ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Иммунитет… к чужой беде
16.07.2011 / Газета: Час пик / № №28(532) / Тираж: 5000

В строго отведенные часы в коридоре общественной приемной Одесской областной государственной администрации всегда есть люди. Они ждут своей очереди, чтобы рассказать о наболевшем при встрече с первыми лицами области.

В Киевской прокуратуре у Владимира Сергеевича просто отказались принять заявление, не объяснив причины. А в СБУ вдобавок заявили: «Мы тут боремся со шпионами и террористами». На что обманутый пайщик ответил: «Вы не с теми боретесь. Вам надо бороться с властью. Потому что главный враг государства — это власть!».

Сюда почти не приходят люди, у которых всего одна проблема. Обычно это целый комплекс взаимосвязанных или — реже — не связанных друг с другом вопросов. Подтверждается известный тезис о том, что одно беззаконие порождает другое.

Людей, пытающихся попасть на прием в облгосадминистрацию, год от года становится все больше. А это значит — больше обмана, коррупции, невыносимых жилищных условий, больше равнодушия со стороны чиновников.

…У каждого при себе — толстая папка с десятками писем и запросов, оставленных без ответа. В каждой такой папке — долгая и запутанная история, в которую волей случая угодил проситель. Люди легко оперируют названиями многочисленных структур, «винтиков» и «болтиков» нашей государственной машины. Знают, кто кому подчиняется, и как зовут (по имени-отчеству) главных чиновников, хозяев и управленцев этих «винтиков» и «болтиков», а также их «замов», «помов», «помзамов» и секретарей…

Как правило, каждая история, таящаяся в папке, началась не сегодня и не вчера — ей много лет. Пять, десять, пятнадцать… Ровно столько лет они ходят по инстанциям, пишут и не получают ответа, приходят и уходят ни с чем, судятся, пытаются добиться справедливости, и не могут этого сделать.

Судя по толщине папок, до облгосадминистрации добираются самые смелые и упорные.

Истории, которые рассказывают люди в приемной, порой выглядят плодом воображения конспиролога. Но, к огромному сожалению, на деле конспирологических фантазий во всем этом мало, а все рассказы отражают нашу украинскую действительность.

В 2007 году Владимир Сергеевич Коренский решил стать пайщиком строящегося на улице М. Говорова дома «У фонтана». Строительство производила компания «Берег-групп», а у стройплощадки висел щит, согласно надписи на котором заказчиком стройки было Минобороны.

Семья Владимира Ивановича подписала с «Берег-групп» договор, составили график платежей. А через три месяца стройка замерла. Когда стало очевидно, что компания построить дом не в состоянии, Владимир Сергеевич попытался вернуть свои деньги. Тут-то и начинается самое интересное. Оказалось, стройка незаконна: отвод земли под дом не производился, областная инспекция ГАСК и инспекция по благоустройству Одесского горсовета разрешения на застройку не подписывали, документация на строительство не была согласована с многочисленными инстанциями и не прошла государственную экспертизу. А Минобороны… вообще не имеет к стройке никакого отношения.

К тому времени пайщики внесли в строительство уже 17,9 миллионов долларов (!). Куда пошли эти деньги, неясно, потому что «Берег-групп» не сумело завершить даже нулевой цикл строительства.

Владимир Сергеевич не раз писал в ГАСК, обращая их внимание на незаконное строительство. Однако за четыре года он так ни разу и не получил внятного ответа от ведомства.

Более того, когда, решая свои проблемы, «Берег-групп» вознамерилась отдать стройку компании «Одиссей», и последняя потребовала разрешения на строительство, ГАСК его выдал, еще раз нарушив закон. При этом были значительно занижены штрафные санкции за самовольное строительство, которые должны составлять 50 процентов от суммы выполненных работ. По утверждению компании «Берег-групп», они «настроили» всего на 22 тысячи гривень. Тогда непонятно: либо стоимость работ занижена в десятки или даже сотни раз, либо деньги частных инвесторов (напомним, почти $18 млн.) попросту были украдены. Ведь компания «Одиссей» согласилась взять стройку только за потенциальную прибыль от продажи оставшихся непроданными квартир.

Владимир Сергеевич так описывает свои безуспешные попытки добиться хотя бы какого-нибудь расследования всего этого дела: «Я исчерпал все возможности по переписке с официальными структурами города — ГАСК, «Укринвестэкспертизой», тремя или четырьмя департаментами горисполкома, отделом контроля за застройкой города, инспекцией по благоустройству. В основном мне отвечали: «Мы к этому делу не имеем никакого отношения», или «Мы не имеем права вмешиваться в хозяйственную деятельность организации».

Между тем очевидно, что одной из задач того же ГАСК, например, является защита прав потребителей строительной продукции.

Собрав свою собственную толстую папку с десятками листов безуспешной переписки, Владимир Сергеевич попытался добиться внимания к своей проблеме, лично встречаясь с представителями власти: «Я непрерывно хожу в прокуратуру — городскую, областную, Приморского района города, Киевского. Во-первых, я это делаю для того, чтобы возбудили уголовное дело за воровство денег компанией «Берег-групп». Во-вторых, — чтобы позаботились о государственном бюджете и назначили компании соответствующие штрафные санкции. Ведь работ было выполнено не на 22 тысячи, а, грубо говоря, на 8‑10 миллионов гривень. Я десять или двадцать раз ходил в Приморскую прокуратуру, чтобы возбудили уголовное дело. А те меня отсылали в Киевскую. Киевская отсылала в Приморскую. Я ходил в городскую — там отсылали в областную. Я ходил в областную три раза, там — отсылали в городскую, Киевскую, Приморскую… и так пять кругов! Все эти четыре прокуратуры друг на друга спихивают, кто должен возбудить уголовное дело и взять для государства четыре или пять миллионов гривень. Для государства, не для меня!»

Как тут не вспомнить Закон «Об обращениях граждан», предписывающий органам государственной власти и местного самоуправления «объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы»!

В Киевской прокуратуре у Владимира Сергеевича просто отказались принять заявление, не объяснив причины. А в СБУ вдобавок заявили: «Мы тут боремся со шпионами и террористами». На что обманутый пайщик ответил: «Вы не с теми боретесь. Вам надо бороться с властью. Потому что главный враг государства — это власть».

Необоснованный отказ в принятии заявления, кстати, тоже противоречит закону «Об обращениях граждан». А отговорка про шпионов — это, конечно, не уважительная причина. По закону государственный орган, к компетенции которого жалоба не относится, обязан самостоятельно перенаправить ее в другой, уведомив об этом человека, подавшего обращение. Но для чиновников исполнение законов того государства, на которое они, по идее, работают, видимо, слишком тяжелый труд. Легче сделать вид «ничего не вижу, ничего не слышу; моя хата с краю, ничего не знаю».

В приемной ОГА, где мы встретились, Владимир Сергеевич ждал заместителя губернатора. К нему он записался тоже из-за удивительной чиновничьей логики: «Здесь есть управление по взаимодействию с правоохранительными органами и по борьбе с коррупцией, — рассказывает он. — Когда я туда позвонил, мне чиновник ответил: «Что вы к нам обращаетесь? Вы идите к губернатору. Он нам поручит — мы будем заниматься. А не поручит — не будем».

Когда все проблемы решаются исключительно по указке сверху — это ли не показатель начинающегося паралича системы?

***

Среди тех, кто сидит на стареньких засаленных и протертых стульчиках в коридоре облгосадминистрации и ждет своей очереди на прием, есть люди, у которых в толстых папках не только документы и чиновничьи отписки. Евдокия Васильевна Бут-Гусаим, например, привезла трубу сантиметров 15 длиной — элемент системы их дома. Труба ржавая, наполовину забитая твердым осадком. Из-за этого ток воды очень слабый, и дома у пенсионерки постоянно стоит холод.

Евдокия Васильевна производит впечатление интеллигентного человека. У нее тихий голос и усталый вид. Она приехала на прием из Белгород-Днестровского. Я смотрела на нее и думала: до чего же нужно было довести старушку, чтобы она не побоялась оставить дома дочь-инвалида 1‑й группы и приехать сюда искать справедливости? Евдокия Васильевна рассказала: «У нас очень дорогая холодная вода (11, 76 гривень за один кубометр), а горячей воды нет. Мыться нечем. Газ подведен только для отопления, а варим кто на чем. Еще у нас проблема с ЖЭУ. Я живу в своем доме 38 лет, и за все это время нам только сделали крышу, да в этом году побелили и покрасили подъезд. Куда наши деньги уходят, непонятно. Представители ЖЭУ, когда мы предлагаем им отчитаться, от нас буквально убегают. А на нашей придомовой территории построили магазин».

То, что у Евдокии Васильевны так много вопросов к администрации — не случайность. Таких, как она, очень много. Сюда почти не приходят люди, у которых всего одна проблема. Обычно это целый комплекс взаимосвязанных или — реже — не связанных друг с другом вопросов. Подтверждается известный тезис о том, что одно беззаконие порождает другое.

Людей, пытающихся попасть на прием в облгосадминистрацию, год от года становится все больше. А это значит — больше обмана, коррупции, невыносимых жилищных условий, больше равнодушия со стороны чиновников.

Цитируем официальный сайт Одесской областной государственной администрации: «На протяжении I квартала 2011 года облгосадминистрацией получено 1566 обращений граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, что на 36 процентов больше, чем за январь-март 2010 года». Выходит, на 36 процентов граждан больше не смогло получить удовлетворительный ответ на местном уровне. Тогда кому нужен такой «уровень»?

Чиновники ОГА и сами признаются в существовании этой проблемы. «Большая часть вопросов, которые мы рассматриваем, может и должна решаться на местном уровне», — говорит Владимир Иванович Анисимов, начальник отдела работы по обращению граждан аппарата облгосадминистрации.

Почему же этого не происходит? Чиновники уходят от прямого ответа на этот вопрос, а люди с толстыми папками в коридоре уверены, что причины две: тотальное равнодушие госаппарата к человеку и всеобъемлющая коррупция.

По данным международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, Украина по уровню коррупции занимает 134 место в мире, наравне с Республикой Того, Бангладеш, Зимбабве. Согласно опросам простых граждан, проведенным все тем же агентством, чиновники по уровню взяточничества получили 4,1 балла из 5 возможных, где 5 означает абсолютно коррумпированную структуру. И по этому показателю страна вообще занимает второе (!) место в мире. Одной десятой балла не хватило нашим госслужащим, чтобы стать первыми в мире по жадности до взяток!

Но определяющим здесь, вероятно, является все-таки равнодушие — профессиональное заболевание, вызывающее у вполне адекватных людей устойчивый иммунитет к чужой беде, как только эти адекватные люди становятся чиновниками. А коррупция — лишь производное иммунитета — легкий способ собрать бонусы с чужой беды.

Автор: Екатерина Сумина


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту