![]() |
|
![]() |
![]() |
СНАЧАЛА этого года исполнительный комитет Одесского городского совета ведет активную работу по легализации теневых капиталов предприятий и погашению задолженности по зарплате. Эффективность принимаемых мер очевидна:только в первом полугодии 2011 г. почти наполовину погашены долги по зарплате в сравнении с теми, что существовали на 01.01.11 г. Однако если на экономически активных предприятиях ситуация улучшается (они наращивают объемы выпускаемой продукции, модернизируют производственную базу, расширяют рынки сбыта), то так называемые предприятия-банкроты тянут экономику вниз. Что планируется предпринять, чтобы уже в обозримом будущем положение дел изменилось и банкроты выполнили обязательства перед бюджетом и своими работниками? Об этом рассказывает заместитель директора департамента труда и социальной политики Одесского городского совета Раиса ГОРШКОЛЕПОВА.
- Раиса Алексеевна, какова динамика погашения задолженности по зарплате на одесских предприятиях по итогам работы в январе -июне 2011 года?
- Положительная, и этому во многом способствует целенаправленная и результативная работа, которая проводится городской властью с руководителями предприятий, учреждений и организаций. Значительно уменьшилась задолженность по выплате зарплаты на экономически активных предприятиях. Если на 1.01.11 г. она составляла почти 6 миллионов гривень, то на 1.07.11 г.- уже 3,5 миллиона гривень. Причем тенденция очевидна: только в первую неделю июля эта задолженность снизилась до отметки 3 миллиона гривень. Положительные тенденции можно объяснить тем, что, например, промышленные предприятия «оживляют» производственную базу, работают над качеством выпускаемого продукта, активно и небезуспешно занимаются маркетинговой деятельностью. Растут объемы выпускаемой продукции, предприятия получают больше доходов и решают оперативные вопросы хозяйственной деятельности. Улучшается в результате их финансовое положение, и они гасят долги перед бюджетом и по выплате заработной платы.
- Тем не менее, в списке должников из месяца в месяц мы наблюдаем одни и те же предприятия. Эти предприятия хорошо известны правоохранительным и контролирующим органам, но ситуация там не меняется. Почему?
- В Одессе осуществляют свою деятельность не только экономически активные предприятия, с которыми можно эффективно работать и добиваться результата. Есть также предприятия, учреждения и организации, у которых долги накапливаются попеременно:то их нет, то они снова появляются. Чаще всего это ведомственные государственные предприятия. Причина бедственного положения таких предприятий в том, что министерства и ведомства, за которыми они закреплены, не всегда своевременно им оформляют госзаказы или рассчитываются за продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Это, например, казенное предприятие «Молния», НИИ «Шторм», Одесский проектный институт...
Самый сложный участок работы -так называемые предприятия-банкроты. Они годами простаивают, не ведут хозяйственной деятельности, в лучшем случае сдают в аренду площади, не получают практически никакой прибыли. Люди подают иски в суды на взыскание задолженности по зарплате, принимаются положительные решения... Взыскать же средства на погашение зарплаты не представляется возможным.
По данным Главного управления статистики в Одесской области, на 1.06.11 г. общая сумма невыплаченной зарплаты на 37 предприятиях-должниках всех форм собственности по видам экономической деятельности в городе Одессе составила 20,9 миллиона гривень перед 3,3 тысячи работников. Так вот в структуре общей задолженности наибольшая ее часть (14,1 миллиона гривень, или 67,6%) приходится на 12 предприятий, в отношении которых осуществляется процедура восстановления платежеспособности или признания банкротом.
- Признание предприятия банкротом — не гарантия того, что уже завтра оно погасит государству и работникам долги. Какие вы видите эффективные пути работы с такими предприятиями?
- Санация или начало процедуры банкротства — первые шаги на пути развязывания долгового узла. На каждом предприятии своя ситуация, исходя их
этого и нужно, очевидно, принимать те или иные решения.
Конечно, усилиями только города проблему не решить. Однако, считаю, серьезная работа, которая проводится городской рабочей группой по легализации зарплат и погашению задолженности по их выплате, позволила нам сдвинуть дело с мертвой точки. Общими усилиями координационных советов, созданных при районных администрациях, наших социальных партнеров, налоговиков, районных управлений Пенсионного фонда в Одесской области, правоохранительных органов наметился значительный прогресс в вопросах легализации доходов предприятий и погашения ими своих долгов перед бюджетами, государственными целевыми фондами и по заработным платам работникам. Значительно уменьшилось количество предприятий, которые выплачивают зарплаты ниже минимального уровня, и работников, которые такие зарплаты получают.
- А разве предприятие имеет право устанавливать заработную плату ниже минимума, определенного законодательством?
- Официально таких зарплат нет. Однако нужно учесть, что работники получают заработные платы с учетом фактически отработанного времени. Зарплаты ниже минимального уровня согласно действующему законодательству могут получать работники с неполной занятостью. Например, если на предприятии установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день — ниже заработная плата. Таких предприятий в городе стало значительно меньше, но они еще есть. Если на 1.01.11 г. в Одессе было более 6 тысяч предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, которые выплачивали зарплаты ниже минимально установленного уровня, то на 1.05.11 г. таковых осталось не многим более трех тысяч.
- Существовала проблема задолженности и у коммунальных предприятий...
- Сегодня по выплате заработных плат у коммунальных предприятий задолженностей нет. Они выполняют обязательства перед бюджетом и своими работниками.
- Каковы результаты контрольно-проверочной работы?
- С целью усиления контроля по выявлению и легализации выплат теневых доходов всеми уполномоченными структурами в этой сфере в январе — июне этого года проведена 431 проверка предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности. Установлено 1,3 тысячи нарушений, в том числе 120 случаев несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда, 327 — в сфере занятости населения. По результатам этой работы объем легализованной зарплаты составил 6372,8 тысячи гривень, легализовано 1111 рабочих мест. За нарушения требований действующего законодательства в оплате труда материалы в отношении 58 руководителей направлены в районные прокуратуры города Одессы. В текущем году уже 12 руководителей предприятий-должников привлечены к адми-нистративной ответственности, три руководителя — к уголовной ответственности.
С целью улучшения ситуации по легализации заработной платы проведено три заседания городской рабочей группы, на которых с руководителями предприятий оговаривались вопросы определения источников роста среднемесячной зарплаты и как следствие этого — увеличения отчислений с налога на доходы физических лиц в городской бюджет. Благодаря проделанной работе удалось добиться того, что среднемесячная зарплата в мае по городу Одессе составила 2585 гривень. Это на 229 гривень больше, чем в целом по Одесской области.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |