ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ МОРЕ — ТАМ НАЧИНАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ
30.06.2011 / Газета: Окна / № 12(365) / Тираж: 5002

Почему так неуютно туристам в Одессе?

Волнительна и очаровательна картина, когда двухсотметровый круизный лайнер швартуется у причала морского вокзала Одесского морского торгового порта. Радуга флагов, тысячи туристов, высыпавших на верхние палубы, зажигательные мелодии одесского оркестра на берегу, сотни одесситов приветливо машущих руками туристам, многие из которых впервые прибыли в Украину.

- В нынешнем году круизный сезон должен был начаться 31 марта, — рассказал «Голосу Украины» Николай Маковецкий, начальник морского вокзала Одесского морского торгового порта. Из-за тумана капитан лайнера «Мелодии» не рискнул завести судно в гавань. Хотя на борту уже работал украинский лоцман, оркестр и экскурсоводы, автобусы ждали первых туристов на берегу. Буквально через несколько дней брызнуло солнышко и официальный круизный сезон в Одессе стартовал.

Во все времена, даже в тяжелые, отношение к круизному туризму в Одесском морском торговом порту, которым свыше четверти века руководит Герой Украины Николай Павлюк, было, скажем так, уважительное. Вот самый свежий факт. При подготовке к нынешнему сезону была выровнена линия 15 и 16 причала. Это позволяет теперь заводить в порт суда длиной до 300 метров. Причалы стали шире на 2 метра, что позволяет выставить к трапам для приема туристов одновременно 50 экскурсионных автобусов. На территории пассажирских причалов полностью заменено асфальтовое покрытие на экологически безопасную плитку.

Приведенные цифры — алгоритм современного круизного бизнеса. Во всем мире, где он развивается, идет активная борьба за длительность стоянок судов в портах, за наполняемость туристами лайнеров. И это является аксиомой турбизнеса — порты заинтересованы в оплате портовых сборов, а увеличение количества туристов означает наполнение бюджетов различных уровней — гости города охотно расстаются со своими деньгами посещая достопримечательности, рестораны, театры, музеи.

Кстати, о приведенной выше аксиоме туристического бизнеса. В 2010 году Кабинет министров Украины по инициативе Одесского морского торгового порта ввел привлекательные скидки на портовые сборы для круизных судов, заходящих в порты Украины. В межсезонье ( с 15 ноября по 15 марта) все суда получают скидку 50%, а в сезон — 25% при условии, что суда одной компании зайдут в украинские порты более трех раз.

Туризм объединяет людей, а туристический сервис

разъединяет

Согласно данным международного туристического рейтинга по уровню привлекательности для путешествующих морем занимает 118-е место среди 139 стран. Более того, по такому показателю как конкурентноспособность туристического рынка Украина опустилась с /7-й позиции, которую она занимала в 2009 году на 85-ю и очутилась между Намибией и Гватемалой. Наши соседи по Черному морю Россия и Грузия находятся на 59-м и 73-м месте соответственно.

За последние пять лет туристическая инфраструктура в Одессе, образно говоря, совершила стремительный скачок — построены десятки новых гостиниц, отремонтированы дороги, приведены в порядок исторические памятники, начали работу суперсовеременные торговые центры. Казалось бы — оснований для беспокойства нет и остается только подсчитывать количество туристов и радоваться высоким финансовым показателям. Но, к сожалению, проблем туристической инфраструктуры меньше не становится, а наоборот — они только увеличиваются.

Вот самый свежий пример. Пять лет в Одессе работал фуникулер. Туристы, прибывающие в Одессу на круизных лайнерах, при помощи фуникулера, а он был бесплатным, в течение нескольких минут оказывались на Приморском бульваре у памятника Дюку де Ришелье. Неожиданно, в начале туристического сезона коммунальное предприятие «Одесгорэлектротранспорт», на балансе которого стоит подъемная машина, заявили о ее остановке. Причина — нет средств для ремонта фуникулера. Теперь туристам приходится пешком преодолевать крутые спуски для того, чтобы оказаться в центральной части Одессы.

До сих пор не решена проблема стоянок для туристических автобусов. Сегодня они паркуются за несколько кварталов от исторических памятников — оперного театра, Археологического музея, Приморского бульвара. Ближе подъехать нет возможности — там находится зона, в которой располагаются стоянки для служебных автомобилей чиновников горисполкома.

Одесский морской торговый порт выступил с инициативой о размещении в центральной части города пяти электронных адресных табло, которые позволят туристам определить, где находится интересующий его объект. Информация предоставляется на трех языках — украинском, английском и русском. До сих пор интересное предложение проходит согласования.

А взять экскурсии, сувениры, карты города, информационные брошюры — они носят название турпродукта. Качество этого продукта ниже, как говорят в Одессе, ватерлинии. Бесплатных путеводителей-карт для туристов не может предоставить ни одна туристическая фирма города. О качестве работы гидов и говорить не приходится — они явно остановились в своих беседах в прошлом веке.

Круизный туризм начинает молодеть. Если еще пять-десять лет назад основной контингент путешествующих на морских лайнерах составляли пенсионеры, то сегодня нередко можно встретить и молодых людей. Они просят у встречающей, одесской стороны, организовать для них экскурсии с экстримом.

А почему бы и не организовать? — решили в Одесском морском торговом порту. Для путешественников с теплохода «Аида» была организована велосипедная прогулка по Одессе и поездка на открытых внедорожниках в легендарные одесские катакомбы, — где прошла реконструкция боя между подпольщиками — партизанами и немецко-фашистскими оккупантами. Бой закончился мирно — украинским салом и украинской горилкой.

Сегодня работой с туристами занимается огромное количество фирм, туроператоров. Но дело в том, что каждый из них действует на свой страх и риск. Жизнь подсказывает — необходимо разработать концепцию развития туризма в Одессе на пять лет и создать специальный координационный совет с рабочими группами по направлениям туризма — оздоровительный, круизный, отдыха.

Черное море стоит на пороге круизного туристического бума. Об этом свидетельствует факт строительства в Стамбуле новейшего порта, рассчитанного на прием суперсовременных круизных лайнеров. Туристы в Стамбуле будут делать пересадки на небольшие суда по различным направлениям — Украина, Болгария, Румыния, Грузия, Россия. Что ожидает их в нашей стране? Чем встретит Одесса? Неработающим фуникулером? Разбитыми фасадами домов исторических памятников? Отсутствием автобусных стоянок? Отсутствием необходимой информации? Некачественным турпродуктом?

Если именно этим, то вряд ли найдутся туристы, которые рискнут второй раз посетить Одессу.

• В 2011 году Одессу посетит 78 круизных кораблей. Для сравнения: в 2010 году было 72 судозахода

• Если выстроить один за другим все пассажирские суда, принятые портом в 2010 году, то длина морской колонны составит 11 километров

• В 2010 году на круизных лайнерах Одессу посетили 150 тысяч туристов из 64 стран мира

• Основная часть туристов, прибывающих в Одессу морем -граждане США. На втором месте — англичане, на третьем — немцы и итальянцы.

• Круизный сезон планируется завершить 5 ноября заходом в Одессу лайнера «OPERA»

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

НИКОЛАЙ МАКОВЕЦКИЙ, начальник морского вокзала Одесского морского торгового порта:

- Мы создали отдел развития туризма и внешних связей при морском вокзале. Он занимается не только экскурсиями по порту, изучает мнение пассажиров и встречается с коллегами из-за рубежа. Отдел налаживает связи с местными турорганизациями, соответствующими департаментами и управлениями об-лгосадминистрации и городского совета. У нас амбициозные планы — Одесса может стать базовым круиз-ным портом Черного моря. Мы уже создали условия для облегченного контроля и досмотра пассажиров таможенной и пограничной службами. Сегодня все процедуры проводятся прямо на борта судна и это как положительное явление уже отметили гости нашей страны.

4 сентября мы ожидаем захода крупнейшего круизного лайнера -«Королева Виктория» длиной 294 метра. Он не первый раз посещает Одессу. И его заход для нас — признак того, что туристам интересна Украина, интересна Одесса.

Автор: Вячеслав ВОРОНКОВ, «Голос Украины»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту