![]() |
|
![]() |
![]() |
В этой истории нет ничего необычного, может быть, кроме одного — в ней необычно все, потому что в жизни этих людей — история целой эпохи. Той эпохи, о которой мы стали забывать, и той эпохи, о которой молодые люди знают все меньше и меньше. И еще одно необычное — 60-летний юбилей совместной жизни совсем недавно отметила эта пара. 60 лет в любви и согласии, в уважении друг к другу. Наверное, в этом и есть секрет подлинного счастья. И в нем тоже нет ничего необычного, только не каждому это под силу…
«В детстве я мечтала стать врачом… но это было до войны. Мне было 13 лет, когда война началась. И детство вместе с ее началом сразу закончилось — с 18 июля 1941 года моя семья оказалась в оккупации в городе Дно Псковской области. Не дай бог никому пережить такое…», — со слезами вспоминает Лера Васильевна. На ее глазах во время оккупации немцы повесили мужа родной тетки, который был коммунистом и председателем колхоза.
Вспоминает и историю семьи двоюродной сестры Зои, жившей в доме родителей Леры Васильевны. Не выдержав ужаса оккупации, несколько семей местных жителей (вместе с родителями Зои) подались с детьми к партизанам, но найти их не смогли, и вынуждены были вернуться обратно. Это заметили местные полицаи и староста. Беглецов арестовали как раз накануне боев за освобождение Псковщины (в феврале 1944 года). Детей и родителей разделили: детей отправили домой, а взрослых сожгли заживо в тюремном каземате…
— Я уже не хотела становиться врачом, — продолжает Лера Васильевна, — крови боюсь до сих пор… Поэтому после войны и после окончания школы поступила в Псковский пединститут, где и встретилась в 1949 году с Владимиром Ивановичем Макаровым, с которым в этом году 23 июня мы и отметили 60‑летний юбилей семейной жизни.
Познакомились мы на танцах в Доме офицеров в Пскове. Тогда он был старшим лейтенантом, служил десантником в военном гарнизоне, а я — студентка.
В 1951 году Владимир и Лера зарегистрировали брак, и начался период странствий. Владимир был специалистом в области военного строительства. Только строительство было особое — ракетно-испытательные полигоны, шахты для ракет, закрытые военные городки. Астраханские степи, Красноярский край, таежная глухомань и озеро Балхаш, Семипалатинск (о котором рассказывают страшные истории, и о котором Владимир Иванович вспоминает как о лучших годах своей жизни — потому что так это и было на самом деле — без «вселенских ужасов», которые приписывают этому советскому прошлому его недобросовестные историки).
— Мы были строителями для ракетчиков, — рассказывает Владимир Иванович. — Были командировки: в Благовещенске строили ракетный полигон, в Назарове — подземно-ракетный комплекс, строили и Байконур, и Мирный. Кстати, Назаровский подземный завод во время войны полностью обеспечивал боеприпасами всю Сталинградскую битву. Там мы строили железную дорогу. В Улан-Удэ мы строили командный пункт для Генштаба Вооруженных Сил. Кроме того, занимались подземной прокладкой кабеля от Улан-Удэ до Владивостока.
С волнением и восторгом он вспоминает первые запуски ракет в космос. Сегодня — это будничное дело, а тогда — они были первыми очевидцами начала великой эры освоения космоса, дорогу в которую первым проложил Советский Союз.
В 1979 году, закончив службу в звании полковника, Владимир Иванович с семьей переезжает в Одессу. Но отсиживаться на военной пенсии (а по тем временам она была очень достойной) просто не смог, и пошел на работу заместителем директора строительного комбината «Одестрансстрой», занимавшимся транспортным строительством, где и проработал четыре года.
В 1983 году ему предлагают занять должность директора пляжа «Аркадия» — и на двадцать лет он становится здесь бессменным руководителем — до 2003 года, одновременно — начальником строительной группы пляжей «Отрада», «Дельфин», «Аркадия» и пляжа на 13 станции Большого Фонтана. Только в 2006 году, на 63 году трудового стажа он окончательно уволился.
Владимир Иванович напоследок показывает свои ордена и медали. Самые ценные для него — «За отвагу», «За боевые заслуги», Орден за службу Родине и, конечно же, орден «Отечественной войны» I степени.
— Я участвовал в Параде Победы в 1945 году, — делится своими воспоминаниями Владимир Иванович. — Помню, целый месяц на аэродроме в Тушино нас тренировали по четыре часа в день. Жуков принимал парад на белом коне. Впечатления, конечно, очень богатые. Ощущения? Гордость за свою страну и боль об утратах — такие потери были…
Вот и вся история — бесхитростная, в чем-то сильно напоминающая автобиографические справки. Но ведь оно так и есть по большому счету. Потому что это не их автобиографические справки, а биографическая справка времени и страны, которой сейчас нет, а времени — которое ушло в историю, но не исчезло, потому что живет рядом с нами, и всегда будет жить. Ведь не бывает будущего без прошлого. И величие этого прошлого проявляется в самом обыденном — в жизни самых простых людей, которые своими биографиями и писали эту историю.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |