ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Коррупция: танцуют все…
02.07.2011 / Газета: Час пик / № 26(530) / Тираж: 5000

Вступил в силу новый Закон «О мерах противодействия и предотвращения коррупции». Самое время начинать процесс внесения в него поправок. Потому что то, что журналист обнаружил в его содержании, вызывает не столько недоумение, сколько оторопь и возмущение. Поэтому мы и рекомендуем отнестись к этому материалу со всем вниманием.

Известный русский революционер и теоретик анархизма Михаил Бакунин считал, что «коррупция — это полное безразличие индивида к общественной пользе и солидарности исключительно во имя личной выгоды». Впрочем, будучи противником всякой государственности, он одновременно отмечал, что «никогда не было государства, которое в какой-то мере не прибегало бы к коррупции как к средству управления». И тем не менее, бороться с коррупцией приходится именно государству.

В некоторых странах удается достичь определенных успехов в борьбе с этим злом, в иных, коррупция, подобно раковой опухоли, разъедает не только государственный механизм, но и общественную мораль, становясь средством привычным, и потому не осуждаемым. Но если для рядового гражданина коррупция — это сотня-другая гривень сотруднику ЖЭКа, то на уровне государства речь идет о суммах куда более внушительных.

Согласно рейтинга, подготовленного глобальной антикоррупционной неправительственной организацией Transparency International, в 2010 году Украина заняла 134 место по уровню коррупции среди 178 стран мира. Отслеживая на протяжении последних 12 лет уровень восприятия коррупции в Украине, организация неоднократно выражала обеспокоенность критической ситуацией в государстве. В частности, если в 2006 году Украина, имея оценку в 2,8 балла, занимала 99‑104 место среди 163 стран мира, где проводилось исследование, то в 2009‑м с результатом в 2,2 балла Украина уже оказалась на 146‑153 месте среди 180 стран, охваченных прошлогодним исследованием. В 2010 году оценку 2,4 балла, кроме Украины, получили еще 8 стран: Азербайджан, Бангладеш, Гондурас, Нигерия, Филиппины, Сьерра-Леоне, Того, Зимбабве. Иными словами, мы оказались на уровне африканских государств.

На протяжении последних лет государство безуспешно пыталось бороться с коррупцией. Показательные аресты отдельных взяточников не могли убедить общество в том, что проблема решается. И вот увидел свет новый закон «О мерах противодействия и предотвращения коррупции». Закон, скажем сразу, неоднозначный. Даже беглый обзор его статей приводит к выводу: из всех возможных мер борьбы с этим злом, наше государство выбрало самый простой, и, увы, далеко не всегда эффективный — а именно репрессивный.

Но обо всем по порядку. Прежде всего, существенно расширен круг лиц, ответственных за коррупционные правонарушения. В старом законе «О борьбе с коррупцией» от 1995 года «за коррупционные действия и другие правонарушения, связанные с коррупцией… несут ответственность такие лица, уполномоченные на выполнение функций государства: а) государственные служащие; б) Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры; в) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов; г) должностные лица местного самоуправления; ґ) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других военных формирований (кроме военнослужащих срочной службы).

В новом законе ответственность за коррупционные деяния могут нести уже Президент Украины (в наших условиях эта норма несет скорее ритуальный характер, но и на том спасибо), Председатель Верховной Рады и его замы, другие руководители центральных органов центральной исполнительной власти (то есть, не только министры), не входящие в состав Кабинета Министров и их заместители, Председатель Службы Безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального Банка, Председатель Счетной Палаты, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым.

Всех перечислили? Никого не забыли? Пошли дальше.

В список потенциальных коррупционеров наконец-то попали столь любимые законом судьи, причем не только непосредственно носители судейской мантии, но и, например, такие должностные лица, как члены и дисциплинарные инспекторы Высшей Квалификационной Комиссии судей, служебные лица Секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель и секретари секций, другие члены Высшего Совета Юстиции, народные заседатели и присяжные.

Попасть под обвинение в коррупции может теперь и рядовой милиционер, таможенник, сотрудник налоговой администрации, прокурор и даже дипломат.

Однако есть и сюрпризы почище. Так, к числу лиц, которые могут быть ответственны за коррупцию, относятся, во-первых, лица, которые для целей этого закона приравниваются к лицам, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления. Во-вторых, должностные лица юридических лиц публичного права (простите за тавтологию, но такова юридическая формулировка), которые получают зарплату за счет государственного или местного бюджета. Иными словами, руководители коммунальных предприятий, учреждений и государственных предприятий. В-третьих, — «лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичные услуги (аудиторы, нотариусы, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи во время исполнения ими этих функций, другие лица в установленных законом порядке)».

И наконец, изюминка сезона, в упомянутый перечень попали «лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица специально уполномоченные на выполнение этих обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с законом».

Если говорить простым языком, неважно, являешься ли ты директором или и. о. директора, неважно, что ты возглавляешь, открытое или закрытое акционерное общество, а, может, общество с ограниченной ответственностью, ты можешь попасть под обвинение в коррупции. Очень и очень широкое поле деятельности для правоохранительных органов. А уж тем более в отношении различных предприятий, чьи хозяева, к примеру, без особой симпатии относятся к действующей власти.

В связи с этим вспоминается случай времен «помаранчевой революции», когда новоназначенный глава одной из райгосадминистраций Одесской области, этакий «борец с преступным режимом» собрал владельцев заправок и потребовал от них выделить райгосадминистрации по несколько десятков литров бензина. На вполне резонный вопрос — «А как же коррупция?», сей чиновник дал «юридически грамотный» ответ: «А я вас сам под коррупцию подведу».

В общем, танцуют все…

Потому, как и меры, предпринятые для противодействия коррупции, также могут трактоваться очень и очень широко. В частности, перечисленным категориям лиц, «запрещается использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания (предложения) такой выгоды для себя и других лиц», а именно (теперь читаем внимательно):

1) неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключения контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства).

(Что и сказать, пункт, безусловно, правильный, однако вместе с тем, хотелось бы, чтобы наряду с этим необходимые изменения были бы внесены и в законодательство регулирующее государственные закупки).

2) неправомерно содействовать назначению на должность лица; (вот тут уже возникают закономерные вопросы. Что значит неправомерное назначение на должность? Если речь идет о государственных служащих, то существует Закон «О государственной службе», где прописана процедура назначения на те или иные должности. Если она нарушена, то ее можно опротестовать в суде и т. д. Что касается назначения высших чиновников, то здесь опять же действуют нормы Конституции. Есть, в конце концов, трудовое законодательство. И вообще непонятно, какое это имеет отношение к руководителям частных фирм. Они что теперь не вольны решать кадровые вопросы на своих предприятиях без риска быть обвиненными в коррупционной деятельности?)

4) неправомерно предоставлять преимущество физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, утверждением (согласованием) выводов.

(Указанная норма, по мнению юристов, ударит как раз по аудиторам, оценщикам, экспертам, деятельность которых может быть просто парализована. Теперь если на рассмотрение выдвигается хотя бы два проекта и экспертиза признает один из них более приемлемым, то у экспертов есть шанс нарваться на обвинения в коррупции, поскольку они дали преимущество. Вы скажете — это еще надо доказать. Безусловно. Но, теперь, прежде чем вынести свое суждение о том или ином проекте, эксперт трижды подумает, а, может быть, и махнет рукой и не захочет связываться. Последствия понятны. Положительные выводы получит тот проект, у которого лучше «крыша», то есть опять же коррупция, только рангом повыше).

Хотелось бы обратить внимание на статью 8 закона, носящую название «Ограничения относительно подарков (пожертвований)». Она касается всех — и тех, кто дарит подарки и тех, кто их получает. Практически все вышеперечисленные лица (за исключением разве что руководителей частных предприятий) «могут принимать подарки, отвечающие общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования»… если собственность таких подарков не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, «установленной на день принятия подарка (пожертвования) одноразово, а общая собственность таких подарков (пожертвований), полученных из одного источника, на протяжении одного года — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.

Говоря языком цифр — если Вы задумали сделать подарок тому или иному должностному лицу, то он не должен превышать 450 грн. То есть, все должно быть очень скромно — коробка конфет, бутылка шампанского отечественного разлива и букет ромашек. Не дай бог подарить бутылку виски «Чивас Ригал» 12‑летней выдержки (если это мужчина) или духи от «Шанель» (если это женщина).

А если Вы решили поздравить его или ее еще и с Новым годом, а заодно — с 23 февраля или 8 марта, то постарайтесь чтобы сумма Ваших подарков не превышала 900 гривень! Поскольку опять же можете нарваться на обвинения в коррупции.

Учитывая тот факт, что в число потенциальных коррупционеров входят Президент и Премьер, честно говоря, сложно представить себе, как, к примеру, Ахметов, Коломойский или кто-либо еще из отечественных олигархов приезжают на день рождения к Виктору Федоровичу и дарят ему скромный букетик цветов. Потому как иначе нельзя. Представили?

А вот для мелкого чиновника такая норма — удавка на шее. При желании и затянуть можно. В зависимости от обстоятельств.

Потому как сам по себе закон, он может и не плох, но специфика нашей страны состоит в том, что закон в ней применяется выборочно. Может кого-то обрадует, что к числу лиц, которые могут нести ответственность за коррупционные действия, отнесли и Президента и народных депутатов, и судей. Торжество демократии? Но, увы, мы забываем, что и Президент, и народные депутаты, и судьи у нас неприкосновенны. А Президенту у нас не то, что за коррупцию, за более крупные преступления нельзя объявить импичмент. Поскольку процедура, прописанная в Конституции, настолько сложна, что делает этот процесс практически невозможным. Замечу сразу. Речь не идет конкретно о нынешнем Президенте, а о должности вообще. Вспомните, попытки инициировать импичмент предпринимались и в отношении Леонида Кучмы, и в отношении Виктора Ющенко. И все беспочвенно. А из народных депутатов срок получил только Лозинский, да и то не за коррупцию.

Так что поговорка «закон что дышло» остается в силе. Даже положительные по своей сути законы в силу избирательного их применения могут превратиться в кистень, время от времени обрушивающийся на недовольных.

Впрочем, разговор о новом законе мы еще продолжим.

Автор: Артем Филипенко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту