ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Что считать «осложнением» ситуации в Черноморском регионе по американской версии?
25.06.2011 / Газета: Час пик / № 25(529) / Тираж: 5000

Чрезмерное увлечение многовекторностью грозит Украине окончательной утратой влияния во внешней политике. Признавая значительную геополитическую роль Харьковских соглашений для Черноморского региона, отметим, что они создают условия не только для развития российского Черноморского Флота, но и для ВМСУ.

Возможные сферы взаимодействия — проведение совместных учений, использование ремонтных мощностей ЧФ, обучение и стажировка персонала — вот далеко не полный список преимуществ, которые украинская сторона может получить от полноценного сотрудничества с Россией в военно-морской сфере.

Тем не менее, нынешняя ситуация пока не демонстрирует серьезного желания украинских властей сконцентрироваться на приоритетной кооперации с Россией. Вместо этого предлагается проведение совместных со странами НАТО учений в рамках «Си-Бриз» и других, им подобных. В риторике партии власти относительно Харьковских соглашений нет упоминаний о геополитической правильности и своевременности их заключения, львиную долю в подобных рассуждениях занимают аспекты получения скидки на газ.

Черноморский регион по-прежнему занимает важное место в геополитической доктрине США. После отказа от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше американская сторона всерьез рассматривает некоторые черноморские державы в качестве новых территорий базирования систем противоракетной обороны. С учетом новых реалий расширения НАТО на Восток на эту роль вполне могут подходить Болгария и Румыния.

Географически они гораздо ближе к Ирану, чем предыдущие кандидаты, большим плюсом можно считать наличие удобных морских коммуникаций. Беспокоить в этой связи американцев может только продление сроков пребывания в Крыму Черноморского Флота России. Присутствие российского флота в Севастополе является важной гарантией стабильности ситуации на полуострове, сдерживающим фактором для экстремистов, стремящихся превратить Крым в очаг острого межэтнического конфликта.

Стабильный Крым лишает американцев повода для вмешательства в ситуацию по «балканскому сценарию». Если Украина станет развивать взаимовыгодное сотрудничество в военно-морской сфере преимущественно с Россией и организациями, в которых она задействована как участник, например «BlackSeaFor», это лишит США во многих случаях возможности военного присутствия в ключевых точках крымской акватории и, как следствие, давления на Россию.

Если объективно проанализировать возможности и перспективы украинско-натовского и украинско-американского сотрудничества в военно-морской сфере, то можно сделать вывод о том, что со стороны нынешнего украинского руководства оно продиктовано сегодня в основном политическими причинами, а не соображениями усиления ВМСУ и роста профессионализма их личного состава.

Подразделения ЧФ, дислоцированные в Севастополе и в Крыму, являются пристальным объектом внимания со стороны США и НАТО. Инцидент с заходом в Черное море корабля ВМФ США («Монтерей») для участия в учениях «Си-Бриз» является весомым тому подтверждением. По версии, распространенной американцами в марте, крейсер, оснащенный специальными радарами, является частью системы ПРО, которую планировалось развернуть в Европе. Район его базирования в ходе первой фазы развертывания ПРО был ограничен Средиземным морем, а срок пребывания там — шестью месяцами, однако 8 июня «Монтерей» ошвартовался в румынском порту Констанца. В пресс-релизе по случаю его прибытия говорится, что целью его присутствия в Черном море является укрепление партнерства с румынским флотом и усиление его боеспособности, а также то, что Румыния согласилась на участие во второй фазе развертывания ПРО.

12 июня МИД России распространил заявление, в котором сформулировано несколько вопросов: «Если это обычный визит в крайне чувствительный регион, то почему выбрали корабль с таким вариантом вооружения? В МИДе удивлены и заявлениями США о том, что группы американских кораблей при необходимости могут выдвигаться в Черное море в случае обострения ситуации в регионе. Какое обострение имеют в виду в Вашингтоне, перемещая из Средиземноморья на Восток основную ударную единицу из состава формируемой территориальной противоракетной обороны НАТО?».

Учитывая приведенные выше обстоятельства, заход «Монтерея» в Черное море и, тем более, оформление его как участника «Си-Бриз-2011» никак нельзя назвать выверенным шагом со стороны Украины. Подписание Харьковских соглашений — это важный геополитический, а, главное, не одномоментный акт. Если говорить об отношениях России и Украины, Харьковские соглашения должны стать началом постоянного сотрудничества на доверительной основе.

Вопрос и в том, что считать «осложнением» ситуации в Черноморском регионе по американской версии? Развернувшееся в украинских СМИ обсуждение слов российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что в переговорах по делимитации российско-украинской границы в Керченском проливе достигнут качественный прорыв, или фактический провал визита Николая Азарова в Москву для участия в «газовых» переговорах? Небезынтересно, что программа учений «Си-Бриз-2011» в числе прочего предполагает проведение миротворческой операции с высадкой морского и воздушного десантов. Другими словами, американцы и их союзники по НАТО упорно продолжают рассматривать Северное Причерноморье и Крым как потенциально взрывоопасный регион. Не совсем понятно также, насколько актуальна для Черного моря проблема пиратства и роль в возможном ее разрешении ВМС США, с учетом военно-морского присутствия здесь стран НАТО, Украины и России.

«Всеядность» во внешней политике нынешнего руководства Украины не может привести к положительным последствиям для страны, ибо, во-первых, следуя народной мудрости, «нельзя усидеть на двух стульях», а, во-вторых, достаточно вспомнить, к чему привел подобный курс бывшего президента страны Леонида Кучму? К скандалу с «Кольчугой» и обострением отношений именно с США. Поэтому для нынешней украинской власти бесперспективно пытаться использовать инцидент с «Монтереем», как одно из средств давления на Россию в переговорах по «газовому» вопросу или делимитации границы в Керченском проливе.

Автор: Виктор Афанасьев, «Одна Родина»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту