в холодильниках. Ее дальнейшую судьбу должен определить суд.

Специфические предпочтения торговых предприятий и браконьерский промысел поставили в весьма трудное положение и водные хозяйства, выращивающие товарную рыбу. По словам заместителя начальника Западно-Черноморского государственного управления рыбоохраны Юрия Лукаржевского, на сегодняшний день в нашей области из четырнадцати рыбколхозов осталось только четыре: «Одесрыбгосп», «Красный рыбак», «Новая Некрасовка» и «Придунайская нива». Какой будет дальнейшая судьба этих предприятий, экономисты прогнозировать пока не берутся. Но вряд ли кому-то нравится покупать одну лишь привозную, импортную рыбу. Выход видится в возрождении местной рыболовецкой отрасли.

Автор: Надежда Уткина


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту