ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Апокалипсис сегодня
11.06.2011 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 24 / Тираж: 10800

Каждый год одно и то же: с наступлением теплой погоды жители микрорайона Южный задыхаются по ночам от дыма, который разносится ветром от расположенной неподалеку свалки, принадлежащей ООО «Некрасовский полигон». Похоже, с этой проблемой не способна справиться ни одна власть, которая периодически приходит в кабинеты горисполкома. И хотя руководство частной свалки каждый раз клятвенно заверяет общественность города, что непричастно к пожарам, которые с завидной регулярностью возникают на их территории, факт остается фактом — свалка горит, а измаильчане вынуждены дышать побочным угаром.

Директор ООО «Некрасовский полигон» Андрей Сироткин сообщил, что на свалке пожаров нет. Иначе этим бы давно уже вплотную занимались МЧСники. А горят несанкционированные городские свалки, в частности, захламленный карьер, который рядом со свалкой, ближе к городу. Там костры поджигают местные бомжи, соседские дети, оттуда и дым. Если же и случаются пожары на свалке, то очаги возгорания оперативно устранятся. Для этой цели каждый месяц у предприятия уходит от 30 до 60 тонн воды.

Оказалось, что товарищ Сироткин, мягко говоря, лукавит. Автор этих строк не поленился дважды за неделю съездить на полигон ТБО, чтобы удостовериться в правдивости слов директора свалки. И в обоих случаях моего визита мусор на свалке горел. Разговоры о том, что работники свалки тушат возгорания, тоже можно оставить в стороне. Во всяком случае, я подобных мероприятий не наблюдал, хотя свалка горела, что называется, синим пламенем.

«Для того чтобы свалка не горела, необходимо периодически проводить мероприятия по рекультивации, засыпать землей и т.д.» — сообщила Алла Рогачко, заместитель начальника инспекции по благоустройству Измаильского городского совета.

Прилегающая к полигону территория вообще представляет собой картину из какого-нибудь фантастического фильма, события которого разворачиваются после ядерной войны. Вся округа на многие сотни метров усеяна полиэтиленовыми пакетами. Деревья, словно новогодние елки, увешаны такими же пакетами. Поэтому ни о каких санитарных нормах, прописанных в Законе Украины «Про отходы», и речи быть не может. Так же, как и том, что раз в квартал свалку проверяет районная санэпидстанция и, — внимание! — никаких нарушений, по словам г-на Сироткина, не находит. А может, районные экологи просто не заинтересованы находить нарушения?

Вообще, собственник полигона ТБО товарищ Клименко неплохо устроился. Свалка находится на земле, принадлежащей Старонекрасовскому сельсовету, а страдать от ее деятельности должны измаильчане. Городская власть никак не может влиять на деятельность полигона, а сельские чиновники, видимо, не заинтересованы в обострении отношений с арендатором земли, на которой расположена свалка. При этом основной доход от своей деятельности «Некрасовский полигон» получает от утилизации измаильского мусора. Вот такая коллизия.

Мы сейчас не будем говорить о том, каким образом «мусорный король» Клименко умудрился приватизировать муниципальный полигон. Речь сейчас не об этом, а о том, как можно предотвратить дальнейшее загрязнение окружающей среды, которое давно уже вышло за все санитарно-эпидемиологические рамки, и дать жителям Южного дышать чистым воздухом. Наиболее оптимальный вариант решения этой проблемы — это создание нового современного полигона, который будет представлять собой замкнутый цикл по переработке ТБО.

Вы видели полигоны ТБО где-нибудь в европейской стране? Поверьте, язык не повернется назвать подобный полигон свалкой. Это современный комплекс по переработке отходов, где половина мусора сортируется и отправляется во вторичное использование, а из оставшегося добывают биогаз. Кругом чистота и порядок, бумажки не найдешь!

На любом полигоне ТБО в результате разложения органической составляющей отходов образуется биогаз, или так называемый «свалочный» газ, содержащий до 60% метана, что позволяет его использовать в качестве местного топлива. В среднем при разложении

1 тонны ТБО может образовываться 100-200 куб. м биогаза с теплотворной способностью приблизительно в 2 раза ниже, чем у природного газа. То есть, по энергетическому потенциалу 1 куб. м биогаза соответствует 0,5 куб. м природного газа.

Сбор «свалочного» газа осуществляется, как правило, с помощью вертикальных перфорированных труб, которые закладываются в тело полигона. По мере заполнения свалки отходами, высота труб наращивается. Газ отводится с полигона и подается под давлением в утилизирующее оборудование с помощью воздуходувок и компрессоров.

Биогаз без предварительной очистки можно использовать как топливо для котлов и печей. Его можно поставлять непосредственно к промышленному потребителю для получения тепла или для использования в каком-либо технологическом процессе. Данный путь использования газа при условии его непрерывного потребления считается самым эффективным.

«Свалочный» газ после его предварительной очистки также пригоден для получения электроэнергии с помощью установок комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Генерируемая электроэнергия может использоваться прямо на площадке полигона или подаваться в сеть. Очищенный биогаз на полигоне города с населением 100 тыс. человек может обеспечить потребности в электрической и тепловой энергии поселка с населением 1 тыс. жителей. При этом себестоимость такой энергии примерно в 2-2,5 раза ниже тарифов на электричество для населения.

Несмотря на то, что для энергетики развитых стран использование «свалочного» газа решающего значения не имеет, пренебрегать этим источником не следует, что подтверждено опытом ряда государств. Образующийся на полигонах ТБО биогаз интенсивно добывается во многих странах мира еще с начала 80-х годов. В настоящее время лидерами по объемам годовой газодобычи с полигонов ТБО в мире являются: США — 500 млн куб. м, Германия — 400 млн куб. м, Великобритания — 200 млн куб. м в год.

В некоторых городах Украины уже существуют прецеденты по добыче «свалочного» газа. Так, например, исполком Днепродзержинского городского совета разрешил компании Haase Energietechnik AG (Германия) добычу газа на городской свалке. А ранее та же компания запустила установку по производству электроэнергии из биогаза мощностью 500 кВт/ч в Кременчуге.

Государственными строительными нормами Украины «Полигоны твердых бытовых отходов» оговорено, что полигоны ТБО должны обеспечивать санитарное и эпидемическое благополучие населения, экологическую безопасность окружающей природной среды, предотвращать развитие опасных геологических процессов и явлений. Поскольку нынешний собственник полигона ТБО не хочет или не способен обеспечить санитарно-экологические нормы в работе свалки, деятельность предприятия не укладывается в современные стандарты обращения с мусором, управы со стороны контролирующих органов на г-на Клименко, судя по всему, нет, то городским руководителям есть смысл задуматься об альтернативном варианте.

Необходимо с чистого листа создать коммунальную городскую свалку с линией по переработке отходов. Подыскать для этой цели подходящий карьер на городской земле, на условиях концессии привлечь фирму, которая захочет добывать биогаз из будущих отходов, разработать и внедрить городскую программу по раздельному сбору бытовых отходов. Бумага, металл, пластик, отработанные покрышки, даже тряпки имеют свою цену. А с ООО «Некрасовский полигон» расторгнуть договор на утилизацию городского мусора.

Читатель наверняка спросит, а где гарантия, что новая городская свалка не станет еще одним примером разгильдяйства и бесхозяйственности в сфере обращения ТБО? Стопроцентной гарантии, конечно, нет, все будет зависеть от руководителя такого предприятия, но у городской власти в руках появится реально действующий механизм по влиянию на деятельность такой свалки, поскольку она будет находиться в коммунальной собственности. Да и тарифы на вывоз ТБО для населения можно будет устанавливать на минимальном уровне. А это немаловажно, потому что уже сегодня тариф на размещение городских отходов за 1 куб. метр на «Некрасовском полигоне» составляет около 25 гривен. А вот, к примеру, на Симферопольском коммунальном полигоне ТБО стоимость утилизации 6 грн, 70 коп. Чувствуете разницу? Измаильчане платят по завышенным расценкам за вывоз мусора, а собственник свалки г-н Клименко получает суперприбыли и при этом не может обеспечить экологическую безопасность и выполнить требования природоохранного законодательства.

Действующее законодательство предписывает, что именно местные органы власти обязаны финансировать развитие и содержание объектов переработки отходов, устанавливать экономически обоснованные тарифы, контролировать перевозку мусора, использование полигонов и свалок. И примеры правильной работы с ТБО на местах, как видите, существуют. Просто у измаильских чиновников должно быть желание раз и навсегда решить существующую проблему со свалкой.

Заместитель городского головы Родион Абашев в ходе чат-конференции на мой вопрос о том, какие действия городская власть намерена предпринимать в сфере обращения твердых бытовых отходов, ответил следующее:

- По вопросу ТБО сейчас работают профильные специалисты, эксперты в этой области. В ближайшее время мы рассмотрим их предложения по комплексному решению данной проблемы.

Хочется, чтобы городские чиновники побыстрее предприняли необходимые шаги в этом направлении, пока дымовая завеса, исходящая со свалки «Некрасовский полигон», полностью не накрыла весь Измаил.

Опрос жителей Южного

Петр Тарасюк:

– Я являюсь жителем Южного и проблема свалки, которая находится недалеко отсюда, нас очень волнует. Когда начинается горение, дым накрывает всю округу. Летом по ночам вообще дышать нечем.

Галина Шишкова:

- Утром просыпаешься — и бывает, что солнца не видно, все в жутком дыму. Мы люди привычные, а сестра, приехавшая в гости, чуть не умерла от приступа астмы. Чтобы дым не так чувствовался, мы ртом дышим. Сейчас вонь еще слабая, вот солнышко пригреет...

Виктор Турчик:

- Долгие годы мы — жители дома пограничников — особенно летом, в жаркую душную погоду, не можем открыть окна из-за дыма горящей свалки. А ведь кондиционер не каждый может себе позволить купить. Наш район вообще самый грязный в экологическом плане.

Мария Копачевская:

- Смрадный угар и едкий дым, распространяемый со свалки, накрывает почти весь микрорайон Южный. Я думаю, что закон для всех должен быть один. Если Клименко хочет сжигать мусор на своей свалке, то пусть строит мусоросжигательный завод.

Автор: Станислав ТУГАЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту