ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Страна транзитного импотенциала
10.08.2011 / Газета: Уездный телеграф / № 32 / Тираж: 3900

Регионы и города, находившиеся на пересечении торговых путей и грузопотоков, во все времена богатели и процветали. Транзит товаров, «помноженный» на выгодное географическое положение, всегда приносил больше прибыли, чем производство этих товаров. Данная закономерность сохраняется и в современном мире: процветают Роттердам и Сингапур, Гибралтар и Суэц… В Украине зачастую — всё наоборот. Это, наверное, единственное европейское государство, где международные транспортные коридоры могут ассоциироваться с нищетой, разрухой и социальной напряжённостью. Яркий тому пример — город Рени.

Номинально будучи для Украины юго-западными «торговыми воротами», открывающими кратчайший путь на Балканы, в Турцию и другие страны (казалось бы, золотое дно!), фактически этот «форпост на границе с Евросоюзом» — просто дно. Дно, которое демонстрирует подлинный уровень нашей страны как «транзитной державы».

Жизнь на искусственном вулкане

В минувшую субботу ренийцы, живущие вдоль так называемой «объездной» дороги, в очередной раз провели акцию протеста, перекрыв движение большегрузного и крупногабаритного автотранспорта. Блокада трассы была кратковременной и носила символический характер (Ренийский горсовет разрешил проведение митинга, однако предупредил инициативную группу об уголовной ответственности за препятствование проезду фур). Тем не менее, люди показали, что их терпению приходит конец, и они готовы на самые отчаянные шаги.

Это была уже третья акция протеста подобного рода. Предыдущая состоялась в сентябре 2008 года — в тот раз манифестанты также перекрыли злополучную дорогу и даже грозили перекопать её, если власти не примут мер по прекращению движения большегрузных автомобилей по улицам города. Тогдашний глава Ренийской райгосадминистрации Андрей Булгаров встретился с протестующими, поддержал все их требования и твёрдо пообещал добиться строительства полноценной объездной дороги. И процесс, как говорится, пошёл: к решению проблемы удалось привлечь целый ряд ведомств, был разработан соответствующий проект, определена его стоимость. Но вскоре разразился мировой финансовый кризис, и чиновники всех рангов тут же забыли о ренийских дорожных страданиях. И предпочитают не вспоминать о них по сей день…

Следует напомнить суть проблемы. Существующая «объездная» дорога не отвечает своему «статусу» в принципе — она проходит непосредственно по улицам города, то есть является дорогой местного значения, которая по своим параметрам совершенно не предназначена для прохождения автомашин с пометкой «TIR». Но именно эта дорога служит единственной магистралью для большегрузного транспорта, движущегося по международной автотрассе Одесса — Бухарест в страны Европы и обратно. Тысячи и тысячи 40-тонных «фур» ежедневно и ежечасно (!) создают вибрацию, от которой разрушаются расположенные вдоль дороги жилые дома, а их жители вынуждены практически непрерывно находиться в условиях искусственной сейсмической активности.

Местные власти официально признали ситуацию чрезвычайной. В июле 2008 года техническая комиссия при горисполкоме провела обследование жилых домов и сооружений, расположенных вдоль «объездной» дороги. По итогам обследования был составлен акт, в котором прямо сказано: «У 80 процентов домов появились трещины, осадки несущих конструкций фундамента, стен и перекрытий», повреждено также 100 процентов бассейнов для питьевой воды. Вывод: «Это результат постоянного воздействия движения большегрузных автомобилей, которые создают вибрацию, приближенную к 3-4 баллам землетрясения по шкале Рихтера».

За минувшие три года положение стало ещё хуже — разрушительные процессы усугубляются и, более того, уже угрожают жизни людей. Давая интервью телеканалам «Интер» и «1+1», хозяйка одного из пострадавших домов показала журналистам пол летней кухни, провалившийся в погреб. По словам женщины, туда едва не упал ребёнок.

Горы отписок шлют со словами: не за горами, не за горами

Передо мной — обширная, накопившаяся за несколько лет официальная переписка между ренийскими властями и вышестоящими должностными лицами, включая губернатора Одесской области, депутатов Верховной Рады, министров и премьер-министра. Даже сухой бюрократический язык этих документов лишний раз свидетельствует о том, что вопрос транзита грузового автотранспорта через Рени — отнюдь не местечковая проблема. И даже не общегосударственная. Это проблема международная, проблема участия Украины в транснациональной транспортной системе.

Вот лишь несколько цифр. Если в 2005 году по ренийским улицам транзитом проходило не более 20 фур в сутки, то теперь, согласно информации таможни, поток большегрузных автомашин в направлении международного пограничного пункта пропуска «Рени — Джурджулешты» ежесуточно составляет от 80 до 120 единиц. Легко подсчитать, что годовой показатель — около 40 тысяч фур! Таким образом, маленький, неприспособленный для таких объёмов город Рени несёт на себе — в прямом и переносном значениях — огромный груз, расхлёбывая неспособность (нежелание) Украины развивать собственную транспортную инфраструктуру даже в таком стратегически важном регионе, как Придунавье. И, что самое обидное, не получая за это ни копейки в местный бюджет!

Тем удивительнее выглядят ответы высокопоставленных чиновников на многочисленные челобитные (пардон, обращения) ренийских городских и районных органов власти. Создаётся впечатление, что обитатели одесских и киевских казённых кабинетов не знают и знать не хотят, что страна огромного транзитного потенциала превращается в страну огромного транзитного позора. Какой там Рени с разрушающимися домами — его и на карте-то найти почти невозможно!

Некоторые цитаты заслуживают особого внимания. «Государственная служба автомобильных дорог Украины рассмотрела обращение главы Верховной Рады Украины Литвина В.М. по письму народного депутата Крука Ю.Б., — пишет заместитель руководителя Укравтодора Игорь Завийский в письме от 9 марта 2011 года. — … Что касается строительства объездной дороги города Рени, то в настоящее время разработана проектно-сметная документация по строительству этой дороги… Укравтодор вернётся к вопросу включения указанного объекта в производственные планы дорожной отрасли после прохождения… экспертизы, решения вопросов землеотвода и согласования со всеми заинтересованными организациями». В общем, ответ ни о чём — ни сроков реализации проекта, ни объёмов финансирования.

Но самым ярким образцом государственного цинизма можно назвать отписку от 25 февраля 2011 года за подписью первого заместителя главы Одесской облгосадминистрации Натальи Чегодарь. … Объём расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автодорог местного значения и дорог, которые относятся к коммунальной собственности, установлен в сумме 4829,3 тыс. грн, что в 10 раз меньше (! — А.П.) объёма прошлого года… С 1 января 2011 года вступил в силу Бюджетный кодекс Украины в редакции от 08.07.2010 г., которым значительно расширена финансовая база бюджетов местного самоуправления, в том числе инвестиционной составляющей. Согласно прогнозным расчётам, возможный объём дополнительных поступлений в бюджет развития г. Рени от единого налога составляет 830,4 тыс. грн. Кроме того, по сравнению с минувшим годом увеличиваются доходы «второй корзины» общего фонда бюджета г. Рени на 1873,9 тыс. грн. Учитывая ограниченность областного дорожного фонда, означенный вопрос предлагаем решать за счёт местного бюджета и других незапрещённых источников».

Приехали! Вице-губернатор то ли делает вид, то ли действительно не понимает, что дело тут не в «дорогах местного значения», а в развитии транзитных возможностей государства. И никакие дополнительные доходы городского бюджета здесь не помогут, тем более что доходы эти в сотни раз меньше тех ассигнований, которые требуются для реального, а не мнимого решения проблемы. Однако госпожа Чегодарь «на полном серьёзе» призывает раскошелиться и без того нищую ренийскую громаду. Абзац.

Пусть сильнее грянет буря!

… Возвращаясь к акции протеста, необходимо отметить позицию Ренийского городского головы Сергея Колевича. Встретившись с жителями многострадальных улиц, мэр фактически одобрил все их действия, за исключением откровенно незаконных. Сергей Степанович заявил, что существует вполне легальный способ блокады дороги — массовое хождение туда-сюда по пешеходному переходу. Горсовету остаётся только инициировать нанесение «зебры» на трассе. Но это — крайняя мера, возможная в том случае, если все обращения в Киев останутся безрезультатными.

Говоря о ситуации в более широком контексте, С. Колевич подчеркнул, что есть только два выхода. Первый — немедленный капитальный ремонт действующей дороги (стоимость работ оценивается в 8-10 миллионов гривен). И всё же это — лишь полумера; по словам градоначальника, надо полностью исключить проезд фур по улицам города. Поставленной цели можно достичь лишь путём строительства полноценной объездной дороги. Проект готов, он прошёл экспертизу, однако цена вопроса очень высока — 200 миллионов гривен.

- Абсолютно очевидно, что нашему государству наплевать на Рени, — сказал С. Колевич. — Что ж, значит, мы оставляем за собой право относиться к государству точно так же. Транзит грузопотоков — задача государственная, и решаться она должна на государственном уровне. Если Украина не может или не хочет заниматься этим здесь, на юго-западной границе, то пусть перенаправит все фуры через Ужгород. И пусть водители чертыхаются, проезжая лишних 500-700 километров, — нас это не волнует. Если же всё останется без изменений, я вижу только один метод давления на украинскую власть — спровоцировать международный скандал. Будем обращаться в международные организации, международные суды. Пусть приедет сюда европейское телевидение и покажет на весь мир этот стыд и срам — как международный транспортный коридор проходит по убитым дорогам, мимо трескающихся домов и озлобленных жителей! Надо, чтобы все увидели истинное лицо украинской «евроинтеграции»!

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту