ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Александр Лагоша, начальник Государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный»: «Реализация инвестпроекта строительства частного терминала выгодна для государственного порта Южный. Мы сможем переработать около 30 млн. тонн навала. Это значительно увеличит доходы. Возможно, такая схема оптимальна и для других портов...
26.07.2011 / Газета: Моряк / № 7 / Тираж: 3300

Празднование 33-й годовщины основания государственного порта Южный — хороший повод подвести некоторые итоги деятельности предприятия. Еще один год работы был насыщен различными событиями. Трудовому коллективу в очередной раз удалось достичь высоких производственных результатов, которые позволили предприятию быть лидером в морской отрасли.

Как этого удалось достичь? Что происходит сейчас? Что будет дальше? — это основная площадка вопросов, которые обсуждали журналисты на встрече с начальником Государственного морского торгового порта Южный Александром Лагошей. Открывая достаточно представительную пресс-конференцию, он отметил, что прошел всего лишь год, как он назначен руководителем предприятия. Однако:

- ...невзирая на спад грузооборота в первом полугодии, по итогам 12-ти месяцев 2010 года портовикам все же удалось перевыполнить годовой план по грузообороту и увеличить этот показатель, в сравнении с предыдущим 2009 годом.

В 2010 году через причалы было перевалено 18 млн. 220,6 тыс. тонн грузов (это второй результат в» отрасли). Из них грузооборот во втором полугодии составил 10 млн тонн.

- Благодаря чему портовики сумели совершить такой производственный урок?

- Уже в августе результатом активной работы по привлечению грузов становится наращивание объемов российской руды. Почти после годового перерыва заключены договоры на перевалку сырья Лебединского и Михайловского горнообогатительных комбинатов через причалы нашего угольно-рудного комплекса.

Для сравнения: в августе 2009 года в Южном было переработано 63,2 тыс. тонн рудных грузов, а в августе 2010-го был заявлен объем почти в 400 тыс. тонн.

В этом же месяце порт возвращается к привычной интенсивности приема крупнотоннажного флота. Согласованная работа трудовых коллективов грузовых районов и других подразделений, вместе с эффективной стратегией руководства, привела к увеличению месячного грузооборота, в сравнении с июлем, на 20%.

В сентябре в акваторию Южного зашло наибольшее в его истории судно. Балкер «VKerkis» типа capsize имеет длину — 315 м, ширину — 50 м, дедвейт — 208,95 тыс. тонн, максимальная осадка, -больше 18м. «VKerkis» взял на борт больше 140 тыс. тонн железорудного концентрата. У причала №7 его загрузили до максимально возможной в порту осадки-больше 14 м.

В сентябре 2010 года впервые в истории порта на рейде была осуществлена дозагрузка крупнотоннажного судна типа capesize. Общими силами порта и грузовладельца на рейдовом перегрузочном комплексе №1 на судно «KASS0S WARRI0R» (длина — 300 м, ширина — 47,5 м, максимальная осадка- 18,5 м, дедвейт — 194 тыс. тонн) было погружено больше 50 тыс. тонн железорудного концентрата.

Проведение подобной грузовой операции стало возможным благодаря внедренной технологии дозаг-рузки судов с осадкой более 14,5 м на внешнем рейде. Благодаря ей порт получил возможность формировать полные судовые партии объемом до 200 тыс. тонн. Таким образом, увеличилась привлекательность Южного для грузовладельцев и, как следствие, повысились показатели.

-Да, кстати о зарплате. Если портовики так хорошо поработали, то какую зарплату они стали получать?

- По итогам 2010 года в порту зафиксирована самая высокая среднемесячная заработная плата в отрасли. Согласно данным статистической отчетности, средний доход наших портовиков в 2010 году составил 5 тыс. 304 грн., что на 18,5% больше, чем в предыдущем 2009 году.

Вторую и третью позицию за нами занимают соответственно портовики Феодосии (4 тыс. 878 грн.) и Измаила (4 тыс. 775 грн.).

- В нынешнем году, мы уверены, движение продолжается. Происходит нечто новое? Какие производственные события совершаются сейчас?

- В 2011 году наблюдается рост эффективности работы порта. За 6 месяцев текущего года через его причалы перевалено 11 млн. 492 тыс. тонн грузов, что на 14,6% больше, чем было предусмотрено плановым заданием, и на 39,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Предприятие установило новый собственный рекорд. До этого наибольший полугодовой грузооборот был зафиксирован в докризисном 2008 году, он составлял 11 млн. 149,6 тыс. тонн.

Кроме того, за три месяца второго квартала в порту переработано 6 млн. 213,6 тыс. тонн грузов. Это на 21,2% больше, чем предусмотрено планом и на 75,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. В сравнении с апрелем-июнем 2008 года во II квартале 2011 года перевалено на 264 тыс. тонн грузов больше. За месяц переработали 1 млн. 959,1 тыс. тонн — плюс 14,9% к плану, и 209% относительно июня прошлого года.

Означала года около причалов обработано 446 судов, на причальных фронтах и комплексе вагоноопро-кидывателя — 93 тыс. 361 вагон.

Еще одним рекордом стал объем переработки руды. В течение апреля силами работников второго грузового района переработано 1 млн. 26 тыс. тонн железорудного сырья — это наибольший месячный объем перевалки этого вида грузов в истории порта. Уже в мае портовики побили новый собственный рекорд, переработав 1 млн. 194,1 тыс. тонн руды.

В мае были установлены еще три рекорда. За месяц через причалы Южного перевалено 2 млн. 257,3 тыс. тонн грузов. Этот фактический показатель стал рекордным для предприятия. До этого наибольший месячный грузооборот составлял 2 млн. 74,3 тыс. тонн (март, в 2006 г.).

Рекорд установлен и по показателю грузопереработки — 1 млн. 615,3 тыс. тонн. Ранее наибольшим месячным показателем считалась цифра в 1 млн. 577,6 тыс. тонн грузов (апрель, в 2009 г.).

Новый исторический рекорд установили работники погрузочно-разгрузочно-го района №2. В мае подразделение собственными силами переработало 1 млн. 434,3 тыс. тонн грузов, против рекордных 1 млн. 321,7 тыс. тонн в апреле 2008 года.

Знаменательным событием для порта стало прибытие двух новых буксиров-кантовщиков усиленного ледокольного класса, построенных на верфях ведущей мировой судостроительной компании «DAMEN SHIPYARDS».

Буксиры имеют мощность в 4200 лошадиных сил каждый, и тяговую способность — 50 тонн на гак. Длина судов — 28 метров, ширина, -10.

Приобретение обошлось порту в 20 млн. евро. Ожидаемая прибыль — 2 млн. евро в год.

Основной отличительной особенностью судов является использование азимутального принципа движения, который обеспечивает высокую маневренность и производительность работы.

Кроме того, новые буксиры оборудованы современными радионавигационными приборами от ведущих мировых производителей, двигателями с бортовыми компьютерами и автоматизированной лебедкой с возможностью программирования.

Оба судна решено назвать в честь заслуженных портовиков, которые сделали весомый взнос в становление и развитие Южного, — Евгения Яковцева и Геннадия Савельева. Нужно отдельно заметить, что, невзирая на нестабильность нашей экономики, порт приобрел буксиры за счет собственных средств без привлечения кредитов и средств инвесторов.

Однако портовики не останавливаются на достигнутом. ГПИНИИ«Черно-морНИИпроект» по заказу порта Южный разработал проект по реконструкции и созданию новых элементов подходного и внутреннего каналов с разворотным кругом, а также операционной акватории причалов №№ 5, 6, 8, 9. Документом, в частности, предусматривается увеличение глубин каналов и акватории порта до 21 м. Необходимость дноуглубления обсуждалась в порту еще в 2008 году. Тогда же были проведены определенные проектные работы.

Увеличение существующих глубин было предусмотрено и программой перспективного развития порта, утвержденной Министерством транспорта и связи Украины в 2009 году. По причине экономического кризиса решение этого вопроса затянулось. В октябре 2010 года на Первом инвестиционном форуме TRACECA было представлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта развития «Южного», которое предусматривало доведение глубины подходного канала и акватории до 19 м.

ТЭО было разработано компанией «Corporate Solutions» при поддержке Европейской Комиссии в пределах проекта технической помощи. В течение нескольких месяцев длилось детальное изучение средне- и долговременной перспективы привлечения грузопотоков, велись переговоры с потенциальными инвесторами и кредитора-

ми относительно целесообразности реализации проекта по дноуглублению в порту «Южный».

В мае предприятие объявило тендер на разработку проекта реконструкции и создание новых элементов подходного и внутреннего канала с разворотным кругом и операционных акваторий причалов №№ 5,6,8,9, который выиграл ГПИНИИ «Черномор-НИИпроект». 20 июня документ уже был передан заказчику, в настоящий момент, в соответствии с действующим законодательством, он находится на экспертизе.

Реализация данного проекта даст мощный толчок нашему предприятию, при глубинах 21 м мы сможем полностью загружать или разгружать суда дедвейтом 200 тыс. тонн и осадкой до 19,5 м непосредственно около наших причалов без догрузки на рейде. Таким образом, порт «Южный» сравняется с основным конкурентом украинских портов на Черном море — румынской Констанцой, где глубина акватории составляет 19 м.

- Все это возможно при условии гарантированного грузопотока плюс значительные инвестиции...

-Мировой опыт показывает, что практически единственная эффективная формула развития портов должна иметь следующие слагаемы:

1 — Государство инвестирует в развитие стратегических звеньев (акваторию и гидротехнические сооружения).

2 — Если частные инвесторы берут на себя обеспечение грузопотока и львиную долю инвестиций, то именно они берут на себя финансовые инвестиции в строительство мощностей по перевалке грузов, расходы по эксплуатации этих мощностей, обеспечение грузопотока. И все

связанные с этим риски.

Именно такая схема является наиболее оптимальной и для Украины: государство получает гарантированный доход от частных инвесторов за пользование акваторией и причалами. А также дополнительный доход от судо-заходов. И, безусловно, рабочие места, налоги, дополнительные доходы от дальнейшего транзита этих грузов.

3 — Такой партнер у порта есть — компания «Портинвест», которая заявила о строительстве терминала в акватории Аджалыкского лимана. Реализация инвестиционного проекта по строительству нового частного терминала является выгодной для государственного порта «Южный», поскольку позволит увеличить его доходы. Причем как за счет увеличения судозахода, так и за счет появления новых статей доходов, связанных с платой за пользование частным

инвестором причалами, принадлежащими порту, и платой за пользование землей, на которой инвестор разместит свою технику.

Оперируя конкретными цифрами, отметим, что в 2010 г. совокупные объемы перевалки всех типов грузов составили около 18,2 млн. тон, из которых на навалочные грузы приходится 10 млн. тон (номинальная мощность по перевалке навалочных грузов в порту составляет 13 млн. тон). При запуске нового частного терминала в порту с номинальной мощностью до 18 млн. тон совокупный обьем гру-зопереработки навалочных грузов может составить около 30 млн. тон.

А в дальнейшем — повышение эффективности вследствие использования современных технологий, рост доходов,значит создание новых возможностей для инвестирования в модернизацию причалов и в современные социальные программы.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту