![]() |
|
![]() |
![]() |
Долгие годы одесские рынки жили по своим неписаным правилам и законам. Основное из них – это держи ухо востро и смотри в оба. Глупо ожидать, что наемные продавцы, к примеру, весового товара будут со своими покупателями идеально честны, если они, находясь на нелегальном положении, сами страдают из-за нечестности своих работодателей. А рыночные предприниматели, по сути, не защищены от произвола со стороны администрации рынков. Поскольку между ними, как правило, нет никаких официальных договоров. Таким образом, складывается своего рода целая цепочка беззакония и правонарушений. Причем беззакония вполне устоявшегося, давно ставшего нормой и привычкой.
И все-таки любая анархия не может продолжаться долго. В конце концов уставшие от бесправия предприниматели сами стали обращаться за помощью к городским властям с просьбами о наведении порядка. С тех пор в чиновничьих кабинетах заговорили о проблеме урегулирования ситуации на рынках. Много копий было сломано вокруг печально известного рынка «Северный». Но реальное положение вещей совсем не изменилось.
Лишь после прихода нового городского головы и кадровых перемен в органах самоуправления решение пресловутой рыночной проблемы получило новый импульс. Об этом наша беседа с начальником управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Рафаэлем Маратовичем МУРАДЯНОМ.
– Какие проблемы должны быть решены с введением новых правил торговли?
– На сегодняшний день не урегулированы правовые взаимоотношения между городскими властями и владельцами рынков, а также между владельцами рынков и торгующими на рынках предпринимателями. Причем и те, и другие, и третьи страдают из-за наличия стихийной торговли.
Начнем с интересов городской громады: из пятидесяти трех имеющихся в городе рынков лишь двадцать семь имеют правоустанавливающие документы на землю. И даже там фактически занимаемая территория значительно превышает площадь официально отведенных участков. К примеру, рынок ООО «Основа» по просп. Академика Глушко с августа прошлого года незаконно использует свыше десяти тысяч квадратных метров городской земли. Я подсчитал по усредненной методике, сколько же город за прошедшие одиннадцать месяцев недополучил денежных средств. Оказалось, почти два миллиона гривень. И такой случай, к сожалению, далеко не единичный.
Кроме того, остальные двадцать шесть рынков вообще никаких документов на землю не имеют и в связи с этим никаких отчислений в городской бюджет не делают.
– Очень часто к городским властям обращаются торгующие на рынках предприниматели с просьбой урегулировать конфликт между ними и администрацией рынка...
– Это как раз следующий блок проблем, вызванный тем, что между владельцами рынков и предпринимателями отсутствуют какие-либо официальные договорные отношения. Само собой, все взимаемые при этом платежи остаются в теневом секторе, и городской бюджет опять-таки не получает никаких отчислений. Кроме того, предприниматели, не имея никаких документов, подтверждающих факт платежа, являются совершенно бесправными. Любого из них можно, по сути дела, в любой день выгнать с рынка, и никто из них не в силах ничего формально доказать. Допустим, человек, к примеру, три года работал на рынке, оплачивая свое место. И вдруг администрация рынка поднимает арендные ставки и заявляет: «Хочешь – плати, а не хочешь – убирайся». Он говорит: «Я уже три года здесь работаю». Ему отвечают: «Докажи». А доказать, к сожалению, нечем.
Бывает и хуже: человек оплачивает строительство торгового павильона, на чем администрация рынка неплохо зарабатывает. А потом эта администрация его же из этого павильона и выгоняет. Опять-таки все дело упирается в то, что у пострадавшего на руках нет никаких платежных документов. Поэтому формально защитить такого человека очень трудно. К примеру, многие предприниматели рынка «Северный» сейчас проигрывают свои судебные иски как раз потому, что ничем не могут доказать свои имущественные права.
– Еще одна печальная закономерность: настоящие крестьяне с огрубевшими от полевой работы руками, как правило, торгуют не на самих рынках, а где-то на прилегающей территории с самодельных прилавков...
– Да, настоящих крестьян становится на рынках все меньше и меньше. Там работают в основном перекупщики, которые зачастую реализуют фасованную продукцию. Отсюда и стихийная торговля: не желая отдавать товар по оптовой цене или везти его обратно домой, человек становится где-то возле рыночной ограды и начинает торговать.
Чтобы помочь таким людям, мы собираемся обязать администрации всех рынков выделить не менее двадцати процентов от занимаемой территории для продажи сельскохозяйственной продукции.
– Что еще появится в новых правилах торговли?
– Мы обяжем руководство всех рынков предоставить нам в месячный срок подробный план своей территории, сделанный при помощи аэрофотосъемки. На этом плане должно быть видно четкое количество всех торговых лотков и павильонов. Важно также определить, выходит ли рынок за пределы формально установленных границ.
Конечно же, мы обяжем администрации всех рынков заключить со всеми работающими на их территории предпринимателями письменные договоры. Причем в этих договорах должно быть четко прописано, что такое аренда, а что такое услуги, потому что на сегодняшний день эти понятия почти не разграничены. К примеру, на Малиновском рынке никакого понятия аренды вообще нет. Там все называется услугой. Хотя одно значительно отличается от другого. В понятие «услуга» должны войти: охрана территории, вывоз мусора, уборка и прочее. А в понятие «аренда» – использование торгового места, инвентаря и так далее. Люди должны четко понимать, за что они платят, это фундамент любого правопорядка.
В новых правилах будет также запрещено отключать предпринимателям электроэнергию. Войдет туда и Постановление Кабмина № 668, которое до сих пор носило только рекомендательный характер. В этом Постановлении говорится о том, что руководство рынка должно заблаговременно уведомлять предпринимателей о предстоящей реконструкции и предоставлять им новые торговые места. Причем эти места должны людей вполне устраивать.
– Какие ожидаются поступления в городской бюджет после наведения порядка на рынках?
– До 1 января 2011 года наш годовой план по рыночному сбору составлял пятнадцать с половиной миллионов гривень. Однако с принятием Налогового кодекса все местные сборы были упразднены, город эти деньги потерял. Теперь если мы после оформления земельных правоотношений с упомянутыми двадцатью шестью рынками хотя бы вернем эти деньги, то будет уже неплохо. Но, по предварительным расчетам, там получается даже несколько больше – около двадцати миллионов гривень.
– Сколько за последнее время снесено по городу торговых точек? И почему?
– Только за истекший период нынешнего года в городе снесено 117 торговых лотков и павильонов. Типичными для этих торговых точек являются такие нарушения, как отсутствие разрешительных документов от управления архитектуры и градостроительства, нахождение в зеленой зоне, неудовлетворительные санитарные условия, незаконная продажа алкогольных напитков.
– А стоят ли городские рынки затрачиваемых вами усилий? Лично я давно уже покупаю все продукты в универсаме, где не обвесят, не обсчитают. А если мне попадется недоброкачественный товар, у меня есть чек. И теневой товарооборот в крупном магазине, оборудованном кассовыми аппаратами, тоже невозможен...
– Я с вами согласен. И мне тоже больше нравится делать покупки в универсамах. Но закрывать городские рынки ни в коем случае нельзя. Это вызовет социальный взрыв, особенно сейчас, в условиях нехватки рабочих мест. Кроме того, любой крестьянин может сам реализовать свою продукцию только на рынке. И в конце концов, у тех же универсамов должны быть конкуренция и альтернатива.
Рынки, безусловно, нужны, но не в том состоянии, в каком они находятся сейчас. Их надо привести в порядок и взять под контроль. А это, между прочим, намного сложнее...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |