![]() |
|
![]() |
![]() |
Минувшая неделя вновь прошла под девизом «Оккупационная власть душит свободу слова!». Группа журналистов пожаловала к президенту домой и осталась недовольна приемом. Но почему нам навязывают акценты в этом спровоцированном скандале? Ведь если разобраться...
...Итак, 6 июня — в свой профессиональный праздник—журналисты, участники движения «Стоп цензуре!» решили заехать к президенту в гости.
Напомним, что в прошлом году «акулы пера» именно из этой организации презентовали Януковичу на день рождения символичный подарок — подержанный велосипед «Украина», купленный на барахолке. Тогда они пояснили, что «данный железный конь — это не только образец экологического вида транспорта. Это также символ демократичности».
Однако Янукович так и не забрал подарок, и он достался вахтерше из соседнего дома, которая буквально отбила «Украину» у окрестных бомжей.
На сей раз участники «Стоп цензуре!» пожаловали в Межигорье с требованием, чтобы президент выполнил давнее обещание продемонстрировать свою резиденцию. «Призываем наших коллег—представителей украинских медиа 6 июня в 8.00 собраться в Межигорье», — такое заявление они распространили накануне. Однако, несмотря на приезд журналистов (всего собралось 60 человек), кортеж Януковича покинул резиденцию, проехав мимо собравшихся.
Вместо гаранта к представителям СМИ вышла его новый пресс-секретарь Дарка Чепак и заявила, что «остановиться кортежу не позволили спецслужбы», а потом принялась раздавать розы из огромного букета, купленного ею за личные деньги (так она пояснила сама), однако журналисты отказались принимать цветы.
Кроме того, Чепак подарила своим бывшим коллегам торт с надписью «С Днем журналистики!». Это произведение кондитерского искусства было изготовлено на Государственном предприятии управления делами, в отделе по обслуживанию официальных мероприятий «Гарант-сервис» и лично по заказу президента. Но журналисты отказались и от него.
Чепак обиделась и заявила: «Первая реакция журналистов на поздравление меня несколько удивила.Кто-то из них предложил — давайте не брать цветов и откажемся от подарка. Правда, потом некоторые девушки все-таки взяли себе по цветку— им было приятно получить поздравление, как и любому человеку... На самом деле, мне жаль наших кондитеров из Государственного управления делами, которые старались, пекли торт для журналистов, надеялись, что им понравится, а совсем не для того, чтобы его бросить на улице. Тем не менее я искренне желаю всем журналистам успехов в профессиональной деятельности и творческого вдохновения».
Впрочем, недолго торт валялся на улице—его подобрали и съели строители, работающие рядом с президентским домом. Так что труд кондитеров не пропал даром — просто торт был использован не по назначению.
В общем, и прием выдался негостеприимным, и гости вели себя неблагодарно—это если не знать предыстории. А если знать и судить с позиции закона, то все участники этого утреннего «чаепития» были прекрасно осведомлены, что 4 июня 2011 года Киевский окружной административный суд запретил движению «Стоп цензуре!» проводить свои акции у резиденции президента в Межигорье. Почему — это уже отдельный разговор, ведь право на мирные собрания граждан гарантировано Конституцией Украины, а уж препятствование журналистам в выполнении их работы и вовсе наказывается уголовно (а «Фемида» — раз! — и переиначила закон).
Кстати, как признался сам Янукович, «суд не должен был запрещать акцию журналистов возле моего дома. Этого не нужно было делать. Я такой же человек, как все. Просто у меня не хватает времени, как всегда. Когда время будет, я приглашу журналистов на чай, поговорим». Ключевая фраза здесь — «суду не нужно было этого делать», то есть президент и сам на стороне журналистов. Вот если бы он еще и на суд повлиял, причем чтобы он был справедливым не только для президента и журналистов, но и для всех без исключения украинских граждан...
В общем, каждый вправе по-своему оценивать эту ситуацию, делать выводы. Но нет, комментариев президента оказалось мало — из искры разгорелось пламя. И раздули его, щедро подбросив дров и подлив бензина, не столько сами разочарованные приемом журналисты, сколько оппозиционные политики. Опять, дескать, Янукович задушил свободу слова. При чем тут, кстати, свобода слова, я до сих пор не могу понять.
И еще. Неужели у нас такая короткая память, и мы уже забыли, что было пару лет назад? Как будто Ющенко показывал журналистам свои ульи, трипольские горшки и «тэля» просто так, незапланированно. Как будто они наведывались к нему каждый день в восемь утра, а он их запускал и приговаривал: «Сейчас-сейчас, расскажу вам о свободе слова —только зубы дочищу... Минутку, «шкарпэтку» натяну, и зададите мне вопросы об евроинтеграции... Ага, только за котиком лоток помою... Еще кучера велю выпороть, а потом поделюсь своим видением газовых переговоров с Россией». Как будто не было всех этих историй с охраной, шлагбаумами и высоченными заборами, защищающими кучу президентских резиденций от журналистского ока. Как будто те же журналисты не вели тогда в прессе споры: «По моим данным, у Ющенко 12 резиденций!». «А по моим, 20 — ни у одного главы государства столько нет!»...
Однако именно недавнюю ситуация в Межигорье, не стоящую, по большому счету, и выеденного яйца, представили нам как всеукраинский скандал, взывая к «Репортерам без границ» и строча жалобы в прочие европейские организации.
В тот же день 6 июня по телеканалам уже дежурно была запущена Анна Герман, которая всеми силами пыталась оправдать Януковича. Вот, например, что она заявила в эфире ТСН: «Открытости Виктора Януковича мешают посредники из его окружения. Если бы ликвидировать этот институт посредничества, институт пресс-секретарей и допустить журналистов к первым лицам,то все бы было прекрасно. Если бы у Януковича не было посредников между ним и людьми, между ним и журналистами, то он прекрасно бы со всем справлялся. Как появляются какие-либо посредники, которые хотят доказать свою значимость, то они начинают делать всякие глупости. Подавать, например, в суд, чтобы суд запретил журналистам выходить на пикеты. Но нужно иметь хоть что-то в голове, чтобы спросить у президента, а как он сам к этому относится? И президент бы ответил, что журналисты есть журналисты: им запретишь — они придут контролировать, придут с камерами, получится еще хуже».
И именно эту тему — тему посредничества — хотелось бы развить, только не с колокольни администрации президента (где, кстати, работают такие же посредники, как сама Анны Герман, нередко оказывающие своему патрону медвежьи услуги), а с более низкой колокольни—журналистской. Только прежде позволю себе небольшое отступление.
Итак, кто, как уже было сказано, первым принялся спекулировать на ситуации в Межигорье? Да, оппозиционные политики. К слову, пресс-службы всех без исключения оппозиционных партий поздравили журналистов с их профессиональным праздником, и все не преминули напомнить о том, что именно в такой день их не пустили к президенту. Но это ладно — больше поражали их витиеватые признания в любви к журналистской братии и уважение к ее нелегкому труду. «Сьогодні надзвичайно важливо, щоб держава і суспільство стояли на захисті свободи слова, а журналісти, зі свого боку, усвідомлювали свою відповідальність за об'єктивне донесення інформації», — распалялась пресс-служба «Нашей Украины». «...До цих зрозумілих побажань хочу додати ще одне: щоб День журналіста не перетворився на Ніч, — вторила Юлия Тимошенко на своем сайте. — Ані суди, що ставлять свої рішення вище Конституції, ані охоронці, які перешкоджають роботі, ані політики, які нерідко вважають, що журналістів легко купити, — не можуть і не мають заважати роботі ЗМІ». И кто же это так рассыпался в реверансах, аюшки?! Уж не тот ли самый любитель СМИ Ющенко, еще недавно кричавший на журналиста из Донецка: «Перед тобой президент стоит, а не пастух гусей!»? Не тот ли, что тыкал и хамил репортерам, когда они интересовались, на какие средства его сын, тогда еще студент, живет, словно арабский шейх, а отдыхает, как киношный мафиози? И кто
это там заикнулся о «препят-ствовании журналистской деятельности»? Уж не та ли самая Тимошенко, с «легкой» руки которой без объяснения причин был уволен журналист Нового канала Владимир Пав-люк? Помните эту историю с «Пропало все!». Это Павлюк, шеф-редактор программы новостей, поставил в эфир рабочую запись с интервью Юлии Тимошенко. Говоря «Пропало все!», она, конечно, имела в виду то, что пропал звук в студии. Однако из уст человека, вечно озабоченного судьбой Украины, это прозвучало двусмысленно. И журналист остался без работы.
Вот, собственно, для чего было нужно это отступление — чтобы мы не забывали, кто сегодня больше всех скучает по свободе слова.
И главное. Помните, кто еще недавно был главным рупором и специалистом по восхвалению и обелению Ющенко-Тимошенко и им подобных; кто постоянно «хоронил» и обливал грязью тогдашнюю оппозицию, жонглируя опросами и фактами? Да, это наш самый свободолюбивый журналист — Савик Шустер. А Дарка Чепак — недавно назначенный пресс-секретарь Януковича, как раз и работала тогда главным редактором «Савик Шустер Студии». А потом вдруг в корне сменила политическую ориентацию, возлюбила Партию регионов и давай вещать о спецслужбах, не разрешивших президентскому кортежу остановиться (понятно, кого имела в виду Анна Герман, говоря о «посредниках, которые хотят доказать свою значимость»). И вот этот факт, по-моему, гораздо оскорбительнее, нежели Янукович, не пустивший журналистов в свой дом. Ну не может вызывать симпатии человек, легко предающий свои идеалы (это актуально во всех областях, но особенно — в журналистике), твоя вчерашняя коллега, которая самоутверждается за счет того, что еще вчера презирала. Ведь это уже не «институт пресс-секретарей», как выразилась Герман, а бюро эскорт-услуг... Впрочем, долго такими услугами не пользуются.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |