![]() |
|
![]() |
![]() |
Рискуя жизнью, команда добровольцев сняла с кавказской вершины тела двух одесских альпинистов, погибших в Кабардино-Балкарии год назад.
РОКОВАЯ ДЫХТАУ
Зловещую славу обрела вершина Дыхтау (Крутая гора, 5204 метра) — вторая по высоте на Кавказе, что в Кабардино-Балкарии, в районе Безенги. В августе 2003 года на ее северном склоне под лавиной погибли трое одесских альпинистов, члены альпклуба «Одесса» Сергей Лебеденко, Константин Леонтьев и Александр Ущаповский. Их тренером-наблюдателем был Владимир Альперин. Многократный чемпион Украины по альпинизму и скалолазанью он ничем не мог им помочь — ледовый обвал произошел на его глазах, когда ребята выходили на вершину.
— Двух ребят мы тогда нашли, а Сашу — нет, — рассказывает директор альпинистского клуба «Одесса» (базовый клуб профильной сборной команды Украины) Мстислав Горбенко. — Поиски через год были прекращены, но Володя Альперин с Владимиром Кривошеевым, одним из ведущих спортсменов клуба, долго вынашивали свой план действий. Они решили в 2010 году пройти параллельным маршрутом на Дыхтау. Альперин готовился к походу несколько лет, хотел осмотреть склоны гор, выяснить, что же произошло с его подопечными, и посвятить восхождение их памяти. Но судьба распорядилась иначе…
В прошлом году трагедия, увы, повторилась. Из-за сложных погодных условий шестидесятидвухлетний Альперин и сорокадвухлетний Кривошеев дважды отказывались от восхождения на вершину. Но 19 июля вышли на маршрут в третий раз, на следующий день начали подъем. В течение дня спортсмены трижды выходили на связь, докладывали об успешном продвижении по маршруту. 21 июля с ними прошел утренний сеанс связи, а днем, когда они преодолели высоту в четыре тысячи метров, разразилась гроза, которая длилась больше часа. После этого связь с ними пропала…
— Их тяга пройти по злополучному маршруту была просто мистической, прямо рок какой-то, — продолжает М. Горбенко. — Никто из нашего клуба эту идею не поддерживал. Никто! Причем они оба всегда отличались осторожностью. По сравнению с ними, я отчаянный человек. Случалось, выбирая маршрут, ругался с ними — Альперин всегда говорил: «Нет, здесь нельзя, опасно. Не пойдем…». То есть в безрассудстве их не обвинишь, однако что-то не рассчитали… Мы пытались их в какой-то степени отвлечь — подключили к ним группу перворазрядников. Но молодежь, завершив свою программу, уехала, а оба Володи ушли наверх.
В записной книжке мобильного телефона Мстислава Мстиславовича по сей день значится номер «трубки» Альперина. Не смог стереть. Рука не поднялась. Сохранил директор альпклуба и sms-сообщение, полученное от друга за день до трагедии: «Все в порядке. Делаем восхождение на Дыхтау и возвращаемся домой. Не волнуйся!». И все…
Что же тогда произошло, можно лишь предполагать. Ведь альпинисты шли самостоятельно, снизу в бинокль за ними никто не наблюдал. Они остались одни, вокруг — никого, только громадное горное пространство.
— Вероятно, они шли в связке, но без крючьев, — размышляет Мстислав Горбенко. — Судя по всему, сошла лавина либо камень — достаточно задеть один, другие «пойдут» по инерции. Ребят сбило со стены, пролетели метров четыреста. Зависли в кулуаре, веревка прорезала снежный гребешок, и альпинисты повисли от него с двух сторон — как коромысло. Мгновенная смерть — переломаны позвоночники...
По горячим следам вместе с группой тамошних альпинистов, кабардинцев и балкарцев, организовали наблюдение, облет с вертолета, провели фотосъемку места ЧП, но, увы, подойти к погибшим было невозможно. Вернулись в сентябре — экспедиция длилась двенадцать дней. Когда ударил ночной мороз, ребята часть пути проскочили, но под воздействием дневного солнца температура повысилась — опять сошли камни. Пришлось отступить. Выждали двое суток, после чего международная группа вновь подошла под стену, но… начался снегопад. Горы капризны. Сегодня есть погода, завтра — нет. Ребят-то мы обнаружили, даже переночевали рядом с ними… Но на следующий день посыпались камни. Наши планы рухнули. Приняли решение отступить. Отступить, чтобы вернуться.
ПОД ЛАВИНОЙ ИЗ МОКРОГО СНЕГА И КАМНЕЙ
Повторную экспедицию решили осуществить за счет благотворительных взносов. Средства требовались, в основном, на аренду вертолета — две тысячи долларов в час. Для снятия погибших необходима «стрекоза» со специфическими летно-техническими данными, позволяющими зависать между горными стенами и максимально приближаться к нужной точке. Надежда была на частную компанию из Пятигорска, которая в конце прошлого года приобрела специализированный французский вертолет. Заключили устное соглашение.
— Нас убедили, что пилоты этой компании имеют определенный опыт, летали в этом районе, что немаловажно, — говорит Мстислав Горбенко. — Недавно на Эльбрусе разбились два вертолета — упали во время облета на низкой высоте. Подвела неопытность пилотов — не учли воздушные потоки и прочие нюансы. Слава Богу, обошлось без жертв… То есть, кроме хорошей техники, нужен и профессиональный экипаж. К тому же такие сложные операции — на стене — еще не проводились.
Поисково-транспортировочными работами на опасной северной стене Дыхтау занималась команда добровольцев в составе одесситов — мастера спорта международного класса Владимира Могилы (руководитель), мастеров спорта Максима Перевалова и Владимира Клебанского, кандидатов в мастера Виталия Дубровина и Юрия Тыменюка, а также двух балкарских спасателей МЧС России Азнаура Аккаева и Адильби Ахкубекова. Врач спасательного отряда — Игорь Бондарь, руководитель — Мстислав Горбенко. Все работы проводились при организационной поддержке президента Федерации альпинизма и скалолазания Украины и альпклуба «Одесса» Валентина Симоненко, прибывшего на Кавказ вместе со спасателями.
— Два дня, одиннадцатого и двенадцатого июля, за стеной наблюдали Перевалов и Тыменюк, которые сообщили нам, что стена не бьет, простреливаются только подходы к ней, — рассказывает М. Горбенко. — Наша попытка вызвать вертолет из Пятигорска оказалась безуспешной. Полгода переписки и обещаний, что они смогут снять с Дыхтау «двойку» в любой момент, оказались на деле пустым пиаром компании «ПРОвертолетное движение»! И высадить спасателей на стену они уже не могут, и на внешней подвеске не работают…
Валентин Симоненко сразу занялся организацией прилета вертолета МЧС России.
Связка Дубровин — Перевалов обработала двести пятьдесят метров стены, 15 июля в час ночи мы вышли на маршрут. Цель была достигнута в 12.00. Потом — обеспечение страховки спасателей, большую часть тяжелейшей работы по вырубке тел из снега и льда взяли на себя Азнаур и Максим. Уже в темноте организовали сидячую ночевку на три веревки ниже упакованных тел... Всю ночь непрерывно шел мокрый снег. На следующее утро по стене то и дело сходили лавины из мокрого снега и камней.
При спуске по водопаду Альперина упускаем и не можем найти… Тело Кривошеева удается спустить на ледник, откуда его уносят на альпбазу «Безенги». Но необходимо найти Альперина. Увы, дополнительный выход под стену ничего не дает. Спасатели принимают решение о прекращении всех работ и спуске на альпбазу «Безенги». Мое предложение остаться на два-три дня и понаблюдать за стеной поддерживает Валентин Симоненко. Буквально через час он сообщил: переговоры с МЧС России закончились успешно. Утром будет вертолет!
17 июля в половине девятого утра в «Безенги» прибыл К-32. Совершая облет стены, на втором заходе заметили тело Альперина — в скальном кулуаре на середине стены. Второй ходкой вертолет забрасывает под стену Дыхтау Могилу, Перевалова, Клебанского, Тыменюка и Горбенко. Всю ночь они работают на стене и в семь утра спускают тело Владимира Альперина на ледник…
После завершения всех формальностей «груз 200» прибыл в Одессу. 21 июля, спустя ровно год после трагедии...
«НАДО ИДТИ И СПАСАТЬ!»
О них говорят: «Потеря страшная, невосполнимая…». Володя Кривошеев был прирожденным педагогом, классным инструктором, основательным, очень доброжелательным человеком. По специальности он инженер, был сильно загружен работой. Обучал молодежь исключительно на общественных началах.
— С Володей Альпериным мы осуществили множество совместных восхождений, — говорит М. Горбенко. — Много лет в одной связке ходили сложнейшие маршруты, попадали в тяжелые ситуации и вместе с честью из них выходили.
Володя Альперин был классным скалолазом, «снежным барсом», чувствовал и любил горы. Он один из основных участников сборной команды альпклуба «Одесса» в семидесятых-девяностых годах, в составе которой становился многократным чемпионом Украины и СССР. Лучшие восхождения он совершил по стенам Ушбы, Асана, Хан-Тенгри, Шхары, Шхельды, Замин Карора.
Немногие спортсмены и сегодняшние чемпионы тренировались так, как он. В душе он был профессиональным альпинистом, хотя по специальности — инженер-электрик, работал в «Одессаоблэнерго». Там его, как говорится, на руках носили — участвовал в ликвидации самых сложных аварий в электросетях. (Компания «Одессаоблэнерго» также оказала материальную помощь нынешней экспедиции на Дыхтау. — Авт.). «Снежный барс» Альперин не боялся ни высоты, ни работы под напряжением…
Помнится, в ноябре семьдесят восьмого наша команда делала первопроход южной стены на вершину Айя (Крым). Рядом стоял одесский сбор. Там случилось ЧП — на Куш-Кае пропала двойка одесситов — Ира Липатова и Илья Баскин. В тот день зарядил холодный дождь. Володя говорит мне: «Надо идти и спасать!». И мы вдвоем по мокрым скалам, рискуя жизнью, добрались до обессиливших ребят. Альперин напоил их горячим чаем, дал таблетки, ободрил. Потом помог вытащить их на яйлу (горное пастбище) по навешенным перилам.
В 1989 году Владимир возглавил сборную Украины на базе альпклуба «Одесса» и совершил первовосхождение в ледово-снежном классе на вершину Доброй Воли на Тянь-Шане — второе место в чемпионате СССР. Лед и снег были тоже его стихией. Володя покорил все семитысячники СССР, включая «Победу», был участником шести гималайских экспедиций. Его тринадцатилетний внук Костя, отличный парень, пошел по стопам деда — перворазрядник по скалолазанию.
Что добавить? Вместе с семьями погибших ребят осиротел и наш клуб. Мы сделали все, что смогли, нас никто не заставлял, никто не уговаривал. Ради памяти наших друзей прекрасных альпинистов Владимира Альперина и Владимира Кривошеева...
Постскриптум. Семьи погибших, Федерация альпинизма и скалолазания Украины и альпклуб «Одесса» выражают благодарность за помощь в организации поисково-транспортировочных работ МЧС России и его подразделениям в Кабардино-Балкарии (руководитель эльбрусского отряда Борис Тилов), в Северной Осетии и в Ставропольском крае, экипажу вертолета К-32 (командир Валерий Герасимов), без профессионализма которых операция не завершилась бы успешно. Особая признательность директору альпбазы «Безенги» Али Анаеву, всем спасателям МЧС России и команде А.Копылова, принявшим участие в транспортировочных работах. Благодарность всем, кто откликнулся на беду и внес свою посильную финансовую помощь.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |